Вы говорите: украинцы — братский народ? Вы говорите: они — один тот же народ, что и русские? Ну, тогда посмотрите, как на Украину смотрит грузинский автор, подготовивший некий документ для одного израильского исследовательского центра.
Того же самого, документ которого — «Уничтожение Исламского государства* — стратегическая ошибка» (The Destruction of Islamic State is a Strategic Mistake) — «СП» недавно опубликовала. Кстати, я тут обратил внимание, что, судя по ряду комментариев, на некоторых особо чувствительных читателей опубликованный документ, в котором откровенно излагались планы Запада (включая Израиль) в отношении «сохранения» ИГ, произвел столь неизгладимое впечатление, что они были не в состоянии поверить в существование этого документа и в нашу способность такие документы получать. Заверяю всех сомневающихся: фейки — не наша (уж точно — не моя) специализация. Тот документ можно прочитать на сайте израильской исследовательской организации здесь.
А теперь еще к одному документу той же организации. Он называется «Украина скоро не разрешится» (Видимо, имеется в виду, что «проблема Украины скоро разрешена не будет» — Ukraine Won’t Be Solved Any Time Soon); автор Эмиль Авдалиани — преподает историю и международные отношения в Тбилисском государственном университете и в Государственном университете Ильи (Грузия). Работал на различные международные консалтинговые компании, пишет статьи о развитии событий в военной и политической сферах на постсоветском пространстве.
Итак:
Украина скоро не разрешится
Прогноз Центра BESA No. 611, 11 октября 2017 года
Краткое содержание: Конфликт на Восточной Украине перерос в замороженную фазу, в которой ни одна из сторон не достигает никаких выгод. Несмотря на имеющиеся соглашения, более трех лет не наблюдается никакого значимого прорыва. Геополитические императивы диктуют, что прогресс будет зависеть от того, кто — Россия или Украина (т.е. Запад) — поступятся своими интересами. Украинская проблема коренится в географии страны, а также в постоянных провалах России использовать свое участие в сирийском конфликте и на других театрах, в качестве рычага для получения уступок от Запада.
***
Для европейца Украина лежит на древнем маршруте, по которому шли все главные вторжения в Европу с Востока. С точки зрения русского, однако, Украина — земля, через которую осуществлялись западные вторжения в Россию. Русские помнят мощные армии и шведского короля Карла XII (18-й век), и Гитлера (20-й век), которые маршировали на восток через Украину.
Украина — эффективный маршрут вторжения, поскольку ее территория равнинная и не имеет никаких серьезных географических преград. Сохраняя Украину в орбите своего влияния, Россия может распространять свое влияние в сердце Европы. И только через Украину Москва имеет непосредственный сухопутный доступ к своим миротворческим силам в Приднестровье.
Большая территория Украины также позволяет ей служить для России в качестве страны-буфера в случае вторжения с Запада. А Украина, находящаяся под западным влиянием, создаст неразрешимую проблему для Москвы, поскольку НАТО и ЕС потенциально будут граничить с неспокойным северокавказским регионом.
Украина также владеет всем северным побережьем Черного моря, включая Крымский полуостров (так у автора; чего еще от него ждать — С.Д.). С точки зрения Москвы, Украина, в случае ее вступления в НАТО, лишит Россию ее влияния на Черном море. В этом причина того, что Россия аннексировала Крым. Его уникальное расположение позволяет военным флотам достигать любой точки в Черном море легко и быстро.
Украина, находящаяся под западным влиянием, кроме того, не позволит русским свободно контролировать Керченский пролив. Этот пролив имеет стратегическое значение, поскольку он соединяет критически важное Черное море с Азовским морем у границ российского Северного Кавказа. Таким образом, Россия контролирует морские пути и энергетические ресурсы, поставляемые в Азовское море и вывозимые из него.
Москва озабочена тем, что в свете продолжающегося конфликта с Западом по поводу Украины прозападное правительство в Киеве могло бы позволить западным военным флотам и даже НАТО использовать этот пролив. Контроль доступа в Азовское море имеет критическое значение для Москвы, поскольку отсюда имеется прямой доступ к реке Дон, разделяющей глубокий тыл России от Северного Кавказа. Более того, по российским расчетам, стратегически важная река Дон может быть использована иностранными вооруженными силами для вторжения в собственно Россию. В самом деле, история доказывала, что эти российские страхи обоснованны. Для Москвы все еще свежи в памяти планы Запада по отделению от России Кавказа — это имело место и в ходе Крымской войны (1853−56), и во время оккупации Украины Германией во время Второй мировой войны.
Украинская проблема останется неразрешенной из-за провала Путина провести по ней торг с использованием российского участия в сирийском конфликте. С самого начала военных действий в Сирии в 2015 году Кремль надеялся, что как только он обретет инициативу на сирийском театре действий, Запад будет настроен более дружественно по отношению к его позиции по Украине, что позволило бы осуществить сделку.
Москва старалась постепенно укреплять свои позиции в других конфликтных зонах, помимо Сирии. Появлялись многочисленные сообщения о том, что русские оказывали военную поддержку движению Талибан** в Афганистане. Москва громко ведет себя в ходе текущего ядерного противостояния на Корейском полуострове. Даже в Ливии Россия старается медленно и тщательно выстраивать свою переговорную позицию, проводя регулярные совещания с высокопоставленными ливийскими чиновниками.
Глядя на эти действия России, становятся понятны намерения Кремля — он хочет обрести как можно больше политических рычагов в как можно в большем количестве конфликтов по всему миру, чтобы оказывать влияние на Запад или ослабить переговорную позицию Запада по Украине. Однако, маловероятно, чтобы эта стратегия сработала. Пока Запад успешно блокировал российские инициативы вокруг Сирии. Более того, решимость Запада только усиливается по мере того, как свое давление наращивает Россия. В августе США ввели в действие новые санкции. Появляются сообщения, указывающие на то, что ЕС, скорее всего, в конце 2017 года или в начале 2018-го продлит свои собственные меры против Кремля и российских госкомпаний. В дополнение к этому, Вашингтон уже открыто говорит о предоставлении Киеву летального оружия и проводит регулярные военные учения по периферии российских границ на участке от Молдовы до Южного Кавказа.
Принимая во внимание общую картину, более вероятно, что российские и западные императивы вокруг Украины в ближайшем будущем останутся преобладающими. Геополитические интересы будут по-прежнему ограничивать дипломатические прорывы на востоке Украины, а попытки России использовать в качестве рычага свое участие в сирийском конфликте или в других возникающих конфликтах будут блокироваться западными державами.
Прогнозные документы Центра BESA публикуются благодаря щедрости семьи Грега Россхандлера.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией, деятельность которой на территории России запрещена.
** «Движение Талибан», решением Верховного суда от 14.02.2003 признано террористической организацией, деятельность которой на территории России запрещена.
Фото АР