Армия

Бесшумный повелитель океанов: возможности ядерного «Князя Владимира»

В полку ракетных подводных крейсеров стратегического назначения прибыло — со стапелей судостроительного завода «Севмаш» спустили самую современную атомную субмарину «Борей-А».

Время «стратегов»

Четвертый корабль в серии только на первый взгляд похож на своих «собратьев». Построенный по модернизированному проекту «Борей-А» стратегический подводный крейсер «Князь Владимир» изначально разрабатывался как корабль с повышенными боевыми возможностями.

Комплексная работа над проектом позволила определить три основных направления для модернизации исходных кораблей проекта 955 «Борей». В качестве ключевых направлений программы по модернизации были обозначены работы по снижению шумности и маневренности, а также вспомогательные системы, отвечающие за обнаружение противника и управление вооружением.

Сложность создания подводного флота всегда сравнивают с единой системой управления крупным городом — для бесперебойного функционирования необходимо обеспечить насыщение единого «организма» сотнями и тысячами вспомогательных инструментов.

Подавляющее большинство технологий, связанных со строительством подводных лодок — совершенно секретны — от конструкции гребных винтов до системы вентиляции, однако  известно, что модернизированная субмарина будет значительно «тише» своих предшественников. Не вдаваясь в детали стоит отметить, что только разработкой специальной «шумоизоляции» — противогидролокационного покрытия подводных лодок занимаются отдельные научно-исследовательские институты.

Звукопоглощающее покрытие в большинстве заслуживает лишь частичного упоминания, однако это решение, наряду с размещенным особым образом бортовым оборудованием, позволяет достичь практически абсолютной бесшумности во время боевого патрулирования. С каждым появлением подводных лодок менялся не только состав «шумоизоляции» АПЛ, но и способ крепления этого материала к корпусу корабля. Благодаря уникальным технологиям в области создания составов особой плотности, шумность современных субмарин по сравнению с подлодками времен «холодной войны» снизилась более, чем в 100 раз.

Гоночный болид

Одним из главных критериев боевой эффективности атомных субмарин всегда оставалась их скорость и возможность «отрываться от хвоста». Над способностью новой лодки активно маневрировать, менять глубины и скрытно передвигаться разработчики из ЦКБ МТ «Рубин» поработали особо — энергетическая установка и гребные винты с уникальной конструкцией позволяют РПКСН 4-го поколения разгоняться под водой до скорости почти в 30 узлов — более 50 километров в час. Несмотря на то, что размеры конструкции измеряются метрами, изготовление многотонного изделия — тонкий и сложный процесс, ошибки в котором недопустимы.

«Соблюдение технологических процедур и минимальные допуски нужны для того, чтобы гребной винт избежал кавитации, которая не только значительно повышает шумность лодки, но и может привести к разрушению изделия», — отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Сергей Иванов.

Однако есть у «Бореев» и другие секреты — на случай необходимости скрытого движения лодка оснащена водометными движителями, которые в сочетании с высокопрочным маломагнитным корпусом позволяют бесшумно двигаться на предельных для субмарины глубинах, избегая обнаружения гидроакустическими станциями противника.

«Стиратель» континентов

Основное вооружение «Борей-А» осталось без изменений — БРПЛ «Булава» с шестью разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Каждый «Борей» принимает на борт до 16 ракет этого типа, а предельная дальность пуска ограничивается отметкой в 9300 километров. Однако по мнению экспертов, при проектировании «Борей-А» и строительстве таких лодок доработана не только система управления, но и обеспечения безопасности ракет на борту. Изменения в конструкции, по мнению опытных инженеров, вносятся с единственной целью — сократить время подготовки к пуску до минимального.

Несмотря на то, что «Князь Владимир» уже заявляется экспертами, как значительно превосходящий по боевым возможностями американские АПЛ типа «Огайо», в ближайшем будущем один из компонентов сил ядерного сдерживания может быть обновлен и дополнен другими ракетными подводными крейсерами стратегического назначения.

Эксперты отмечают, что по боевым возможностям субмарины проекта 955Б или «Борей-Б» станут квинтэссенцией военных судостроительных технологий и будут сочетать в себе не только высокую степень надежности и автоматизации, но и будут способны на куда большую автономность.Технологические решения, заложенные в субмарины проектов 955 и 955А, по данным экспертов, позволят обеспечить безопасность Российской Федерации на протяжении следующих нескольких десятилетий.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.