На днях представители Верховной Рады заявили о готовности разорвать дипломатические отношения с Россией — страной, у которой, несмотря на все нынешние всплески майданной активности, у большинства украинцев остаются прочные связи.
Жизнь сегодняшней Украины напоминает временами спектакль, временами цирковое представление. Причем, потешаются на этой «арене» только сами циркачи — зрителям, то есть рядовым гражданам, давно не до смеха. На днях представители Верховной Рады заявили о готовности разорвать дипломатические отношения с Россией — страной, у которой, несмотря на все нынешние всплески майданной активности, у большинства украинцев остаются прочные связи, основанные, в том числе, и на возможности беспрепятственно посещать РФ ради постоянного и гарантированного заработка.
Разрыв головного мозга
О том, что Киев может разорвать дипломатические отношения с Москвой, сообщил депутат от правящего «Блока Петра Порошенко» Иван Винник. По его словам, власть будет обязана пойти на такой шаг после принятия законопроекта о реинтеграции Донбасса, в котором Россию назовут «агрессором». Интересно, что формулировку, обязывающую украинское правительство соблюдать нормы международного права и придерживаться «практики взаимоотношения стран, одна из которых признана агрессором», народный избранник пообещал предложить лично. В подготовленной им поправке говорится, что Киев должен будет инициировать разрыв отношений через три месяца после вступления в силу закона о реинтеграции. Затем из России отзовут сотрудников украинских дипучреждений, а в Раду внесут проекты законов о денонсации соглашений о дружбе.
Предложение о разрыве дипотношений с Россией внес и депутат ВР от «Народного фронта» Андрей Тетерук. Срок исполнения, по его словам, — те же три месяца. А упомянутый Иван Винник отметил, что он и его соратники уже рассматривают, какое из сторонних государств сможет выступать в качестве посредника во взаимоотношениях между Украиной и Россией (такая практика дипломатических контактов принята в мире). «Белоруссия однозначно не может представлять интересы Украины, в отличие от США или страны — члена ЕС», — сразу же расставил приоритеты депутат. Скандальный законопроект Рада рассмотрит на следующей неделе, когда он поступит на второе чтение. Именно на этом этапе и предполагается принять корректировки, затрагивающие важные процедуры в сфере межгосударственных контактов.
Украина уже не в первый раз принимает решения (или заявляет о готовности их принять), способствующие ухудшению отношений наших стран, а также их граждан. Вспомним отмену прямого авиасообщения, угрозы прервать железнодорожные маршруты, введение ограничений на посещение Украины гражданами России (в том числе, требование обязательного наличия загранпаспорта), разрыв экономических, культурных контактов. На днях было объявлено об обязательном согласовании гастролей российских артистов с представителями СБУ. А в июле этого года украинский Совет национальной безопасности и обороны принял решение о том, что с 1 января 2018 года иностранные граждане и лица без гражданства смогут въехать на территорию Украины только по биометрическим паспортам, и при прохождении пограничного контроля у них будут брать отпечатки пальцев. «Понятно, что, в первую очередь, это коснется российских граждан», — тогда же уточнил секретарь СНБО Александр Турчинов.
Кроме того, россияне, планирующие посетить Украину, должны будут заранее уведомить об этом украинский МИД и предоставить пакет документов, перечень которых определит ведомство. Граждан РФ также обяжут регистрироваться по месту постоянного пребывания и сообщать о перемещении по территории Украины. Что характерно — с российской стороны никаких требований для пересечения границы украинцами не вводилось. Наша страна следует договору о безвизовом режиме с Украиной, действующему еще с 1990-х годов, по которому для визита в РФ от украинского гражданина по-прежнему требуется лишь обычный внутренний паспорт. Россия также упростила условия получения российского гражданства украинцами, выбирающими нашу страну местом своего постоянного жительства. Для этого достаточно лишь предоставить заверенную копию заявления о выходе из украинского гражданства.
Курс на конфронтацию
По данных компетентных ведомств, Украину в минувшем году посетило около 1,4 миллионов россиян. Чаще всего это родственники, проживающие по обе стороны границы, туристы, а также лица, занимающихся совместным бизнесом. А вот граждан Украины, приезжающих в Россию и получающих здесь рабочие визы, за тот же период было насчитано не менее 4 миллионов человек. Нетрудно догадаться, что все они окажутся в крайне затруднительном положении с точки зрения возможности беспрепятственно въезжать Россию на работу. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков уже заявил, что хотя решение о разрыве дипотношений — «суверенное дело Украины», если оно будет принято, «это усложнит ситуацию и навредит интересам жителей обоих государств».
К слову, сами украинские политики, понимая последствия своего очередного «всплеска мысли», уже скорректировали предложенными ими идеи. Так, заместитель руководителя фракции «Батькивщина» в ВР Сергей Соболев подчеркнул, что в законопроекте нормы о разрыве дипломатических отношений нет. В свою очередь, депутат от «Блока Петра Порошенко» — коллега депутата Винника Алексей Гончаренко сообщил, что «данный законопроект касается в первую очередь ситуации в Донбассе». «Решение о дипломатических отношениях с Российской Федерацией — это отдельное решение, — сказал он. — И нужно десять раз его взвесить, потому что, если мы разрываем дипломатические отношения с РФ, как это отразится на Минском процессе, на защите украинцев, которые находятся на территории РФ? Там много украинцев, которые нуждаются в помощи. Как это отразится на тех тысячах украинцев, которые продолжают работать в РФ, нравится нам это или нет?».
Некоторые парламентарии в Киеве даже весьма смело высказываются в том смысле, что подобные инициативы не найдут поддержки на этапе принятия окончательного решения. Так депутат от партии «Оппозиционный блок» Николай Скорик назвал инициативу о разрыве дипотношений с Россией «деструктивной и не способствующей восстановлению мира в стране». «Мы должны делать все от нас зависящее для того, чтобы идти к миру, а все эти действия деструктивны, — сказал он. — У нынешнего состава парламента очень хорошо получается делать гадости, поэтому я ничему не удивляюсь. Но все-таки надеюсь, что победит здравый смысл. Прикрывать свои очередные «залеты» и коррупционные скандалы видимостью борьбы с агрессором — такое время уже прошло».
Рвут по живому
В России убеждены: предлагаемые Киевом меры станут очередным непродуманным шагом, ведущим не просто к дальнейшему ухудшению взаимоотношений между двумя странами, но и, прежде всего, — к катастрофе для украинского народа. Такое мнение, в частности, высказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Взаимоотношения стран — это не только политический диалог, — отметила она. — У нас протяженная совместная граница, много смешанных браков, родственных связей. Дипломатические представительства дают гражданам наших стран сотни различных документов. Это не только дипломатические отношения, это судьбы людей. Подобные предложения — за гранью понимания. Я думаю, что если такие решения вынашиваются, то оценку им должен дать украинский народ».
Разрушительным и безответственным шагом, который ударит, прежде всего, по украинцам, назвал предлагаемую киевскими политиками отмену дипломатических отношений председатель Комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев. По мнению сенатора, украинские политики «заигрались в войнушку». «Чем меньше «российской агрессии» они могут предъявить миру и собственному народу, тем решительнее их риторика и акты, — полагает Константин Косачев. — Можно сказать, что это становится уже трендом: если «враг» не хочет враждовать — его надо заставить. Понятно, что на Киев давит улица: очередной майдан уже под окнами, и на Россию его списать нельзя. А международные финансовые институты требуют под новые транши еще больше закручивать гайки — повышать цены на газ для населения и тому подобное. Все это резко взвинчивает спрос на «агрессию».
Как считает глава Комитета Совета Федерации, разрыв дипотношений является беспрецедентным шагом даже для «заигравшихся политиков». Последствия такого решения, как отмечает сенатор, скажутся на миллионах людей, ведь это означает резкое сокращение либо даже прекращение взаимного консульского обслуживания россиян и украинцев. В этой связи Косачев предлагает подать голос простым украинцам: «по ним эта мера бьет больше, чем по кому-либо еще».
«Если Украина разорвет дипотношения с Россией, это станет конечной станцией на тупиковом пути, по которому Киев идет со времен госпереворота». Таково мнение члена Комитета СФ по обороне и безопасности Франца Клинцевича. Сенатор полагает, что в случае разрыва украинские власти полностью снимут с себя все обязательства по Минским договоренностям, дадут карт-бланш националистическим силам, бросят на произвол судьбы своих граждан, работающих в России. «Это — агония киевского режима: поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны», — написал Франц Клинцевич на своей странице в одной из соцсетей.
Майданное слабоумие
«Для Украины попытка вынести внутреннее напряжение вовне — один и последних шансов или вообще последний шанс как-то минимизировать внутриполитические проблемы», — считает политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. По его мнению, разрыв дипломатических отношений хоть и мало повлияет на внутреннюю ситуацию на Украине, но станет способом на какой-то период приглушить ее.
«Эта тема обсуждается на Украине уже три года, и как только начинается какое-то очередное внутриполитическое обострение, она, естественно, опять ставится в повестку дня, — обращает внимание эксперт. — Чем меньше у украинского государства остается внутреннего ресурса для существования и чем напряженнее там ситуация, тем актуальнее вопрос разрыва дипломатических отношений». С другой стороны, как считает Ростислав Ищенко, сейчас проблема разрыва дипотношений, хоть и является достаточно острым и неприятным моментом, она уже не стоит, так остро, как прежде.
«Это точно так же, как и разрыв экономических связей, который сейчас добивает Украину, — проводит параллели политолог. — Денонсируются последние соглашения, которые нас каким-то образом связывали, с украинской территории вытесняется последний российский бизнес, который там еще пытался как-то «пыхтеть». Все это — последние этапы «большого пути», пройденного Украиной: они частично напрягают, но уже не несут какой-то критической нагрузки. Просто логика развития или, вернее, логика умирания украинской государственности должна привести к полному коллапсу экономических и политических отношений».
О том, что разрыв дипотношений не приведет к сколько-нибудь заметным изменениям в связях двух стран, убежден и бывший украинский премьер-министр Николай Азаров. «Да их и нет — дипломатических отношений, — обращает он внимание. — Когда-то наш посол, встречая меня в Москве, жаловался, что нужно увеличивать штат посольства: 12 визитов на уровне президента и премьера за год! И это помимо активных дипломатических контактов. А сейчас какая активность? Никакая!» С другой стороны бывшего премьера волнует судьба соотечественников, зарабатывающих в России. «Они сегодня выживают, благодаря России, и, как ни парадоксально, помогают выживать киевской хунте, — отмечает он. – В общем, это очередной безответственный шаг той части украинского руководства, которая нацелена на дальнейшее осложнение между Россией и Украиной».
Кстати, Николай Азаров обращает внимание, что в Евросоюзе, куда сегодня от безысходности бросились украинцы, крайне наплевательское отношение к украинским трудовым ресурсам. «Если раньше наше правительство ставило эти вопросы хотя бы в рамках СНГ и пыталось найти решение в подготовке проектов соглашений, а в 2004 году в рамках создания Единого экономического пространства было подготовлено.
«Постановление о недопустимости дискриминации на рынке труда и необходимых правовых гарантиях», то после госпереворота киевской хунте глубоко безразлична судьба миллионов наших соотечественников, которых она вытолкнула за границу, — отмечает бывший премьер. — Им глубоко безразлична судьба наших граждан в Украине и тем более «наплевать» на украинцев, которые уехали за рубеж. Единственное, что их интересует — это перечисление валюты. Наши попытки вписать нормы о недопущении дискриминации в «Соглашение об ассоциации с ЕС» и в «Соглашение о безвизе» наталкивались на категорический отказ лидеров Евросоюза о предоставлении возможности трудоустройства наших граждан. Об этом продажные киевские СМИ предпочитают умалчивать. А ситуация, на самом деле, очень неприглядная».