Прогноз Центра BESA No. 631, 1 ноября 2017 года
Краткое содержание: 18 октября 2017 года представители Коммунистической партии Китая (КПК) собрались на партийный съезд, который проводится каждые 5 лет. В результате этого мероприятия председатель КНР Си Цзиньпин в значительной степени консолидировал свои позиции как в партийном, так и в государственном аппарате. Руководство Китая стоит перед сложными вызовами, но ему есть, чем гордиться. Партия демонстрирует силу и стабильность, а также делает все, чтобы показать, что у Китая есть лидеры, которые в состоянии вести страну к вызовам будущего — даже если китайский подход не всегда соответствует взглядам Запада.
Коммунистическая партия Китая (КПК), единственная партия в стране, каждые 5 лет проводит съезды, чтобы обсудить будущее Китая и выбрать замену для вакантных высоких должностей. 18 октября 2017 года примерно 2 300 представителей партии собрались на неделю, чтобы обсудить будущее своего гигантского государства.
Можно признать: нам мало что известно о происходившем на съезде за закрытыми дверями. Информация о решениях, принятых во время этого форума, поступала, главным образом, из китайских газет, которые являются органами партии, и из публичной речи Председателя КНР Си Цзиньпина, с которой он выступил на открытии съезда.
Что нам известно из этих источников, так это имена тех, кто был избран, чтобы заполнить освободившиеся высшие должности. Хань Чжэн теперь будет заместителем премьер-министра, Чжао Лэцзи будет вести кампанию против коррупции (это приоритет для председателя КНР с того момента, как он вступил в свою должность пять лет назад), Ли Чжаньшу будет руководить парламентом Китая, Ван Ян будет членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, Ван Хунин будет отвечать за идеологию, пропаганду и организационную работу в партии. Об этих людях мало что известно. Наверняка о них можно сказать только то, что никто из них не представляет собой угрозы для позиций председателя Си и никого из них не обозначают в качестве его наследника.
Длившаяся три с половиной часа речь председателя на открытии съезда дает возможность получить некоторое ограниченное представление о том, что происходит внутри партии. На основании этой речи и изучая атмосферу вокруг этого мероприятия, можно заключить, что Си (и это не вызывает удивления) укрепил свою власть в партии и в государстве.
В дополнение к тому, что он был единогласно избран на второй срок, Си добился еще нескольких достижений. Его концептуальный документ включили в программу партии, его назначили председателем Центрального военного совета КНР, и ему удалось провести съезд гладко — без каких-либо нежелательных негативных проявлений внутри страны и за рубежом.
Концептуальный документ председателя Си «Социализм с китайской спецификой для новой эры» в программе парии теперь стоит наряду с сочинениями двух почитаемых коммунистических лидеров Китая — Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Другие лидеры, которые следовали за Мао и Дэном, такого успеха не удостаивались — это является особым достижением только нынешнего председателя.
Достижение это говорит о том, что Си, скорее всего, будет находиться на своем посту более одного срока — так же, как и Мао. Или будет сохранять политическую активность спустя многие годы после официального завершения своего нахождения в должности — так же, как Дэн. В любом случае, можно заключить, что китайское руководство устойчиво, стабильно и полно гордости за своего лидера. Можно также сделать вывод, что никаких неожиданностей не будет. Таким образом, мировые лидеры, желающие иметь хорошие отношения с Китаем, должны быть заинтересованы в том, чтобы иметь хорошие отношения с Си, а не ждать, что появятся какие-то новые сценарии развития событий.
Цель назначения нынешнего председателя КНР на пост Центрального военного совета КНР состоит в том, чтобы укрепить позиции военных как внутри партии, так и вне её. Этот шаг является составной частью грандиозного плана Си по укреплению вооруженных сил, продвижению их вперед и подготовке их к всевозможным вызовам будущего. Для того, чтобы добиться этого он вновь провозгласил необходимость сфокусироваться на технологическом прогрессе — как в вооруженных силах, так и в экономике.
Из этого можно сделать вывод, что председатель КНР хотел бы видеть экономику страны более открытой. Это означает, что международным компаниям будет предоставлено больше возможностей осуществлять свои операции. Что, в свою очередь, должно поощрять технологический прогресс, который Китай будет использовать для собственных целей. Си часто говорит о необходимости такого прогресса, а правительство Китая поощряет деятельность в технологическом секторе и развитие отношений с теми странами, которые доказали свою компетентность в этой сфере.
Одной из таких стран является Израиль, а сотрудничество между Иерусалимом и Пекином в сфере технологий действительно активно развивается. Необходимо отметить, что сотрудничество в секторе военных технологий не очень-то существенно — главным образом, из-за давления на Израиль со стороны США, а также в силу истории двусторонних отношений в части, касающейся этих вопросов.
Тот факт, что съезд прошел без сучка, без задоринки — еще одно из достижений председателя Си. Однако это — то впечатление, которое складывается на основании информации (полученной из вторых рук) о событиях, имевших место за закрытыми дверями. Си, который изо всех сил старается выставить себя перед народом Китая в качестве лидера войны с коррупцией, отменил многие льготы, к которым участники съезда были приучены. В эти льготы входило обслуживание в парикмахерских, шитье костюмов на заказ и дорогостоящие деликатесы. Неизвестно, имело ли место сопротивление этому внутри партии, но кажется, что никаких инцидентов при внедрении этих изменений не было.
Северная Корея, сосед Китая, во время съезда не провела ни одного ядерного испытания, не старалась привлекать к себе внимания всего остального мира и ставить Китай в неловкое положение. Те, кто оспаривает позицию Китая по Южно-Китайскому морю, во время съезда тоже сидели тихо, чтобы не ставить Си в неловкое положение. Даже появление госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Азии не спровоцировало никакой напряженности.
Слова председателя Си об ожидаемом экономическом и военном росте были посланием американскому президенту. Как сказал Си, отношения между двумя странами для него имеют чрезвычайно большое значение, и он хочет уверить США в том, что в намерения Китая не входит бросать вызов американской гегемонии. Согласно точке зрения Си, Китай стремится к сотрудничеству с США и не рассматривает отношения с США в качестве игры с нулевой суммой.
Сказав это, Си предупредил своего американского коллегу, чтобы тот не поддерживал те действия, которые создают угрозу суверенитету Китая — такие, как продажа оружия Тайваню.
Трудно сказать точно, что имел в виду Си, когда он говорил, что Китай не старается подрывать американскую гегемонию, поскольку он также сказал, будто ожидает, что Китай под его руководством станет самой крупной и самой сильной экономикой в мире. Однако точно то, что при Си Китай с готовностью оставляет за США должность глобального полицейского и не имеет никакого намерения «тратить» свое время на то, чтобы пытаться разрешать разного рода конфликты по всему миру.
Чего не было в речи председателя Си, так это какого-либо отсыла к социальному аспекту длящегося китайского роста — к желанию китайских людей быть более вовлеченными в процесс принятия решений по тем вопросам, которые влияют на их собственные жизни и будущее. Китайский средний класс растет, и растет желание его членов участвовать в процессе принятия решений.
Как бы то ни было, заявление Си о том, что Китаю не требуется осваивать у себя иностранные методы правления или социальные модели, кажется, служит ясным индикатором взглядов партии. Говоря о своем намерении вести страну к полной модернизации в 2035 году, Си ни словом не упомянул о методах правления. Непонятно сможет ли Китай продолжить свой рост без политических и социальных перемен. Но ведь и ранее мало кто поверил бы, что Китай смог бы добиться того, чего он уже добился без этих изменений.
Китайское руководство стоит перед многими вызовами, некоторые из которых оно либо игнорирует, либо подавляет. В то же самое время, у китайского руководства есть много того, чем оно может гордиться. На протяжении последних пяти лет более 60 миллионов китайцев преодолели черту бедности. На международной арене партия демонстрирует эластичность, стабильность и веру в своих лидеров. То, как китайское руководство подходит к предстоящим вызовам, не всегда укладывается в стиль мышления Запада. Но, в конце концов, сказал же Си: «Нам нет нужды приспосабливаться к каким-либо иностранным идеям».
Автор: Roie Yellinek — докторант департамента ближневосточных исследований Университета Бар-Илан (Израиль), сотрудник исследовательского центра Kohelet Policy Forum (Израиль) и приглашенный ученый Шанхайского университета (КНР).
Прогнозные документы Центра BESA публикуются благодаря щедрости Семьи Грега Россхандлера.
Фото ТАСС