В понедельник 16 октября истёк ультиматум, который правительство Испании в лице премьер-министра Мариано Рахоя выдвинуло руководству автономии во главе с Карлесом Пучдемоном. Барселона должна была чётко ответить на запрос Мадрида, была ли провозглашена независимость автономной области.
Пучдемон, как сообщают испанские СМИ, вместо прямого ответа призвал премьер-министра Испании встретиться, чтобы «открыть путь к диалогу» в течение двух месяцев. Глава Каталонии также напомнил, что процесс выхода региона из состава королевства был приостановлен.
Пучдемон считает, что сложившаяся в автономии ситуация «нуждается в политических ответах и решениях». «Наше предложение начать диалог является искренним», — отметил в письме каталонский лидер. Он также призвал прекратить «подавление населения и правительства Каталонии».
Напомним, в голосовании по вопросу о выходе из состава Испании, которое прошло 1 октября, приняли участие 2,28 миллиона из 5,31 миллионов имеющих право голоса каталонцев. За независимость региона высказались 90,18% участников. 10 октября власти Каталонии подписали декларацию независимости, которая пока не вступает в силу.
Теперь срок продлен до четверга. В случае, если ответ не будет получен, Мадрид может применить 155-ю статью Конституции, которая позволяет приостановить самоуправление Каталонии.
Видимо, на случай, если каталонцы попытаются защитить правительство Пучдемона, в Каталонии остаётся около 10 тысяч не местных полицейских. Кроме того, в регионе, по сообщениям СМИ, были замечено порядка 20 грузовиков с военными, принимавшими участие в военных операциях в Ираке и Афганистане.
Конечно, сложно представить, чтобы в «цивилизованной Европе» государство применило против своих граждан гаубицы и «Грады», как это произошло на Украине. С другой стороны, сложно было это представить и по отношению к Донбассу до 2014 года. Насколько жёстко будет действовать Мадрид по отношению к мятежной Барселоне, и пойдёт ли это на пользу целостности Испании?
— На мой взгляд, власти Каталонии избрали достаточно хитрую тактику, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Фактически, зафиксировав результаты референдума 1 октября, они «подвесили» ситуацию, и стали ждать выгодных предложений со стороны Мадрида. Я думаю, Барселона сейчас не будет активно настаивать на независимости, поскольку ЕС продемонстрировал свою довольно жёсткую позицию в отношении перспектив независимости Каталонии. Тем более, что историческая Каталония располагалась также на территории нынешней Франции и Андорры. И у конфликта, если его «подзапустить», есть перспектива стать международным, что, конечно, ни в коей мере не устраивает Брюссель.
В этой связи власти Каталонии взяли паузу, чтобы не провоцировать насилие с одной стороны, Тем более что испанские власти настроены, судя по всему, решительно, и готовы использовать силу и достаточно массовые аресты для подавления сепаратистского движения. И, судя по тому, как разворачивались события 1 октября, каталонцы не особенно готовы к сопротивлению. Они, в общем-то, как и все испанцы любят пошуметь, помитинговать, но брать в руки оружие для того, чтобы добиться независимости, как это сделали русские в Донбассе, они не готовы.
Каталонские власти это понимают, поэтому они выбрали паллиативный вариант: не провозглашая напрямую независимости, они решили поторговаться с центральной властью Испании.
Думаю, всё сведётся к обсуждению налоговых и других финансовых преференций для Барселоны. С другой стороны Мадрид тоже «закусил удила», и, удостоверившись в поддержке ЕС, он не расположен к компромиссам.
— Много будет зависеть от позиции внешних игроков. Евросоюз сейчас заинтересован в том, чтобы притушить конфликт в Каталонии. А вот как раз американцы заинтересованы в рыхлой Европе. Поэтому, если они будут подпитывать каталонский сепаратизм, то ситуация может пойти по пути постепенного обострения конфликта. Однако, повторяю, каталонцы пока не хотят доводить дело до войны. Традиционно они не очень-то боролись за свою свободу, как показало их поведение в период гражданской войны в Испании в тридцатые годы прошлого века. И даже к «гандистскому» методу ненасильственного сопротивления прибегнут далеко не все жители Каталонии, поскольку значительная часть их выступает против отделения от Испании. Да, сепаратизм имеет место в этом регионе, но пока что дальше вывешивания национальных каталонских флагов из окон дело не идёт. Репрессии заставят каталонцев затаить злобу на Мадрид, но не более того.
