«Российская газета» публикует резонансное постановление пленума Верховного суда России. Специальные разъяснения защищают семьи от произвола чиновников из опеки.
Нельзя забирать детей из семьи без официального решения. Нельзя создавать проблемы бедным семьям только из-за того, что они бедные. И многие другие «нельзя» для чиновников прописаны в документе, детально объясняющим, за что папу и маму можно лишить родительских прав, когда и как ребенка можно изъять из семьи.
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в этом году за шесть месяцев были лишены родительских прав 18,7 тысячи родителей. Еще 2,5 тысячи были ограничены в родительских правах. Целый город без пап и мам! Ограничение подразумевает, что детей также заберут из семьи, только сделают это на определенный срок. Родителям дается несколько месяцев на собственное перевоспитание.
В законе перечислены основания, за что родителей нужно лишать родительских прав. Например: за жестокое обращение с ребенком, злоупотребление родительскими правами и прочее. Пленум Верховного суда расшифровывает эти понятия. Как рассказал председатель судебного состава Судебной коллегии Верховного суда России по гражданским делам Александр Кликушин, в постановлении даются такие формулировки, которые исключают расширительное толкование.
Например, под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств.
«Особое внимание привлекает пункт, касающийся лишения родительских прав за вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности, — говорит адвокат Виктория Данильченко. — Таким образом, лишиться родительских прав могут те, кто является участниками таких объединений и религиозных организаций».
Семья не то место, где чиновники должны показывать свою власть, карать и миловать. Однако в жизни порой возникают ситуации, когда ребенка действительно надо спасать — родной дом ему опасен. Как отличить экстренный случай от обычных семейных проблем, до которых чиновнику дела нет и быть не может?
Как поясняет Верховный суд, жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность.
В исключительных случаях, когда ребенку угрожает опасность, закон разрешает чиновникам немедленно забрать ребенка из семьи. Первоначально предполагалось дать органам опеки возможность действовать немедленно даже без официального решения. Однако, по мнению некоторых экспертов, этот пункт открывал возможности для произвола. Как сообщил Александр Кликушин, в окончательном варианте постановления четко указано: органы опеки, пришедшие забирать ребенка, должны иметь на руках официальный акт.
«Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 Семейного кодекса РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования», — говорится в постановлении.
Родители вправе обжаловать такое решение. Тогда суд должен досконально изучить, имелись ли основания для применения такой исключительной меры. В частности, надлежит исследовать акты обследования условий жизни родителей и ребенка, заслушать показания свидетелей, объяснения представителей органов опеки и попечительства.
В свою очередь, органы опеки в течение семи дней, после того как принято решение об изъятии ребенка в экстренном порядке, должны подать в суд заявление о лишении родителей родительских прав.
Еще важное положение. Как поясняет Верховный суд, тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности, заботятся о детях, создают необходимые условия для их развития в соответствии с материальными и финансовыми возможностями семьи.