До появления миниатюрных авиационных ракет с ядерной боевой частью, история знала немало примеров использования уникальных, порой, немыслимых авиационных бомб, сносивших взрывом огромные площади.
Применение тяжелых авиационных бомб — своего рода искусство. Успех боевой задачи, если цель в полетном задании помечена, как «особо важная», во многом обеспечивается не промышленностью, создавшей эффективный боеприпас, а профессионализмом экипажа. Тяжелые авиационные бомбы, несмотря на массовость авиабомб как таковых, изделие штучное — во многом потому, что после попадания такого боеприпаса по цели, на месте остается лишь воронка глубиной в десять метров и диаметров еще в пятнадцать.
Применением сверхтяжелых авиабомб запомнилась и Вторая Мировая война. Причем исключительной эффективности достигли авиационные боеприпасы союзников — СССР равнял тяжелыми бомбами позиции нацистов, а королевские ВВС топили уникальные немецкие корабли.
ФАБ-5000
Несмотря на то, что авиабомба ФАБ-5000 задумывалась в качестве средства для уничтожения кораблей, советская бомбардировочная авиация с большим успехом применяла эти бомбы против наземных целей.
Особой разницы в характере целей для этой бомбы не существовало — авиационный капонир или фортификационные сооружения противника — пятитонной бомбы хватало с избытком. 2200 килограммов взрывчатого вещества хватало, чтобы оставить от позиции «зенитчиков» противника только дым, а от скопления технику груду посеченного осколками металла.
Применяли ФАБ-5000 не часто, однако в крупных наступательных операциях такие боеприпасы часто помогали провести перегруппировку войск, или под прикрытием артиллерии провести молниеносную контратаку. Орловско-Брянская оборонительная операция и бои за Кёнигсберг доказали, что ограниченным применению сверхмощных боеприпасов всегда найдется место.
Однако ФАБ-5000 — не единственная «супер-бомба» родом из СССР. «Старший брат» этого боеприпаса — фугасная авиабомба ФАБ-9000 с успехом применялась силами дальней бомбардировочной авиации в Афганистане. Чаще всего применение этой бомбы с борта Ту-16 сопровождалось серьезным изменением ландшафта местности — при полной массе бомбы в 9400 килограммов масса взрывчатого вещества составляла 4297 килограммов! Такого количества взрывчатки хватало не только для того, чтобы измельчить живую силу противника вместе с укреплениями, но и проделать в скальной породе еще одну «тропинку» для передвижения.
«Здоровяк»
Британские инженеры с самого начала Второй Мировой снискали славу «сумрачных гениев» по части вооружений. И дело касалось не только самобытной школы производства бронетехники и стрелкового оружия, но и разработки сверхмощных авиабомб. Однако идея Барнса Уоллеса, который мечтал об универсальном средств гарантированного уничтожения противника, побила все рекорды инженерии 40-х годов.
Реализация идей Уоллеса привела к созданию монструозной авиабомбы «Толлбой», которую ВВС Ее Величества применяли по самым разнообразным целям. Первое боевое применение полностью подтвердило догадки британских специалистов относительно таких боеприпасов. Налет британских «Ланкастеров» на тоннель в Сомюре показал, что попадания даже одной бомбы хватит, чтобы вывести из строя стратегически важный объект.
Главным успехом бомб «Толлбой» навсегда осталось уничтожение немецкого линкора «Тирпиц», за которым охотился весь британский флот. По запертому в бухте Хокёйботн линкору в общей сложности на линкор было сброшено три бомбы «Толлбой», но в из-за ошибки в прицеливании ко корпусу корабля попали лишь две.
Однако даже двух бомб, массой почти по пять с половиной тонн каждая, хватило, чтобы нанести линкору «Тирпиц» смертельные ранения. От разрыва бомб по левому борту линкора сдетонировал артиллерийский погреб и сорвало одну из орудийных башен. Через 20 с небольшим минут линкор перевернулся, а затем затонул, забрав на дно тысячу человек матросов и офицеров.
Рано списывать со счетов
Несмотря на то, что современная электроника и спутниковое наведение позволили значительно повысить точность применения авиабомб, полностью отказываться от разработки сверхмощных боеприпасов ни в одной стране мира не стали.
Не забыли о таких технологиях и за рубежом — для поражения заглубленных объектов в Соединенных Штатах создали MOAB — GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast, авиационную бомбу с массой взрывчатого вещества 8,5 тонн.
Применение такой авиабомбы, скорее эксперимент с повышенной опасностью, нежели демонстрация силы. Ввиду конструктивных особенностей и габаритов, «Матерь всех бомб» не помещается в отсеки для вооружения даже самых крупных американских бомбардировщиков В-52.
Экспериментальное боевое применение весной 2017 года в Афганистане ВВС США осуществляли при помощи транспортного самолета С-130 «Геркулес», переоборудованного для применения «спецбоеприпасов».
«Размеры бомболюков у B-52, B-2, B1B таковы, что самолеты этих типов не могут принимать на борт такого «монстра». К тому же, МОАВ в американских ВВС не числится как штатный боеприпас. Поэтому пришлось для применения задействовать военно-транспортный самолет», — отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
При этом, экипажу транспортного самолета сильно повезло — окажись у боевиков переносные зенитно-ракетные комплексы, об экспериментальном бомбометании пришлось бы забыть. Несмотря на то, что MOAB похоронила 36 боевиков и разрушила подземный тоннель в горах Афганистана, производство такой бомбы стоит баснословных денег, а подходящая цель и условия находятся далеко не всегда.
Отечественные «супер-бомбы»
В противовес зарубежным экспериментальным бомбам, отечественные «супер-бомбы» всегда применялись с самолетов дальней авиации, регулярно вылетающих по маршрутам боевого патрулирования. Точные технические характеристики одной из последних объемно-детонирующих авиабомб не будут раскрыты еще десятки лет, однако по самым скромным подсчетам экспертов и специалистов в области вооружений, новейшая российская авиабомба, с легкой руки зарубежных журналистов нареченная «папой всех бомб», разрабатывалась с учетом не на экспериментальное, а на самое настоящее, боевое применение.
Примерный подсчет мощности бомбы показал, что в тротиловом эквиваленте масса взрывчатого вещества засекреченной ОДАБ может составлять от 44 до 45 тонн, что сопоставимо по воздействию на цель с тактическим ядерным оружием.
Подрыв аэрозольного облака с последующим образованием зоны повышенного давления и температуры буквально «выжигает» все живое в радиусе километра. Несмотря на то, что ОДАБ повышенной мощности по своей сути боеприпас свободнопадающий, превратить его в высокоточный никакого труда не составляет — для этого российские летчики смогут использовать прицельные авиационные комплексы «Гефест», доказавшие свою эффективность в ходе боевой работы ВКС России в Сирии.
Эксперты отмечают, что комплексный подход к созданию таких боеприпасов позволяет уверенно говорить о том, что готовыми к боевому применению перспективными сверхмощными боеприпасами в данный момент обладает только Российская Федерация.