За годы независимости население Украины сократилось почти вдвое. Об этом в эфире телеканала 112 заявил депутат Верховной Рады Евгений Балицкий.
«Сколько уехало за эти несколько лет после этой… как бы это не называли, переворота, кто-то называет революцией достоинства. За это время огромное количество профессионалов уехало… При Советском Союзе у нас в стране было 52 миллиона человек. Сегодня у нас 28 миллионов нет. Люди уезжают из страны. У меня в окружении, в городе Мелитополе, где я живу, почти половина людей, которые умеют читать, они все уезжают», — заявил Балицкий.
Несложно подсчитать, что за вычетом 6 миллионов человек, ныне живущих в российском Крыму, а также в ДНР и ЛНР, Украина потеряла, согласно оценке депутата, 18 миллионов жителей за четверть века. А поскольку процесс этот в последние годы не остановился, напротив, всё большее число украинцев стараются правдами и неправдами «прописаться» в ЕС, можно предположить, что дальнейшая депопуляция угрожает даже не только экономической конкурентоспособности Украины, но и её территориальной целостности. К чему готовиться России?
— Ситуация на Украине — это не повод для злорадства, — говорит член президиума Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Богдан Безпалько. — Тут и нам есть над чем задуматься. Это и нам предупреждение. Поскольку демографическая ситуация у нас в обозримом будущем не обещает быть простой и благополучной. Учитывая наши огромные пространства (около 26 миллионов квадратных километров) для нас эта проблема должна быть основной.
Мы должны думать в первую очередь не о привлечении миграции, а повышении рождаемости. Должен создаваться культ семьи, причём такой семьи, где норма — два, три и больше детей. Особенно среди русского населения, поскольку оно остаётся основным стержнем страны. Если этот стержень разрушить, остальные этносы тоже погибнут под обломками российского государства. Никто из сильных мира сего в этом случае считаться с малыми этносами особенно не будет. Такова судьба малых этносов, которые были недовольны правлением Каддафи в Ливии. Теперь они получили только разруху и бесконечную гражданскую войну.
Я думаю, что отток украинцев из Украины мы должны использовать в своих интересах, раз уж Россия не решается взять на себя ответственность за Украину. Надо привлекать настроенных пророссийски или хотя бы нейтрально украинцев, чтобы они становились гражданами России. В какой-то мере конкурировать за них с Евросоюзом, предлагать более привлекательные условия для профессиональной самореализации. Люди должны быстро и безболезненно получать российское гражданство. Хотя при этом, конечно, требуется и определённая проверка, и выдвижение определённых условий для желающих стать российскими гражданами. В частности, я бы ввёл правило, что новый гражданин обязан написать нотариально заверенное заявление, что он считает Крым законной частью России.
Люди, живущие на Украине, по большей части, могут легко адаптироваться в нашу российскую среду, поскольку они ментально близки с нами. Я всегда говорил, что считаю украинцев русскими. Просто некоторых из них убедили, что они отдельный народ. В любом случае, как показывает практика, украинцы уже через несколько месяцев постоянной жизни в России практически ничем не отличаются от россиян. По ментальным установкам они почти идентичны русским. По большей части честно работают, платят налоги. Их дети идут служить в Российскую армию.
— Почему всё-таки Украина так стремительно теряет своих граждан, несмотря на уверения Порошенко в «светлом европейском будущем»?
— Украинцы пожинают плоды отрыва от единого с Россией существования. Я не согласен с точкой зрения, что этот отрыв организовали исключительно представители элиты, которые хотели сами править в «незалежной» без указок из Москвы. Сами украинцы в какой-то момент дали себя обмануть, что «всё их сало съели москали». И что без России они заживут прекрасно. И более двадцати лет, получая от России льготы в виде недорогого газа, многие всё равно наивно были уверены, что им удастся без конца «двух маток сосать», балансируя между Россией и Западом. Да ещё при этом большинство украинцев вполне лояльно относились к постепенной «бандеризации» Украины, к антироссийской пропаганде.
