После того как на Украине победила «революция достоинства», новые власти взяли усиленный курс на украинизацию.
Притом, всё началось настолько стремительно и беспощадно, что никто и глазом не успел моргнуть: 22 февраля 2014 года Виктор Янукович, не сложив с себя президентских полномочий, покинул Киев, а на следующий день Верховная Рада уже отменила закон «О государственной языковой политике», позволявший придавать официальный статус русскому и другим негосударственным языкам на территории республики. В последние годы был принят ряд и иных мер, ограничивающих использование русского языка: украинский язык теперь должениспользоваться не менее, чем в 75% эфирного времени на телевидении «нэзалэжной», а под видом «борьбы с российской агрессией» в стране была запрещена трансляция почти шестидесяти телеканалов РФ.
В конце прошлого месяца президент Порошенко подписал закон о тотальной украинизации образования, который направлен на вытеснение русского и других языков нацменьшинств из учебных заведений. И если предыдущие шаги по украинизации сопровождались обеспокоенностью Москвы и одобрительным молчанием Запада, то на этот раз лопнуло терпение и Венгрии с Румынией. Дело в том, что румыны и венгры являются компактно проживающими на Западе Украины этническими меньшинствами, которые желают сохранить свою самобытность, а также право использовать свои родные языки. В Верховной Раде то ли про это забыли, то ли погрязли в иллюзиях, что западные партнёры им теперь всё спустят с рук — иначе не объяснить, зачем они приняли закон об образовании, который нарушает права не только русскоязычных, но и венгроязычных, и румыноязычных…
Мгновенная реакция Будапешта и Бухареста застала Киев врасплох и была весьма резкой и болезненной для Украины. Так, представитель МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что Киев ударил его страну в спину, и теперь может забыть о европейском будущем.
Другим неприятным сюрпризом для Киева, как мы уже писали в обзоре событий прошлой недели, стала прошедшая накануне в Будапеште под посольством Украины акция за самоопределение Закарпатья и за свободу национальных общин на территории Украины. Как сообщила в Facebook посол Украины в Венгрии Любовь Непоп, организаторы выступили за «самоопределение Закарпатья и свободу русинским, польским, болгарским, румынским, армянским национальным общинам, проживающим на территории нынешней Украины». По её словам, они протестовали против «варварства путчистов, которые захватили в плен Украину и вместе с ней венгерских национальных братьев».
А президент Румынии Клаус Йоханнис даже отказался от запланированного визита в «незалежную». Он во время Генеральной ассамблеи ООН лично сообщил Петру Порошенко о решении отменить визит, а также о том, что не посетит Украину, пока закон не будет пересмотрен. Румынский президент выразил надежду, что украинских румын всё же не лишат права обучаться на родном языке.
Более того, Будапешт и Бухарест договорились координировать усилия против украинского закона об образовании, а 12 октября члены Парламентской ассамблеи Совета Европы большинством голосов приняли резолюцию, осуждающую закон за нарушение прав национальных меньшинств. Уж не знаю, нашли ли в этом «руку Кремля», но такая реакция Запада заставила Киев в очередной раз «переобуться в воздухе» и внести в скандальный закон поправки: теперь он разрешил образование на украинской мове и языках Евросоюза. Тем самым постарался быстренько реабилитироваться и загладить вину перед европейскими братьями, продемонстрировав свою покорность.
Вместо тотальной украинизации дерусификация?
После нововведений в новый закон, он теперь стал направленным на ограничения лишь русского языка в сфере образовании. Стало быть, на Украине происходит не столько украинизация, сколько дерусификация. Реально пострадает только русскоязычное население нашей южной соседки. Украинские власти продолжают действовать в своём «фирменном стиле», нарушая свои международные обязательства.
Дело в том, что Совет Европы, членом которого Украина является, еще в 1992 году принял Хартию региональных языков, которая закрепляет следующее обязательство:
«В отношении образования участники обязуются, в рамках территории, где такие языки используются, в соответствии с положением каждого из этих языков и без ущерба для преподавания государственного языка (языков):
i) обеспечивать доступность дошкольного образования на соответствующих региональных языках или языках меньшинств; или
ii) обеспечивать доступность существенной части дошкольного образования на соответствующих региональных языках или языках меньшинств; или
iii) применять одну из мер, предусмотренных в предыдущих подпунктах i) и ii), по крайней мере к тем ученикам, чьи семьи просят об этом и количество которых считается достаточным для этого; или
iv) содействовать и/или поощрять применение мер, упомянутых в предыдущих подпунктах i)-iii), если государственные органы не обладают прямой компетенцией в сфере дошкольного образования».
И далее по тексту те же положения в отношении начального, среднего, профессионально-технического и высшего образования.
Теперь будет весьма интересно следить за реакцией мировых и европейских организаций, призванных защищать права человека и следить за их соблюдением. Продолжит ли Совет Европы давить на Киев из-за того, что на Украине нарушаются языковые права национального меньшинства? Или после того, как Верховная Рада разрешила образование на языках Евросоюза, на Западе удовлетворённо замолчат и перестанут замечать данную проблему? При втором варианте развития событий, который более вероятен, станет в очередной раз понятно, что все эти «бдящие за права и свободы» евросоюзы, советы европы и еврокомиссии в состоянии защищать лишь «свои» нацменьшинства, наплевав при этом на остальных (и особенно на русских).
Первая ласточка западного одобрения уже прилетела. Так, глава представительства Европейского союза в Украине Хьюг Мингарелли заявил, что понимает украинскую аргументацию и постарается объяснить её в Брюсселе. Не верится глазам, не правда ли? Еврочиновник понимает тех, кто дискриминирует группу населения по языковому признаку.
Похоже, что русским и русскоязычным украинцам в «незалежной» вновь придётся надеяться лишь на себя и на дипломатическое давление Москвы на Киев. Притом, на давление не напрямую, а через западные политические и правозащитные структуры, потому что конструктивный российско-украинский диалог без посредников сегодня фактически невозможен. Остудить пыл Киева на сегодняшний день способны лишь западные структуры, стало быть, вина за попрание прав русскоязычного населения на Украине лежит далеко не только на украинских властях.
Но ни Совет Европы, ни прозападные правозащитные организации не станут браться за решение данной проблемы. Все эти структуры уже давно зарекомендовали себя не с лучшей стороны: в их заявлениях прослеживаются двойные стандарты, а решения зависят от политической обстановки в мире. Так что, вероятнее всего, украинский закон об образовании в Брюсселе «поймут», высосав из пальца какую-либо фантастическую аргументацию, мол, «русский язык на Украине используется Кремлём для ведения гибридной или информационной войны».
Важно понимать, что происходящая на Украине дерусификация происходит при полном одобрении Запада и полностью в его геополитических интересах, потому что способствует переориентации украинского населения с Востока на Европу. Осуществляется этот процесс с помощью борьбы против общего исторического и культурного наследия русских и украинцев, уничтожения «общего знаменателя» двух братских народов, который всегда способствовал их единству. Так что, дискриминация русского языка у наших южных соседей выглядит вполне закономерной и спланированной акцией, а возможно, и согласованной заранее с «партнёрами». Какая уж тут может быть реакция Запада? Они никогда не выступали против своих же интересов, вряд ли и на этот раз случится чудо.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня