Увидел это фото и удивился — никогда раньше такого не видел. Мы же все привыкли к «Катюшам» на автомобильном шасси, ну максимум к направляющим, стоящим прямо на грунте. А тут такое! Копнул тему поглубже и увидел еще более интересные и необычные варианты.
Вот смотрите:
Работы по созданию боевых ракет начались в Великобритании в конце 30-х годов. Английское военное руководство было ориентировано на традиционные средства поражения целей на поле боя (ствольная артиллерия и авиация) и не воспринимало реактивные снаряды в качестве серьёзного оружия.
Британские боевые ракеты первоначально предназначались исключительно для стрельбы по воздушным целям, когда незадолго до начала войны была осознана необходимость совершенствования ПВО Великобритании. Нехватку необходимого количества зенитных орудий было решено компенсировать простыми и недорогими реактивными снарядами.
Первая разработанная 2-дюймовая зенитная ракета при запуске тащила за собой тонкую стальную проволоку, которая должна была, по замыслу разработчиков, запутаться в винтах вражеских самолетов, вызывая, таким образом, их падение. Существовал также вариант с 250-гр. осколочным зарядом, на котором имелся самоликвидатор, настроенный на 4-5 с полёта — к этому времени ракета должна была достигать расчетной высоты порядка 1370 м. Было выпущено небольшое количество 2-дюймовых ракет и ПУ для них, которые использовались исключительно в учебных и тренированных целях.
Более перспективной оказалась 3-дюймовая зенитная ракета, боевая часть которой имела ту же массу, что и зенитный 94-мм снаряд. Ракета представляла собой простую трубчатую конструкцию со стабилизаторами, в двигателе применялся заряд бездымного пороха — кордита марки SCRK, уже используемого в 2-дюймовой ракете. Ракета массой 25 кг имела потолок около 6500 м.
Ракеты и пусковая однозарядная установка были успешно испытаны в 1939 году. В том же году был начат серийный выпуск ракет и пусковых установок.
Запуск ракет с этих первых установок не всегда был надежным, а их точность была такой низкой, что был возможен только заградительный зенитный огонь. Вскоре для увеличения вероятности поражения воздушной цели была принята установка с двумя направляющими. В дальнейшем повышение эффективности зенитных реактивных установок шло путём увеличения количества ракет на пусковых устройствах и совершенствования неконтактных взрывателей ракет.
Были созданы мобильные установки на лафете от 3-дюймовых зенитных пушек, которые с 36 рельсовых направляющих могли давать залпы по 9 ракет.
А самой мощной была стационарная установка береговой обороны, стреляющая 4 залпами по 20 ракет, вступившая в строй в 1944 году.
3-дюймовые ракеты оказались гораздо более эффективными в качестве авиационного вооружения. Во время войны 3-дюймовые ракеты применялись с самолётов для борьбы с бронетехникой и даже для того, чтобы топить немецкие подводные лодки, находящиеся в надводном положении.
На некоторые танки «Кромвель» устанавливались по две 3-дюймовые зенитные ракеты на рельсах по бортам башен танков. Так же были попытки устанавливать такие пусковые на бронеавтомобили.
Начиная с 1944 года, союзники начали теснить японцев в Азии. Для боёв в джунглях были характерны относительно небольшие дистанции ведения огня и зачастую отсутствие возможности подтянуть артиллерию для разрушения японских дотов.
Для решения этой задачи была разработана реактивная система, ставшая известной под кодовым обозначением LILO.
Пусковое устройство переносилось на огневую позицию одним человеком, а второй в рюкзаке нес ракету. По прибытии на место ракета вставлялась спереди в трубу, угол возвышения регулировался задними опорными лапами, а наведение осуществлялось через открытый прицел. Запуск осуществлялся дистанционно с помощью электрозапала от батареи напряжением 3,5 В.
Существовало две модификации этого оружия: 83-мм — массой 17, 8 кг несла 1,8 кг взрывчатки, и 152-мм — массой 35 кг несла 6,24 кг взрывчатки.
LILO были способны входить в землю на глубину до 3 м, пробивая также бревенчатый настил, что было достаточно для разрушения любого японского дзота.
Разработка реактивного оружия в Великобритании была в первую очередь ориентирована на ПВО, однако в преддверии неизбежной высадки союзников на атлантическом побережье потребовалось лёгкое огневое средство, способное дать за короткий промежуток времени высокую плотность огня.
Конструктивно это реализовали, соединив ракетный двигатель 3-дюймовой авиационной ракеты с 13-кг боевой частью 127-мм артиллерийского снаряда. Для повышения точности стрельбы ракеты закручивались при старте с винтовых направляющих.
Пусковые установки устанавливались на десантные суда для огневого подавления в районе высадки. Флотская система получила оригинальное название «Mattress» («Матрас»).
Сухопутный вариант такой установки стал «Land Mattress» («Сухопутным матрацем»). Армейские буксируемые ПУ имели 32 ствола и угол возвышения: от 23° до 45°, максимальную дальность стрельбы до 7225 м.
Позже были созданы 24-х зарядные облегчённые установки. Управление огнем осуществлялось с помощью выносного пульта. На марше установка буксировалась обычной армейской грузовой машиной.
Первые британские «Land Mattress» были применены на Сицилии в 1943 году. Эти установки особенно отличились при переправе через реку Шельда и штурме Вальхерена в 1944 году, после чего были созданы еще несколько артиллерийских ракетных батарей.
Установки в значительных количествах поступили в войска только в начале ноября 1944 года, так что серьезного влияния на ход боевых действий они уже не оказали. Попытки применения «Land Mattress» в Бирме оказались не слишком удачными, из-за низкой мобильности. Требовались установки на самоходном шасси, но разработанное пусковые на шасси джипа на войну опоздали.
Против наземных целей использовались ракеты флотского противолодочного бомбомёта «Хеджехог», который был разработан в Великобритании и устанавливался на многие британские и американские боевые корабли.
бомбомёт «Хеджехог»
Модернизированный для ведения огня по берегу 178-мм снаряд с увеличенной дальностью стрельбы, содержал до 16 кг «Торпекса», что гарантировало при попадании уничтожение любого полевого укрепления или противодесантного заграждения. Имелся также зажигательный вариант, который при взрыве засыпал всё в радиусе 25 метров горящим белым фосфором.
Бомбомёты с модернизированными реактивными снарядами применялись как с десантных кораблей для «зачистки» берега, так и устанавливались на танки «Матильда».
«Матильда» вооруженная противолодочным бомбомётом — Matilda Hedgehog, экспонируется в австралийском музее в Puckapunyal. На корме машины установлен бомбомет Hedgehog.
Американцы приступили к разработкам собственных реактивных снарядов практически одновременно с англичанами, однако, результат оказался намного лучше. В ходе войны были разработаны и запущены в производство несколько различных типов реактивных снарядов калибра 4,5 дюйма (114 мм). Самым массовым стал разработанный для вооружения штурмовиков и выпускавшийся с 1943 года реактивный авиационный снаряд М8 массой 17,6 кг, он имел длину 911 мм и калибр 114 мм.
Реактивный снаряд М8
Помимо штурмовой авиации США, снаряды М8 активно использовали и наземные войска, монтируя пусковые многоствольные установки на танках, грузовиках, джипах и бронетранспортерах, а во флоте — на кораблях. Несмотря на «авиационную ориентацию» ракет М8, наземные войска и флот израсходовали этих реактивных снарядов в несколько раз больше, применяя их с многоствольных установок залпового огня.
В 1943 году на вооружение армии США поступает установка T27 Xylophone. Установки, расположенные в один ряд, монтировались на модифицированных 2,5 т шасси грузовых автомобилей GMC CCKW-353 6×6 или Studebaker. По точности, дальности стрельбы и мощности залпа они уступали советским БМ-13.
Американские РСЗО Т27 Xylophone
Также в США была разработаны более лёгкие установки. В качестве базы использовались модифицированные шасси автомобилей повышенной проходимости типа Willys или Додж «три четверти» WC51.
Установка T23
В задней части автомобиля устанавливались в два ряда трубы для 28 неуправляемых реактивных снарядов.
Наиболее известной американской РСЗО стала T34 CALLIOPE.
Базой для реактивной системы послужил средний танк М4 «Шерман». На его башне смонтировали пакет из 60 трубчатых направляющих для реактивных снарядов М8 калибра 4,5 дюйма (114 мм). Вес залпа составлял 960 кг, максимальная дальность стрельбы — 3800 м, время залпа 15-20 сек.
Горизонтальное наведение реактивной установки на цель осуществлялось командиром экипажа путем поворота башни. Вертикальная наводка производилась подъемом или опусканием ствола пушки, с которым посредством жесткой тяги был связан пакет направляющих. Общий вес установки составлял около 1 т.
Перезарядка системы на поле боя была весьма проблематичной, и поэтому ее попросту сбрасывали с танка сразу после залпа. Для этого отсоединялся всего один электроразъем и выбивались кувалдой три болта. В дальнейшем установка была модернизирована и избавиться от нее стало можно без выхода экипажа из танка.
Обычной тактикой был массированный обстрел позиций противника, с целью подавления противотанковых средств из РСЗО закреплённой поверх башни танка. После чего экипаж быстро избавлялся от пусковой установки и шёл в атаку наравне с обычными линейными машинами. С учётом обычно «одноразового» применения пусковой установки, в дальнейшем были приняты пластиковые и картонные направляющие для ракет.
Существовало несколько вариантов этих установок, которые пользовались популярность в войсках и активно использовались в боях.
Столкнувшись с многочисленными, зачастую весьма изощрёнными японскими укреплениями и огневыми точками во время боёв за атоллы, американцы в спешном порядке создали и приняли на вооружение однозарядную пусковую установку М12 для 114-мм реактивных снарядов М8, по типу британской LILO. Использовались как пластиковые, одноразовые пусковые, так и многоразовые из магниевого сплава. Однако вес боевой части 114-мм снаряда М8 не превышал 2 кг, и эффективность действия установки по защищенным целям была зачастую не достаточна.
Самыми «многоствольными» были ПУ Т44 со 120 «трубами», на грузовой площадке грузовика-амфибии DUKW или машины- амфибии LVТ и ПУ «Скорпион» со 144 стволами, на базе амфибии DUKW.
Американский флот и морская пехота активно применяли 114-мм снаряды типа 4,5″BBR — (BBR — Beach Barrage Rocket — ракета для разрушения береговых сооружений).Реактивный снаряд 4,5″BBR
Реактивный снаряд 4,5″BBR имел калибр 114,3 мм, его длина составляла 760 мм, масса — 13 кг. Пороховой метательный заряд весом 6,5 кг обеспечивал максимальную скорость снаряда 233 м/с, дальность стрельбы составляла около 1 км. Боевая часть содержала 2,9 кг тринитротолуола, по своему действию снаряд был, сопоставим со 105-мм гаубичным осколочно-фугасным снарядом.
Корабельные пусковые установки снарядов 4,5″BBR представляли собой пакеты сотовых направляющих, смонтированные на палубе кораблей огневой поддержки десанта под углом 45° к горизонту. Каждый из таких кораблей мог в течение считанных секунд выпустить несколько сотен реактивных снарядов, обеспечивая поражение оборонительных сооружений и живой силы противника на берегу. В 1942 году корабельные пусковые установки использовались при высадке союзных войск в Касабланке, а с 1943-го широко применялись при десантных операциях на тихоокеанских островах.
Импровизированная пусковая установка реактивных снарядов 4,5″BBR
Первые сухопутные установки для запуска снарядов 4,5″BBR представляли собой импровизированные желобковые деревянные направляющие, которые морские пехотинцы США применяли для ведения беспокоящего огня по позициям японцев.
Подразделение американских реактивных установок 4,5″BBR на грузовых автомобилях
Также простейшие пусковые монтировались на лёгкие вездеходы, наведение на цель производилось посредством соответствующего поворота автомобиля. Управление стрельбой осуществлялось с помощью выносного пульта.
Абсолютно все пусковые установки реактивных снарядов 4,5″BBR обладали большим рассеиванием при стрельбе и могли применяться только для нанесения ударов по площадям. Впрочем, в боеприпасах недостатка у моряков и морпехов не было: за годы войны в США было произведено более 1 600 000 реактивных снарядов 4,5″BBR.
Несмотря на достаточно массовое применение, имеющиеся реактивные боеприпасы не удовлетворяли американских военных по точности и могуществу действия у цели. В связи с этим американцы перешли к принципу стабилизации ракет вращением.
4,5-дюймовая ракета М16, имела длину 787 мм и массу 19,3 кг, в том числе 2,16 кг ракетного топлива и 2,36 кг фугасного ВВ. Ее начальная скорость была 253 м/с, максимальная дальность полета 4805 м. Стабилизация его в полете вращением вокруг продольной оси обеспечивается ввинченной в донце порохового двигателя турбиной, имеющей 8 наклонных к оси снаряда газовых сопел. На вооружение американской авиации ракеты М16 уже не поступали, являясь чисто наземными для реактивных систем залпового огня.
Буксируемая пусковая установка Т66
Специально для этой ракеты была разработана буксируемая пусковая установка Т66. Она состоит из 24 алюминиевых трубчатых направляющих, объединенных в пакет, установленный на двухколесном лафете с раздвижными станинами.
В вертикальной плоскости обеспечивается наводка в диапазоне углов от 0° до +45°, в горизонтальной — в пределах 20°. Заряжание пусковой установки производилось с дульной части. Вес пусковой установки без снарядов — 556 кг. Это позволяло использовать для транспортировки вездеходы типа «Виллис». Стрельба из установки велась с помощью выносного пульта.
Рассеивание снарядов было относительно невелико. Для полного снаряжения установки Т66 ракетами требовалось около 90 секунд.
Пусковая установка Т66 по совокупности характеристик являлась самой совершенной американской РСЗО из используемых во Второй мировой, но применялась она только в завершающей стадии боевых действий, и в весьма незначительных количествах.
В 1943 году на вооружение в США приняли 182-мм (7,2 дюйма) неуправляемый реактивный снаряд Ml7, предназначенный в первую очередь для уничтожения долговременных оборонительных сооружений. Длина снаряда Ml7 составляла 880 мм, общий вес — 27,5 кг. За время работы двигателя снаряд разгонялся до скорости 210 м/с, дальность стрельбы составляла примерно 3,2 км.
Имелся также усовершенствованный вариант этого снаряда — М25. Он имел головную часть другой конструкции, длина снаряда была увеличена до 1250 мм, вес составлял 26 кг. По сравнению с 114-мм реактивными снарядами, новые снаряды имели меньшую дальность и более мощную осколочно-фугасную боевую часть.
Пусковая установка Т40 для двадцати реактивных снарядов М17 также была смонтирована на «Шермане» по аналогии с РСЗО T34 CALLIOPE.
Установка состояла из 20 направляющих сотового типа. Сам пакет направляющих имел броневую защиту, причем в его передней части защита была выполнена в виде откидывающихся вверх и вниз броневых створок.
Пусковые установки Т40 были впервые использованы в 1944 году во время высадки англо-американских войск в Нормандии, применялись они и в боях в Северной Италии.
Давая оценку англо-американским РСЗО, стоит отметить, что, в отличие от СССР и Германии, они в армиях союзников никогда не рассматривались в качестве важного средства огневого поражения противника. Это можно объяснить подавляющим превосходством над немецкими войсками в классических средствах: ствольной артиллерии и авиации.
По своим боевым характеристикам американские, а в особенности британские реактивные снаряды существенно уступали используемым советскими и немецкими артиллеристами. Это нашло отражение в тактике их применения: английские и американские РСЗО крайне редко вели огонь по тылам противника, ограничиваясь обычно оказанием непосредственной огневой поддержки своим наступающим подразделениям.
Источник