Александр Ткачев за годы «санкционной войны» с Европой проявил себя как ярый государственник и протекционист. И это в глазах руководства страны ретуширует все скандалы, в центре которых регулярно оказывается несдержанный на язык министр сельского хозяйства.
И в мусульманских странах есть свинина
В субботу в Воронеже президент провел всероссийское совещание, посвященное развитию сельского хозяйства. Выступал на нем и министр Александр Ткачев, который отчитывался об итогах работы отрасли. Больше всего его порадовали успехи в свиноводстве: по итогам прошлого года российские аграрии реализовали почти 4 млн. тонн свинины (в живом весе) — и за последние три года (то есть с тех пор, как было введено продовольственное эмбарго) эта цифра выросла на треть.
Причем 80% всей свинины производится в крупных сельхозпредприятиях (а не на частных подворьях или в фермерских хозяйствах — как, например, в случае с бараниной или говядиной). И уровень централизации производства постоянно растет: еще десять лет назад агрохолдинги производили только треть всей свинины в России. Возможно, это происходит потому, что самому Ткачеву принадлежит один из крупнейших агрохолдингов страны.
Глава Минсельхоза напомнил на совещании, что скоро будут введены в строй еще несколько гигантских комплексов. На восточном экономическом форуме министру продемонстрировали проекты нескольких свиноферм, которые строятся в Приморском крае и Сахалинской области группами «Мерси» и «Русагро» — здесь планируется содержать почти 1,3 млн. голов свиней одновременно! И это при том, кстати, что к началу нынешнего года в России поголовье составляло 22 миллиона свиней (из них 18 миллионов — у агрохолдингов).
Причем поразительнее всего не гигантские масштабы новых свиноферм, а скорость выращивания животных: товарную массу в 110 килограммов они будут набирать всего… за 170 суток. За счет каких технологий этого удастся достичь, похоже, Александра Ткачева не сильно интересует.
Для него важнее именно масштаб — а следовательно, и потенциальная выручка. По словам министра, он намерен добиться значительного роста экспорта свинины. Для примера он привел президенту Германию, где ежегодно производится 5,5 млн. тонн свинины (в России по итогам прошлого года — почти 3,3 миллиона), из которых 3 миллиона отправляется на экспорт.
— На экспорт во все страны, и прежде всего в Китай, Индонезию, часть — в Японию, Корею и так далее, — заявил Ткачев.
— Индонезия — это мусульманская страна, свинину не едят, — поправил бодрого министра Владимир Путин.
— Ну, Южная Корея, какая разница…
Реплика министра вызвала смех у президента: видеозапись его реакции на оговорку Ткачева стала хитом в интернете, набрав сотни тысяч просмотров. Но Ткачев, похоже, не сильно от этого смутился. Для него и здесь, главное — масштабы производства.
Где едят халяльную курятину
Судя по многочисленным комментариям в соцсетях и на YouTube, интернет-пользовали позитивной реакции Путина не разделяют. Им стыдно за то, что пост министра сельского хозяйства занимает человек, который путает Индонезию и Южную Корею. И даже не знает, что мусульмане не едят свиного мяса.
Впрочем, справедливости ради, президент тоже не совсем прав. Индонезия — страна с преимущественно мусульманским населением. Однако христиане и индуисты (это почти 12% населения страны) охотно выращивают свиней: поголовье хрюшек составляет почти 8 миллионов особей, а ежегодно страна производит почти 400 тысяч тонн свинины. Немало, согласитесь, для мусульманской страны?!
Впрочем, этой детали мог не знать и Путин, а вот Ткачеву, готовясь к докладу перед главой государства, стоило бы быть в курсе. Причем это уже не первое подобное заявление министра, которое справедливо могло бы вызвать гнев мусульман. Так, в апреле прошлого года на брифинге по итогам заседания правительства Ткачев заявил: «мы думаем уже активно и об экспорте, прежде всего в страны азиатского рынка и Персидского залива».
Страны Персидского залива (в отличие от Индонезии) — имеют практически стопроцентное мусульманское население, и уж здесь-то никакой потребности в свинине точно нет! Точно так же, как во Франции никто не додумается поставлять в арабские страны улиток и лягушек — в исламе это тоже харамные (запретные) животные.
Ну а если уж Ткачев и вправду так озабочен тем, чтобы российское продовольствие завоевало арабский мир, лучше бы наращивали поставки халяльного мяса — скажем, курятины. Как недавно рассказали журналистам на продовольственном форуме «Хлеб и сало», работающий в нескольких регионах Юга России агрохолдинг «Ресурс» стал лидером по экспорту курятины в страны Персидского залива.
Здесь даже разработали торговую марку An-Noor («Свет»): персонал, техническая документация, процессы выращивания птицы, переработки и хранения мяса полностью соответствуют требованиям шариата. Причем это соответствие подтвердили инспекторы Международного центра стандартизации и сертификации халяля при Министерстве окружающей среды и водных ресурсов ОАЭ. И сегодня среди покупателей этой курятины — жители не только ОАЭ, но также Бахрейна и Иордании.
Странно, что об этом несомненном успехе российских аграриев Ткачев в докладе президенту «скромно» умолчал.
Куда девать белорусские креветки
За последнее время Александр Ткачев, который и в бытность губернатором Кубани никогда не лез за словом в карман, отметился целым рядом скандальных и резонансных заявлений. На том самом совещании в Воронеже он предложил ужесточить методы борьбы с санкционными продуктами — вплоть до того, чтобы тотально досматривать все грузовики, которые следуют в Россию из Белоруссии.
Если на какую-либо партию перевозимой продукции не будет фитосанитарных документов, то еду необходимо немедленно уничтожить на месте (а не отправлять обратно в Белоруссиию, как принято сейчас правилами Таможенного союза), а грузовики… конфисковать в казну России.
Неоднократно грозился Ткачев и жесткими санкциями в отношении отдельных государств: в частности, Белоруссии и Казахстану обещал перекрыть поставки российского сахара (поскольку якобы затем его реэкспортируют обратно), а Турции — и вовсе прекратить экспорт отечественной сельхозпродукции (после того, как Анкара повысила таможенные пошлины на российское зерно).
Неоднократно высказывался Ткачев и в защиту введенных «продовольственных» санкций: даже в прошлом году громче всех прочих министров предлагал продлить эмбарго еще как минимум на пять лет. А с представителями «либерального» блока в правительстве он неоднократно конфликтовал: в частности, прошлой весной обвинил министра финансов Антона Силуанова в «убийстве сельского хозяйства России». По мнению Ткачева, именно по вине Минфина бюджетные субсидии вовремя не доходят до аграриев…
В общем, в разгар «санкционной войны» с Европой Ткачев проявил себя как государственник и протекционист. От министра сельского хозяйства, которое сегодня экономическое оружие «номер один» только того и надо. И это, пожалуй, лишний довод для руководства страны, чтобы оставить Ткачева на посту — невзирая на все скандалы. Ну а то, что путает Индонезию с Кореей, так это же, вроде, и правда сущие мелочи…
Фото Global Look Press
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).