Власти Крыма изучают возможность создания на полуострове центра по развитию IT-технологий по аналогии с калифорнийской Силиконовой долиной. Об этом на встрече с иностранными журналистами 8 ноября заявил глава республики Сергей Аксенов.
«Мы сейчас хотим, чтобы (в Крым) зашли те люди, которые современные IT-технологии будут рассматривать. Думали, как создать здесь такой центр типа Силиконовой долины, думаем, как это сделать», — сказал глава Республики Крым.
По его словам, для создания аналога Силиконовой долины в Крыму есть серьезные трудовые ресурсы.
«У нас хорошие ребята-программисты, многие из них уехали из Украины, хотят безопасно работать. Мы сейчас пытаемся такую группу сформировать, создать под них условия, площадку и так далее», — резюмировал Аксёнов.
Ранее экономист Михаил Делягин заявил, что позиция Запада по отношению к Крыму открывает новые возможности для бизнеса и экономического развития региона. Делягин отметил, что поддерживает идею создателя «ВКонтакте» Павла Дурова о том, что если международное сообщество вывело Крым за рамки международного права, то этим нужно пользоваться.
«Сказать, что патенты, выданные в странах, которые ввели санкции против нас, не действуют на территории Крыма. Мы получим Силиконовую долину в течение полугода без копейки вложений, потому что все изобретатели мира, все хакеры мира, все люди, которые ломают программы и ломают изделия механически приедут туда и будут там творить», — заявил Делягин.
По мнению экономиста «это можно было сделать уже давно, однако „офшорная“ аристократия не способна выступать против своих хозяев».
— Вообще-то IT-технологии развиваются в Кремниевой долине в США, — говорит президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов. — А в Силиконовой долине, которая находится рядом, по некоторым данным, процветает бизнес по производству порнофильмов. Не мешало бы главе Крыма знать об этом, когда он выдвигает столь значимые идеи.
Рассмотрим вариант легального создания крымской кремниевой долины. Если говорить об иностранных инвестициях, которые жизненно необходимы для развития IT-технологий, то их крайне проблематично получить в такой регион как Крым. Проблема и со специалистами. Конечно, «айтишники» могут физически находиться на полуострове, а при этом фрилансерами работать в зарубежных компаниях. Но если Аксёнов, как государственник, хочет, чтобы налоги от их деятельности оставались в Республике Крым, то осуществление этой идеи невозможно до того, как Киев, и стоящий за ним Запад, не сменят своей позиции относительно принадлежности полуострова. Поэтому в данном вопросе Аксёнов занимается, мягко говоря, популизмом. Притом, что он в последнее время высказывал немало здравых идей по развитию полуострова. В частности, связанных с его уникальной природной и климатической ценностью, поскольку в Крыму есть места, где больше 300 дней в году светит солнце.
Как известно, более трети всех виноградников России находится на полуострове. Причём, при модернизации технологии их выращивания, можно будет кардинально сократить расходы воды на орошение. То есть вода из перекрытого Украиной Северо-Крымского канала для этого не потребуется. Как раз подобная деятельность могла бы привлечь инвесторов. Поскольку полученные на полуострове виноматериалы можно было бы спокойно растворить в общем объёме вина, производимого в России. Таким образом, мы могли бы даже избавиться от импорта виноматериалов из-за рубежа. Это серьёзная работа, которую необходимо вести, так или иначе взаимодействуя с мировым винодельческим рынком. И здесь возможны реальные прорывы.
— Однако со слов Михаила Делягина возможен иной вариант развития Кремниевой долины — условно говоря, хакерский…
— Вообще я уважаю Михаила Геннадьевича, но по поводу таких его предложений могу только развести руками.
Отношение к «чёрному IT» в мире довольно однозначное. Делать и без того проблемную территорию ещё более проблемной в свете международного законодательства, очень неосмотрительно. Поскольку это даст мощный аргумент Киеву и Вашингтону, которые пытаются представить российский Крым как «территорию беззакония».
На мой взгляд, мы как раз должны работать на разрушение этого образа, а не помогать западным политтехнологам создавать его.
— Однако Запад через свои СМИ вряд ли будет рассказывать о том, как всё хорошо в Крыму, даже если там на самом деле будет решена большая часть проблем и начнётся бурное развитие экономики и культуры. Может быть, выгода, о которой говорит Делягин, важнее, чем наш имидж в глазах Запада или кого бы то ни было?
— Знаете, есть очень простой рецепт поднять ВВП на 10−15%. Легализовать проституцию и продажу наркотиков. Теневая экономика имеет место практически в любой стране мира. Но я не считаю, что в функции государства входит её поддержка или развитие. На мой взгляд, система морального самоограничения, которая возникает в процесс развития общества, является максимально целесообразной.
Да, в советское время процветало довольно специфичное отношение к авторскому праву. Как известно, нам надо было преодолеть технологический разрыв, существовавший между СССР и странами Запада. Тогда мы широко использовали разработки других стран в сфере машиностроения. Однако с того момента, как разрыв был преодолён, СССР всё больше создавал собственных разработок.
Сегодня надо понимать, что ни самолётостроение, ни автомобилестроение, ни даже IT-индустрия не являются драйверами развития экономики в отдельно взятой стране. Это устоявшиеся отрасли, где есть свои сложившиеся стандарты. Причём Россия по большинству показателей догнала Запад, а по некоторым разработкам находится впереди планеты всей. Не зря сейчас идёт мощный накат на лабораторию Касперского, поскольку она имеет один из лучших антивирусных продуктов на мировом компьютерном рынке. И в этом свете не совсем понятно, чего хочет господин Делягин. Мы что, к примеру, собираемся воровать новейшие достижения в сфере генной инженерии? И ради этого нам, видимо, придётся пожертвовать сотрудничеством в высокотехнологичных отраслях.
А я хочу заметить, что сегодня ни США, ни Евросоюз, ни Китай в одиночку не могут совершить прорыв. Сегодня любая большая продвинутая разработка в сфере IT-технологий подразумевает хотя бы минимальное международное сотрудничество. А если мы объявим часть своей территории зоной свободной от авторского права, как вы понимаете, это поубавит желание иметь с нами дело, причём далеко не только у западных «партнёров».
Что касается признания Крыма, я думаю, что данный вопрос будет решаться через усугубление кризисных процессов на Украине. А это неизбежно произойдёт. И наша задача — дождаться нужного момента и добиться решения оптимального для всей русской цивилизации.
— Крым, при всех своих достоинствах, не лучшее место для развития инновационного бизнеса, — соглашается декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — По сути, это территория, где существует повышенная вероятность различных эксцессов, учитывая не признание Киевом российского статуса полуострова. Не только зарубежные, но и некоторые российские «айтишники» могут отказаться от работы в Крыму, чтобы не попасть под санкции. Сегодня главная задача России — удачно интегрировать полуостров в российскую экономическую и политическую систему. Если это произойдёт, многие проблемы Крыма будут решены.
Что касается развития «хакерской долины» в Крыму, где не признавалось бы авторское право, то можно однозначно сказать, что современное руководство России не захочет ссориться с «западными партнёрами». Тем более в условиях пристрастного внимания ко всему, что происходит в России со стороны западного сообщества.
Фото DPA
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).