Запад, конечно, помог Порошенко свалить Януковича, но без поддержки значительной части населения никаким западным спецслужбам не удалось бы организовать два майдана и госпереворот. Вот за это и расплачиваются сейчас украинцы, пакуя чемоданы. Те, кто понимают, что ничего хорошего их в Европе не ждёт, разве что относительно хорошо оплачиваемая по украинским меркам низкоквалифицированная работа, пусть приезжают к нам.
— Процесс стремительного обезлюдивания довольно большого по европейским меркам пространства, продолжается. Чем это может закончиться с геополитической точки зрения?
— Конечно, массовая депопуляция снижает конкурентоспособность и вообще в принципе жизнеспособность государства. С другой стороны, до тех пор, пока Украина нужна Западу, как антиРоссия, её будут поддерживать в тех границах, которые существуют сейчас. И Польша, и Венгрия, и Румыния с удовольствием отхватили бы себе куски «украинского пирога», но они будут бояться это делать до тех пор, пока не поймут, что на Западе такие их действия не вызовут особого недовольства. Конечно, при определённых условиях процесс распада может пойти неконтролируемо. Пока пустеющие пространства «незалежной» не представляют особого интереса для мигрантов, поскольку уровень жизни на Украине уже ниже ряда западноафриканских государств. Но в последующем, лет через двадцать при сохранении нынешних тенденций могут быть самые разные варианты. Вплоть до создания халифата где-нибудь в Северном Причерноморье.
— России стоит безучастно смотреть на то, как другие занимают пустеющие украинские земли?
— России для начала надо определиться, чего она хочет. Или чтобы сохранялась нынешняя националистическая Украина, или чтобы она распалась на Новороссию, которая будет тяготеть к России, и на Галицию, глядящую на Запад. Или мы хотим попытаться вернуть относительно нейтральную Украину времён Януковича. Тут, правда, есть одна проблема. Сама идея украинской государственности вынуждена опираться на антироссийские принципы. Поскольку в противном случае непонятно, зачем Украине существовать отдельно. Именно поэтому второй президент Украины Кучма написал тенденциозную, а порой откровенно лживую книгу «Украина — не Россия», что нужно было обоснование отдельного существования страны.
— Я не отношусь к тем, кто считает, что дешёвая рабочая сила — это хорошо для экономики, — говорит генеральный директор Института региональных проблемДмитрий Журавлёв. — Я думаю, что в любом случае надо внимательно относиться к тем, кто захочет переселиться из Украины в Россию на ПМЖ. Ведь среди них могут оказаться и озлобленные «свидомые». Поэтому внимательность и осторожность не помешают.
Что касается наших экономических потерь от дальнейшей деградации экономики Украины, то самое худшее здесь мы уже прошли. Большая часть значимых для нас экономических связей в промышленности уже оборвана и вряд ли восстановится, поскольку снова «связываться» может стать не с кем. Мы, так или иначе, найдём или уже нашли замену украинским комплектующим. А вот Украине сделать это крайне сложно. Поскольку украинские товары в Евросоюзе не ждут, а о создании новых серьёзных предприятий, выпускающих продукцию по евростандартам, я что-то не слышал.
— Большая пустеющая страна рядом с нашими границами — это опасно?
— Пустеющая страна — всегда повод для колонизации. Вопрос в том, до какой степени опустеет Украина. Безусловно, Польша и Венгрия при определённых обстоятельствах не прочь будут установить те границы, которые существовали в 17 веке. Наверное, поляки у наших границ это для нас не очень хорошо. Но если сравнить поляков с нынешними «свидомыми», то ещё непонятно, кто хуже.
Впрочем, это дальняя и не самая вероятная перспектива. Пока же меня больше заботит — что ещё нынешний киевский режим может придумать, чтобы осложнить нам жизнь и экономическое взаимодействие с Европой. Совершенно непонятно, что им взбредёт в голову через неделю или месяц.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня