Хотя, перезагрузив отношения с Москвой, бывший президент США Барак Обама и выгадал для своей страны немало преимуществ, благодаря перезагрузке Кремлю удалось скрыть своё «нечистоплотное поведение» и модернизировать армию, пишет The Washington Post. По мнению издания, из этого можно сделать вывод, что Вашингтону не стоит переоценивать сотрудничество с Москвой, особенно учитывая, что к 2017 году для него осталось не так много областей.
Весной 2012 года, когда Владимир Путин вновь занял президентское кресло, Барак Обама собрал совещание в ситуационном центре Белого дома, чтобы обсудить дальнейший политический курс США. Обама много сделал для перезагрузки отношений с Россией, и, по мнению экс-президента, она принесла немало дивидендов. Однако ещё на первой встрече с российским лидером в 2009 году, где Обама услышал обычные «разглагольствования Путина о предательстве Запада», он понял, что отношения с Москвой, скорее всего, будут ухудшаться, пишет The Washington Post.
«Главная задача — поставить его в угол и не дать ему проказничать», — сказал однажды Обама о Путине. Тем не менее американский президент искал способ и оказать влияние на Путина, и сделать так, чтобы российскому лидеру была понятна его позиция.
«Несмотря на это четыре года спустя, когда Обама ушёл со своей должности, Путин был где угодно, но только не в углу, — отмечает газета. — Многие эксперты считали, что возродившаяся Россия начинает угрожать стабильности Европы и одерживать верх в таких ключевых регионах, как Ближний Восток. Однако что беспокоило больше всего — так это её прямое вмешательство в американские президентские выборы 2016 года в США».
Учитывая такой результат, подход Обамы к России оказался одним из самых спорных аспектов его политического наследия. «Был ли это самообман, который привёл к неудачному политическому курсу? Или его политика строилась на осознании естественных ограничений потенциала русско-американских отношений при Путине?» — задаётся вопросом The Washington Post.
По мнению издания, истина лежит где-то посередине.
С конца холодной войны при обсуждении России в Вашингтоне в основном спорили о том, какими методами можно эффективно влиять на поведение Москвы, особенно если оно ухудшится. Споры кипели также и о том, должны ли США идти с Россией на сближение, или же нужно попытаться её изолировать. Однако все эти дискуссии служили одной скрытой цели: созданию демократической и мирной России, которая бы работала с остальным миром над решением региональных и глобальных проблем.
Обама надеялся на сотрудничество с Москвой в таких областях, как ядерное оружие, торговля и инвестиции, а также по иранскому и северокорейскому вопросам. Несмотря на тревогу по поводу политического курса России, Обама понимал, что хорошие отношения с Москвой могут послужить на благо США.
В этом и была главная логика перезагрузки: это была не неуклюжая попытка сотрудничать с Россией любой ценой, отбросив все разногласия в попытке прийти к новой эре всеобщей гармонии. Отношения должны были строиться на смеси сотрудничества, соревнования и разногласий и учитывать прежде всего прагматические, а не идеологические аспекты.
Во время первого срока Обамы, когда президентом России был Дмитрий Медведев, а Путин «скрывался за кулисами» в качестве премьер-министра, перезагрузка принесла немало пользы. Россия и США сократили свои ядерные арсеналы, согласно договору СНВ-III, а также наложили жесточайшие санкции на Иран. Кроме того, Вашингтон получил возможность снабжать свой контингент в Афганистане через российскую территорию.
В то же время Россия постоянно обвиняла НАТО в том, что блок на самом деле видит в России врага, что формально до 2014 года не было правдой. Россия также воспользовалась перезагрузкой для модернизации своей армии и ликвидации её недостатков, вскрытых войной в Грузии 2008 года, отмечает издание.
После парламентских выборов в России 2011 года, которые были «омрачены сообщениями о фальсификациях», Путин открыто обвинил США, и особенно тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон, в разжигании протестов. В ответ Обама ввёл санкции и отменил запланированные саммиты.
Впоследствии все усилия Пентагона по налаживанию военного сотрудничества с Россией в таких сферах, как борьба с терроризмом, окончились неудачей. На этом этапе США уже практически не было нужды сотрудничать с Москвой, а к концу 2016 года отношения с Москвой достигли уровня холодной войны.
Администрация Обамы всегда считала перезагрузку с Россией временной дипломатической фазой. В своё время Вашингтон получил от неё немало дивидендов, мало что отдав взамен. «Так что в ретроспективе ошибка Обамы состояла не в самом политическом курсе, а в переоценке перезагрузки, которая помогла России скрыть своё нечистоплотное поведение, особенно в сфере модернизации армии и вмешательства в европейские выборы. Когда в 2012 году Путин формально вернулся к власти, Обама объявил об окончании перезагрузки недостаточно быстро, — уверена газета.
По мнению The Washington Post, из этой истории можно вынести несколько важных уроков.
Во-первых, не стоит преувеличивать потенциал сотрудничества с Россией. Пока Путин находится у власти, для установления продуктивных русско-американских отношений существует очень мало возможностей.
Во-вторых, Вашингтону не стоит бегать за Москвой, как будто США больше нуждаются в России, чем Россия — в США. Именно с этой проблемой столкнулась администрация Обамы, особенно когда в 2015—2016 годах госсекретарь Джон Керри пытался заключить с Кремлём сделку по Сирии.
В эту же ловушку может попасться и администрация Трампа. Кроме того, США не должны бояться изолировать Россию и даже просто заявлять о такой стратегии, чтобы сдержать устремления Москвы.
В-третьих, вне зависимости от намерений Москвы, нужно признать, что сейчас существует очень мало вопросов, по которым США необходимо даже «избирательное сотрудничество» с Россией. Это означает, что у российско-американского сотрудничества мало выгод, и, следовательно, разногласия Вашингтона и Москвы не могут нанести ему сильный урон. Иными словами, Америке и России совсем необязательно быть хорошими партнёрами, подводит итог The Washington Post.