Ровно сто лет назад была расстреляна Мата Хари — шпионка, танцовщица, куртизанка и одна из самых загадочных женщин начала ХХ века. «Газета.Ru» рассказывает историю легенды.
Маргарета Гертруда Зелле, более известная под псевдонимом Мата Хари, родилась в 1876 году в голландском городе Леуварден в довольно-таки зажиточной семье владельца шляпного магазина. Детство Маргареты было безоблачным, но продлилось благополучие недолго: когда девочке было 13 лет, отец обанкротился и развелся с женой. Через два года после этого мать Маргареты умерла, и девушку отправили учиться сначала в город Снек, где жил ее крестный, а после в Лейден, где она должна была получить профессию воспитательницы детского сада. Однако директор училища начал настаивать на внеурочных отношениях, и крестный Маргареты забрал ее домой. Судя по всему, условия и там были немногим лучше, потому что через несколько месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу.
В 18 лет Маргарета по объявлению познакомилась с 39-летним капитаном Рудольфом МакЛеодом, обвенчалась с ним в Амстердаме и уехала в Индонезию, на остров Ява. В браке у них родились два ребенка: сын, умерший в два года при загадочных обстоятельствах, и дочь, которая прожила 21 год. Семейная жизнь оказалась полной невзгод: Рудольф был алкоголиком, изменял жене и всячески ее третировал. Еще на Яве Маргарета переехала к другому голландскому офицеру, и, хотя позже Рудольф уговорил ее вернуться в семью, пара развелась через восемь лет брака.
Неудовлетворенность в личной жизни Маргарета пыталась компенсировать, изучая индонезийскую культуру и, в частности, национальные танцы. Тогда же она берет себе псевдоним Мата Хари: в переводе с малайского «Солнце», дословно «Глаз дня».
Оказавшись без мужа, детей (после развода Рудольф забрал дочь к себе) и средств к существованию, Мата Хари переезжает в Париж. Когда ее позже спрашивали, почему она выбрала именно этот город, она отвечала: ««Не знаю, но я
думаю, что всех жен, сбежавших от мужей, тянет в Париж».
Мата Хари пробовала устроиться натурщицей, но встретила массу отказов от художников: ее кандидатуру отвергли из-за маленького бюста. Тогда она устроилась наездницей в цирк Молье, где работала под псевдонимом Леди Греша Мак-Леод. А в 1905 году она начинает выступать как экзотическая танцовщица. Дебют состоялся в музее восточного искусства «Мюзэ Гимэ». На глазах послов Японии и Германии, а также других высокопоставленных гостей, прямо среди уникальных экспонатов девушка в процессе выступления полностью разделась, оставив на себе лишь браслеты и жемчужное ожерелье.
Маргарета оказалась в нужное время в нужном месте. Европа переживала пик интереса к ориентальной теме и ко всему, связанному с балетом и его разновидностями. Ажиотажу вокруг выступлений способствовали и многочисленные легенды, которые мастерски выдавались журналистам. Так, газета La Vie Parisienne писала, что «эти абсолютно подлинные брахманские танцы мадам Мата Хари выучила на Яве у лучших жриц Индии. Эти танцы хранятся в тайне. В глубине храмов за ними могут наблюдать только брахманы и девадаши». Помимо якобы обучения искусству танцев в храмах, Мата Хари, по легендам, была внебрачной дочерью императора Индии Эдуарда VII и некой индийской княжны.
Имя Маты Хари стало появляться на пачках сигарет, коробках с печеньем, почтовых открытках и вообще начало превращать в золото чуть ли не все подряд. Ее отец написал книгу «История жизни моей дочери и мои возражения ее бывшему супругу», что только добавило ей популярности.
Экс-муж между тем активно возражал, что его бывшая жена не умеет танцевать и у нее плоскостопие.
Впрочем, особого богатства, несмотря на щедрые гонорары и роскошные подарки от любовников, у самой Маты Хари не было. Биографы отмечают, что она испытывала страсть к карточным играм, не исключено, что все доходы она просто проигрывала.
Летом 1906 года Мата Хари выступала в Берлине, где познакомилась с новым любовником, лейтенантом Альфредом Кипертом, который пригласил даму сердца в Силезию, где как раз проводились военные маневры. Однако ее несколько раз задержали по подозрению в связях с русской разведкой, и она решает от греха подальше уехать домой, в Нидерланды.
Во время Первой мировой войны Нидерланды сохраняли нейтралитет, а Мата Хари, соответственно, могла перемещаться между странами. Но поскольку Франция, куда она в итоге переехала, и Нидерланды были разделены линией фронта, то ездить ей приходилось через Испанию и Великобританию. До сих пор не известно, когда и как именно произошла вербовка Маты Хари германскими службами, но предполагается, что она могла стать немецким агентом задолго до войны.
Как бы то ни было, ее постоянные перемещения между странами и загадочным образом утекающие сведения от любовников танцовщицы привлекли внимание и французских спецслужб. Мата Хари, узнав о том, что ее подозревают в связях с Германией, сама явилась во французскую контрразведку, предложив свои услуги. Агенту Н-21, как назвали Хари, дали задание и отправили в Мадрид. Однако позже французы перехватили немецкое зашифрованное сообщение о перемещениях шпионки и указании ей вернуться в Париж, а когда узнали, что она действительно возвращается во французскую столицу, то окончательно подтвердили свои подозрения о Хари. Впрочем, есть версия, что немцы специально отправили легко перехватываемое сообщение, чтобы избавиться от двойного агента чужими руками.
В январе 1917 года Мата Хари была арестована в Париже и помещена в тюрьму в Сен-Лазаре. В ходе четырехмесячного допроса (адвокат был допущен только на первый и последний из допросов) женщина утверждала, что, «кроме любовных связей, с офицерами Германии ее ничего не связывало». В июле ее обвинили в передаче противнику сведений, которые привели к гибели нескольких дивизий солдат.
Государственный обвинитель Андре Морне заявил, что «вред, который нанесла эта женщина, неописуем», и назвал Мату Хари «величайшей шпионкой нашего века».
Хотя современные исследователи считают, что как шпионка Хари была не так уж и эффективна, а ценность добытых ей сведений сильно преувеличена.
Ранним утром 15 октября 1917 года за приговоренной женщиной прибыла тюремная охрана. Хари удивила охранников, возмутившись, что ей даже не предложили позавтракать перед смертью. После завтрака Маргарета Зелле надела черное бархатное пальто, шляпу, черные замшевые перчатки и нарядные туфли. Очевидцы рассказывали, что она выглядела совершенно спокойной. На стрельбище под Парижем Мата Хари попросила не связывать ей руки и не надевать на глаза повязку. Она послала палачам воздушный поцелуй и произнесла: «Я готова, господа». Когда тело шпионки упало на землю, один из офицеров подошел и для верности выстрелил ей в затылок.