Несмотря на увеличение бюджета Минобороны Украины, армия по-прежнему ослаблена из-за регулярных хищений. Общественность и международные инвесторы, пока безуспешно, призывают к созданию специального Антикоррупционного суда.
Это показательный случай в рамках нынешних арестов в Украине, связанных с коррупцией. 11 октября 2016 года два высокопоставленных чиновника Министерства обороны были арестованы по делу о хищениях. Первый, Игорь Павловский, занимает пост заместителя министра обороны, другой — Владимира Гулевич, глава департамента госзакупок МО.
Обоим грозит до 12 лет лишения свободы. Они обвиняются в хищении порядка 5 миллионов евро в рамках контракта на закупку топлива, подписанного в 2016 году. Они увеличили цену на топливо в среднем на 16% от начальной цены, а разницу присвоили себе.
Украина все еще находится в состоянии войны, несмотря на некоторую стабилизацию конфликта. На востоке страны почти 20 000 человек по-прежнему противостоят сепаратистам Донбасса, поддерживаемым российской армией, по обе стороны от демаркационной линии. В регулярных перестрелках люди гибнут и получают ранения.
Чтобы дольше продержаться в этой войне правительство Украины увеличило военный бюджет. В 2013 году он составлял 1,6 миллиардов евро, а в 2014 увеличился до 2,1 миллиарда. С тех пор он остается на этом же уровне. Это привело к значительному продвижению украинской армии, которая теперь может противостоять противнику, чего она не могла сделать в начале конфликта. Но при таком притоке денег случаи хищения только увеличились.
В июле месяце были арестованы руководители Львовского бронетанкового завода. Вместо того чтобы оснащать танки новыми двигателями, они ставили на них старые отремонтированные двигатели, купленные на черном рынке по низким ценам. Разницу они клали себе в карман… В августе пятеро сотрудников министерства обороны были арестованы за махинации с контрактами на покупку шлемов и пуленепробиваемых жилетов… И это только самые последние случаи.
Обвинения в расхищении оборудования и растрате средств в армии на Украине уже давно не новость. Правда это касается только министерства обороны. Но всплывающие сегодня аферы привлекают особое внимание. Речь идет о гораздо более серьезных суммах денег, которые и так есть в распоряжении министерства. Теперь эти махинации особенно трудно принимаются большей частью общественного мнения, когда многим семьям приходится решиться отпустить сына на фронт, где на карту поставлено выживание страны, что все чаще преподносится в Украине как «русское вторжение», а не простое восстание в восточной провинции.
Воровство подрывает доверие украинцев к институтам власти. Оно ставит под угрозу сотрудничество с западными партнерами, в первую очередь с Канадой, Великобританией и США, которые взяли на себя обязательства по оказанию военной помощи Украине.
Учитывая это, недавние аресты доказывают, что Украина пытается отреагировать на это негативное положение дел. Но события последних месяцев вызывают осторожность. Действительно, даже если виновные были арестованы, они все еще далеки от тюрьмы. С момента революции 2014 года в Украине не было крупных судебных процессов в отношении коррупционеров, несмотря на несколько арестов, которые имели место быть на отдельных местах.
Именно борьба с хищениями, фаворитизмом и коррупцией на высшем уровне, были одними из основных требований протестующих в 2014 году. В результате смены власти, под давлением Европы, правительство учредило Национальное бюро по борьбе с коррупцией. Это НАБУ арестовало заместителя министра обороны и его сообщника. Но для того чтобы быть эффективным этот механизм должен быть дополнен созданием специального антикоррупционного суда. Но до его создания дело так и не дошло.
Создается впечатление, что президент Украины всячески увиливает от этого. Каждый раз, когда он узнает о новом случае воровства в МО, он грозится «отрезать руку» виновным, возмущается, мечет гром и молнии. Но при этом создание специального антикоррупционного суда стоит на месте. На одном из своих выступлений Порошенко заявил, что специальный суд будет создан в 2019 году, то есть уже после президентских выборов.
Однако МВФ, который поддерживает Украину в рамках программы финансовой помощи, объявил создание специального суда обязательным условием для выплаты следующего транша. Правда, этого заявления было недостаточно, чтобы ускорить процесс. В Украине борьба с коррупцией высокопоставленных чиновников идет медленно. И чем ближе предстоящие президентские выборы, запланированные на март 2019 года, тем отчетливее кажется, что будет очень сложно провести серьезные реформы в этой области.