— Испанские власти уже как-то обвиняли Россию в «раздувании» проблемы каталонского сепаратизма.
— Нашим СМИ эта проблема интересна в связи с тем, что нас напрямую касаются события в Донбассе, а ранее были две военных кампании против чеченских сепаратистов. Объективно говоря, после того, как Евросоюз вместо альтернативы США, как у нас надеялись, во многом остался сателлитом американцев, Россия тоже не заинтересована в сильной Европе. И каталонский сепаратизм в каком-то смысле нам на руку. Но мы стараемся не влезать в ещё один конфликт, учитывая антироссийскую пропаганду на Западе.
— Ответ главы Каталонии на ультиматум Мадрида, по сути, можно расценить как уход от ответа, — говорит старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, специалист по Испании Екатерина Черкасова. — Карлес Пучдемон как бы пригласил Мадрид к переговорам. В ближайшее время мы узнаем результат. Либо власти Испании всё же не будут обострять ситуацию и начнут полномасштабные переговоры с Барселоной. И переговоры будут вполне предметными. Накопилось много проблем в отношениях между Мадридом и Барселоной, начиная от политической и экономической сферы и заканчивая культурой. Прежде всего, это вопрос о расширении финансовой автономии региона.
Или же Мадрид сочтёт неудовлетворительным ответ Пучдемона и тогда в ход будет пущена 155 статья Конституции Испании. Правительство автономии будет распущено, введено прямое правление Мадрида до новых выборов. По тому, как идут дела сейчас, второй вариант представляется более вероятным. Для Испании это будет беспрецедентное событие. Поскольку 155 статья, написанная в 1978 году, до сих пор ни разу не применялась. Кроме того, её формулировки довольно расплывчаты. И потому трудно понять, как далеко может зайти Мадрид, применяя эту статью.
В общем и целом ситуация в Испании зашла в тупик, наблюдается политический и конституционный кризис. И правительство Рахойя должно искать выход.
— Жёсткая реакция Мадрида может усилить сепаратистские настроения в Каталонии?
— Я думаю, что ситуация останется примерно такой же. На протяжении уже многих лет социальные опросы показывают, что сторонники реальной независимости среди каталонцев остаются в меньшинстве. Да, события 1 октября, когда полиция проявляла жёсткость и даже жестокость в ходе референдума в Каталонии, взвинтили мирное население. И чисто тех, кто имеет претензии к Мадриду, увеличилось. Тем не менее, в Каталонии люди, скорее, хотели высказать своё мнение через референдум, объявить о своём недовольстве существующим порядком дел, чем реально добиться независимости.
— В 2014 году в Донбассе многие тоже голосовали не столько за независимость от Украины, сколько за несогласие с путчистами в Киеве. Тогда тоже трудно было представить, что по мирным городам начнёт бить артиллерия…
— Испания, Евросоюз — это всё-таки иное политико-правовое поле, чем то, что существовало на Украине в 2014 году. Обострение ситуации до вооружённого конфликта я считаю нереальным. Но, конечно, в Каталонии есть какой-то процент радикально настроенных молодых людей, которые не прочь при удобном случае разбить сотню витрин или сжечь — десяток-другой машин. От таких беспорядков Каталония не застрахована.
— Усилит ли эта ситуация раскол между Мадридом и Барселоной?
— Если Мадрид захочет пойти по пути сбалансированных уступок, то конфликт постепенно будет сглаживаться. Я думаю, что в первую очередь Каталонию успокоит, если испанские власти предоставят автономии больше финансовых полномочий.
Фото АР