Назначение министра обороны Молдавии стало причиной очередного политического кризиса в стране. Главу военного ведомства назначили в обход верховного главнокомандующего, президента Додона.
Чтобы провернуть такую «операцию», Конституционному суду пришлось временно отлучить главу государства от власти. У главы парламентской республики и без того было немного полномочий. И теперь он призывает людей к массовым акциям протеста, чтобы в стране прошли досрочные парламентские выборы и начался переход к президентской форме правления.
Военное ведомство Молдавии лишилось министра в конце декабря 2016 года. С тех пор правительство и президент никак не могут согласовать нового главу Минобороны. Правительство предлагало должность министра 32-летнему Евгению Стурзе. Молодой человек начал политическую карьеру в 2009 году и никак не связан с воинской службой, зато является креатурой премьера Павла Филиппа и приверженцем европейских реформ. В свою очередь, президент Игорь Додон хотел усадить в вакантное кресло экс-министра обороны (с 2001 по 2004 годы) бригадного генерала Виктора Гайчука.
После того как президент Додон дважды отказался подписывать назначение Стурзы министром, Конституционный суд посчитал, что глава государства продемонстрировал неспособность выполнять свои конституционные обязанности — по закону Додон мог завернуть кандидатуру только один раз. И на свет появилось удивительное решение: Конституционный суд постановил, что председатель парламента или премьер-министр временно исполнят обязанности президента страны для издания указа о назначении министра обороны, поскольку сам президент не в состоянии это выполнить.
Напомним, правительство и парламент Молдавии ориентированы на интеграцию в Евросоюз, в то время как президент тянется к России. Проблема Додона в том, что он возглавляет парламентскую республику, то есть у него нет никаких реальных полномочий по управлению государством. Его козырем является лишь то, что за последние 20 лет он первый молдавский президент, которого выбрали всеобщим голосованием, а не решением депутатов.
Однако в 2017 году это не помешало парламентариям предпринять две попытки импичмента.
Додон тоже не сидит сложа руки: 18 октября он заявил о необходимости досрочных парламентских выборов, на которых должны победить его сторонники, чтобы превратить Молдавию в президентскую республику. Причем начало процессу, по задумке главы государства, должны дать массовые акции протеста молдаван, недовольных курсом страны на евроинтеграцию.
Судя по обмену ударами политических противников, можно было бы подумать, что в стране вот-вот разразится революция, но республика остается гораздо более стабильной, чем, например, соседняя Украина, в которой массовые акции протеста устраивают все подряд, включая бывшего президента Грузии. В чем секрет Кишинева, «МК» рассказал молдавский политолог Игорь ТУЛЯНЦЕВ:
— Решение Конституционного суда идеально укладывается в рамки действующей системы олигархической власти. Сначала, чтобы обнищавшее население выпустило пар, были проведены незаконные досрочные выборы президента Молдавии, на которых победил оппозиционер Додон. Теперь он и его сторонники из социалистической партии периодически получают оплеухи от либерального большинства в парламенте, но ни к каким серьезным последствиям это не приведет.
В конце концов, у Додона нет никаких властных полномочий, чтобы он каким-то образом мог угрожать режиму, а если он внезапно захочет поднять бунт на корабле, то импичмент организуют за 5 минут. Более того, социалисты проголосовали за все нужные либералам законы, в том числе по изменению избирательной системы. Если раньше, на выборах в 2018 году, оппозиция могла рассчитывать минимум на 50% мест в парламенте благодаря дружеским контактам Додона с Президентом России Владимиром Путиным, которого в Молдавии считают лучшим политиком в мире, то, перейдя на смешанную систему выборов, их голоса получат местные самовыдвиженцы, опирающиеся на районные власти, которые повсеместно формируются из либералов.
Фото Facebook