Кристофер Скалуба, который с 2012 по 2015 год являлся директором представительства США в НАТО, опубликовал исповедь о своей службе в Брюсселе. Он начал с того, что европейские военные чиновники, работающие в штаб-квартире военного блока, просто счастливы, что Трамп наконец-то освободил их от своего внимания.
Они чертовски довольны, что глава Белого дома сосредоточился на визави — северокорейце Киме. Все дело в том, что ковбойские манеры нового американского лидера не нравятся чопорным политикам из Европы. Сразу после своего избрания миллиардер принялся шумно обвинять союзников в freeloading (выражение означает «выпивка за чужой счет» — авт.).
Европейцы, которые до фанатизма щепетильны в личных тратах, упрек в freeloading воспринимают не менее оскорбительно, чем, к примеру, русские — ругательство «по матери». Если такое случается между друзьями, жители Старого Света, особенно немцы, до конца дней перестают общаться между собой. А тут Трамп выставил Меркель претензии «за все халявные ужины в ресторане», начиная с 2002 года. Издание Politico в этой связи, ссылаясь на неназванного германского министра, сообщило, что канцлер ФРГ в конце марта 2017 года получила от американцев «неприличный» счет на 300 млрд. долларов и обоснование, что долг возник из-за несоблюдения «нормы 2%» ВВП на военные нужды.
«С начала враждебность президента к альянсу напоминала подачку Москве, — пишет Кристофер Скалуба. — В то же время многое в поведении Трампа было вызвано природой самого военного союза. Неблагополучный блок НАТО с его комитетами-всезнайками и бюрократическими коммюнике не имел ни единого шанса против бывшего агента КГБ, охотящегося на тигра без рубашки. Путин — это интересное телевидение».
Другими словами, недоброжелательность к альянсу, оказывается, была связана с положительным восприятием Трампом личности Путина. Если Буш-младший вел себя с русским президентом как сантехник, то Обама — как бледная моль. Во всяком случае, так считают в Америке. Именно поэтому еще в ходе предвыборной кампании будущий 45-й президент искренне хотел наладить отношения с Россией. Но американские политические силы, включая кувалду в виде спецпрокурора Мюллера, сделали всё, чтобы развеять очарование «Путина из телевизора».
Таким образом, уникальность эпохи Трампа заключается в том, что европейцы впервые перестали быть друзьями американцев, хотя Россия воспринимается как общий противник. Здесь немцы и иже с ними по-прежнему играют заодно с звездно-полосатыми парнями. Но жители Старого Света уже не являются членами той дружной команды, которая была во время противостояния с Советским Союзом. При этом усиливаются скрытые разногласия относительно войны с Ираком в 2003 году и её последствий. В итоге политика нынешней администрации Белого дома характеризуется серьезным отчуждением с традиционными союзниками и резким ухудшением отношений с ядерным Кремлем.
Тем не менее, даже Кристофер Скалуба, который грудью встал за сохранение альянса, был вынужден признать, что европейцы ведут себя так, словно делают очень большое одолжение США, участвуя в военном блоке. Лично для него самым тяжелым испытанием на службе в Брюсселе была борьба со сном на невероятно нудных заседаниях. «Мне приходилось неоднократно больно бить авторучкой в ногу, чтобы вернуть сознание в тело, — вспоминает Кристофер. — До этого момента я не мог себе представить, насколько скучен ежедневный дискурс НАТО. А Эштон Картер (министр обороны при Обаме — авт.), запасался кроссвордами во время встреч в Брюсселе».
Более того, бывший директор представительства США в Брюсселе назвал НАТО организацией с выраженной дисфункцией, но с интригами и внутренними противоречиями. Чтобы не умереть от скуки, Кристофер Скалуба придумал хобби. Он вызывал на ковер европейских коллег и жестко требовал от них увеличения расходов на оборону до 2% ВВП. Союзники юлили, жаловались на трудные времена, обещали исправиться, но ничего не делали. Однажды к нему пришел грек, который с гордостью похвастался этим достижением и тут же «всё испортил», когда сказал, что его страна не будет ни с кем воевать. И вообще, «военные расходы Афин устарели, раздуты и ориентированы исключительно на конфликт с одним единственным государством, которое тоже является союзником по НАТО».
«Что это было?», — долго не мог прийти в себя Скалуба после разговора с греком. Но больше всего его удивило то, что Афины тратят на оборону стабилизационные деньги из займов, предоставленных Евросоюзом — точнее, богатыми немцами, которые, в свою очередь, не могут увеличить расходы на оборону до 2% ВВП. Теперь этой безумной политикой занимается Трамп. Видимо, «вызвать на ковре европейцев и обвинить в freeloading» тоже стало его маленьким, но приятным хобби.
В то же время 45-й президент начал осознавать, что хоронить альянс не надо. Он наконец-то понял реальные преимущества членства Соединенных Штатов в НАТО. Как пишет Скалуба, «циничная природа нашего времени заключается в том, что разрушение военного блока противоречить делу «Америка лучше всех». Если европейцы с перепуга начнут тратить по 2% ВВП на армию, будет просто отлично! Ведь американский ВПК получит многомиллиардные контракты. Если же всё останется как есть, Брюссель расплатится «натурой» — политической и военной поддержкой опять-таки американских инициатив.
В США прекрасно понимают, что НАТО является организацией банального сотрудничества. Одно дело, когда генералы собираются в шикарном здании штаб-квартиры, и другое — когда пытаются объединить в одну армию солдат из самых разных стран. Если первые на саммитах умело «воюют со сном», тыкая себя ручкой в колено, то вторые во время совместных учений страдают от «ментальных особенностей».
Впрочем, глупо считать, что альянс дышит на ладан. «…Доведя до ритуала поведение отдельных частей, и тысяча раз повторяя одни и те же боевые операции, НАТО иногда демонстрирует чудеса стратегической ловкости», — отмечает Кристофер Скалуба. Речь идет об экспедиционных войсках стран-участников военного блока, которые фактически перешли под прямое командование Пентагона. Самый свежий пример — война в Афганистане. Военная миссия длится уже 15 лет, и в ней участвуют подразделения государств, у которых вообще нет никаких национальных интересов в этом регионе.
Что симптоматично, Кристофер Скалуба заканчивает свою исповедь опять Путиным, мол, сохранить альянс нужно хотя бы для того, чтобы насолить московскому лидеру. Дескать, американцы чувствуют себя увереннее, даже если немцы и французы, подобно грекам, реально воевать с Россией не желают. Многократно упомянув имя нашего президента, бывший директор представительства США в альянсе, тем не менее, ни разу не вспомнил об Украине, чье руководство стремится стать членом антироссийского военного блока. В отличие от Кима, Порошенко не удостоился этой чести.
Фото ТАСС