Несмотря на ряд обострений, имевших место быть в недавнем прошлом, российская кампания в Сирии идет в соответствии с заявленными планами Министерства обороны.
Без особых проблем удалось отбить контратаки террористов Исламского государства* в Хомсе, а неожиданное нападение боевиков Джебхат ан-Нусры* на позицию российской военной полиции в Хаме кончилось полнейшим разгромом террористов. Это говорит о том, что освобожденные территории полностью контролируются, причем без ущерба для наступления на все еще занятые врагом земли. Сейчас Сирийская арабская армия, являющаяся основным союзником российских ВКС, активно освобождает Дэйр-эз-Зор.
На днях наконец-таки удалось полностью окружить террористов, продолжающих контролировать столицу провинцию. Этому предшествовало мощное наступление на восточном берегу Евфрата, к которому с запада примыкает Дэйр-эз-Зор. Итог известен — окруженные боевики уже сейчас начинают сдаваться. Но этим последние успехи правительственных войск не ограничиваются. Несколько южнее развернута операция по дальнейшему освобождению западного берега Евфрата, на котором расположены многие ключевые для Исламского государства города и прочие поселения. Сейчас, например, под контролем Дамаска находится давно захваченный псевдохалифатом Меядин, а также некоторые близлежащие районы. Очевидно, что на этом дело не станет, и армия Башара Асадасовместно с российским союзником скоро продвинется еще дальше, и в итоге добьется окончательного разгрома ИГИЛ в Сирии.
О том, что это произойдет скоро, говорил и официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков и его руководитель Сергей Шойгу. Последний сообщил, что 92% Сирии освобождены, а это значит, что со дня на день операция против ИГИЛ будет успешно завершена. И думается, что так и будет — за два года присутствия российских Воздушно-космических сил в Сирии, территория, подконтрольная Дамаску, увеличилась в четыре раза. Однако не все разделяют подобную точку зрения. На Западе несколько иное представление о будущем российской кампании. Вот что по этому поводу думает австралийский военный эксперт, профессор Джон Блакслэнд.
— Освобождение провинции (Дэйр-эз-Зора — авт.) — вопрос времени. В других районах все уже почти закончено. В Хасаке Исламское государство уже ничего не контролирует, кроме небольших месторождений. Основные силы перебрались в Ирак еще до того, как демократические силы приблизились к границе. То есть они контролируют часть провинции только из-за того, что курды не захотели тратить на них время. Остальные анклавы Исламского государства почти ликвидированы. В Хасаке, Ракке и в остальных территориях от них удалось почти избавиться. Сильнее всего их позиции в Хомсе. Там они развернули контратаку и вернули под свой контроль часть районов, что у них забрала армия режима. Еще они сумели несколько раз разбить Хезболлу.
— Нападение террористов было успешно отбито, а неудачу Хезболлы исправила российская авиация.
— Это не так. Если это так, то почему до сих пор возле Сухны ИГИЛ удерживает большие территории? Они контролируют дорогу до Дэйр-эз-Зора. Да, бои прекратились, но это не означает, что они не начнутся завтра или на следующей неделе. У Асада снова большие проблемы, их может решить только Россия.
— Недавно сирийская арабская армия и российская авиация вернули под контроль Меядин и продолжают наступать. Разве успешное наступление правительственных войск говорит о проблемах?
— В Меядине террористы продолжают вести бои. Этот город штурмуют уже больше недели, но там не было больших сил террористов. Россия уже не так сильно поддерживает Асада сверху, потому что это тяжело при таком малом количестве самолетов. А новые перебрасывать пока никто не собирается. Но эти проблемы не такие большие, потому что впереди может быть катастрофа.
— О чем вы говорите? Разве почти уничтоженные террористы способны еще на что-то?
— ИГИЛ еще не уничтожено. Они (террористы — авт.) есть в Сирии, они есть в Ираке. В Дэйр-эз-Зоре дела у Асада пошли тяжело, потому что именно здесь были основные силы Исламского государства. Их контрнаступление небольшими силами отбросило армию режима на десятки километров в Хомсе. В Дэйр-эз-Зоре намного сложнее. То, что происходило последние месяцы, напоминает тактический маневр. Террористы завели армию вглубь провинции, заставив растянуть фронт. Это может привести к окружению, если севернее Меядина будет нанесен удар по незначительным силам армии режима. А именно здесь сейчас основные силы. Это будет катастрофа, и русские тогда не смогут помочь. Одними самолетами нельзя воевать, это не приносит настоящую пользу. Что тогда будет делать Асад? Он опять попросит Россию помочь. Но Россия не будет присылать новые самолеты или новых людей, потому что это опасно для ее политики. Тогда русские обратятся к США и союзникам, потому что они обладают достаточными силами для ликвидации этой ситуации. Но после того, что происходило, такая возможность практически исключается. США не будут спасть Асада, США не будут помогать русским. США и остальные государства никогда не поддерживали Асада. Его считают виновным во многих убийствах и в том, что произошло со всей Сирией. Поэтому такое сотрудничество невозможно.
Возможно, австралийский эксперт выдает желаемое за действительное. Пока известно, что операция в Сирии почти завершена. Об этом заявил министр обороны России Сергей Шойгу на встрече с главой военного ведомства Израиля Авигдором Либерманом. По словам нашего министра, в Сирии осталось решить всего несколько моментов. Так что, видимо, США не дождутся, что Россия начнет просить их о помощи.
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.