Пентагон планируют модернизировать военную авиабазу «Кеблавик» в Исландии, которая была закрыта американцами в сентябре 2006 года. На приведение объекта в порядок планируется потратить 14,4 млн. долларов.
Соответствующая сумма уже «зарезервирована» на эти цели в проекте оборонного бюджета на 2018 году, который, как сообщает RT со ссылкой на американский журнал Foreign Policy, уже лежит на столе президента Дональда Трампа.
«Кеблавик» располагается на полуострове Рейкьянес в юго-западной Исландии. С лета 1943 года это был исландский военный аэродром. Но в сентябре 1946 года парламент страны по требованию США принял решение передать его американцам. И Пентагон эксплуатировал «Кеблавик» как базу ВМС США до ее закрытия в сентябре 2006 года.
Теперь, после подписания летом 2016 года новой декларации о военном сотрудничестве с правительством Исландии, США намерены вернуться на остров. И модернизация когда-то оставленного объекта — это, видимо, и есть часть плана по возвращению, о котором пишет Foreign Policy.
Издание отмечает, что модернизация позволит расширить ангары базы, и они смогут вмещать дополнительные восемь самолетов-разведчиков Р-8 «Посейдон». Предназначение которых — отслеживание российских подводных лодок — уже, собственно, однозначно указывает на главную цель этого исландского «камбэка» американцев.
В Пентагоне признаются, что их очень сильно волнует активность в регионе под названием Фареро-Исландский рубеж (располагается между Гренландией, Исландией и Великобританией) российских подводных лодок. Эти малозаметные, как они говорят, субмарины нового поколения вывели ВМФ России в «высший эшелон иностранных флотов».
Поэтому внутри НАТО зреет «беспокойство относительно возможностей альянса обнаружить и отследить новые российские субмарины, когда они незаметно перемещаются в открытом море». Ну и Штаты, надо полагать, собираются здесь помочь и себе, и партнёрам по блоку.
Тем более что бренд «русская угроза» действует на их неокрепшую психику по-прежнему безотказно.
Вопрос, насколько возвращенный к жизни американцами «Кеблавик» будет являться преградой для подводных сил нашего Северного флота в Атлантике?
— Конечно, будет, — комментирует ситуацию капитан 1 ранга в отставке, Герой России Юрий Юрченко, в недавнем прошлом командир атомного подводного крейсера стратегического назначения К-18 «Карелия», Краснознамённого Северного флота. — Но в этом нет ничего неожиданного для нас. Кроме баз, которые расположены в Норвегии, всегда была база в Исландии. Норвегия перекрывала как раз Фареро-Исландский рубеж, а Исландия — Датский пролив, куда наши лодки в последнее десятилетие стали ходить, так сказать, более северным путем.
Потому что лодки стали лучше, лодки стали бесшумней. А Фареро-Исландский рубеж, он уже не настолько актуален.
Скорей всего, эта база сейчас нужна американцам, чтобы контролировать выход наших лодок подо льды Северного Ледовитого океана и плавания подо льдами. Современная аппаратура, которая стоит на противолодочных самолетах, позволяет и искать, и отслеживать лодки, которые находятся подо льдом. И даже поражать субмарины.
Так что, база в Исландии усилит однозначно противолодочную группировку США и НАТО в целом.
— Мы как-то можем этому противодействовать? Или наши субмарины должны стать еще более бесшумными?
— Ну, какое может быть противодействие в открытом океане… Конечно, нет…
Здесь необходимо просто соблюдать хорошо режим подводного плавания, режим «тишина». А командиры кораблей должны грамотно управлять.
Скажу вам, весь Атлантический океан, например, «утыкан» противолодочными системами. Если это не авиация, то это дальняя система гидроакустического обнаружения СОСУС (SOSUS). Если это не СОСУС, то это радиогидроакустические буи, активные и пассивные — т.е. направленные и ненаправленные на объект поиска.
Такие буи, кстати, имеет на вооружении противолодочная авиация. И они, конечно, позволят охватывать большую площадь, с больше долей вероятности обнаруживать наши лодки.
— Но больше десяти лет американцам это не нужно было…
— Просто лодок подводных у нас было очень мало. Сейчас мы их строим. Тогда мы не ходили в Атлантику практически. Теперь, в связи со строительством подводных кораблей, естественно, их использование стало больше.
То есть, количество лодок больше, соответственно, и использование возросло. Они же не должны просто на базе стоять, они должны по своему предназначению выполнять задачи.
Поэтому натовские базы в Норвегии, видимо, уже не справляются. И они решили усилить противолодочную группировку, расконсервировав военный аэродром в Исландии.
— Можно ли исландскую базу рассматривать одновременно как американский плацдарм для «освоения» Арктики? Американцы ведь никогда не отказывались от битвы за Арктику…
— Можно, безусловно. Это, я думаю, вторая задача американцев — усиление группировки в арктическом районе. И мы должны воспринимать это как реальную действительность. Это реальная действительность, которая всегда была и будет.
Как там мы их называем, наши «партнеры»? На протяжении более полувека эти «партнеры» ведут с нами противолодочную войну, как мы ее называем, с переменным успехом.
Поэтому — да, это тревожная реальность. Да, это расширение НАТО. И это еще большая угроза для наших подводных лодок в случае обострения ситуации.
Главный редактор сайта «Автономка» Александр Викторов, в свою очередь, напоминает, что в период холодной войны наши подводники находились и в более сложных ситуациях:
— Во-первых, нашим подлодкам противодействовали страны НАТО и США. Во-вторых, Норвегия, при всей своей внешней нейтральности, тоже всегда нервничала, когда наши атомоходы выходили в Большую Атлантику из северных морей.
Были две естественные преграды — это Фареро-Исландский рубеж и Нордкап-Медвежий. Там развернута система СОСУС из гидрофонов, которые способны распознавать шумы подводных лодок и давать четкие указания.
Плюс к этому — патрульная морская авиация: самолеты «Орион», или как в данном случае «Посейдон», которые долго могут находиться над акваторией Баренцева моря. Сбрасывать при необходимости гидроакустические буи и в пассивном режиме точно так же снимать параметры наших подводных лодок.
Да, конечно, они становятся все бесшумнее. В общем, и цель основная подводной лодки — незаметно выйти в заданный район и выполнить боевую задачу. А восемь самолетов, о которых идет речь, «не спасут отца американской демократии».
У нас был случай, когда целая дивизия подводных лодок одномоментно снялась с якоря и скрытно вышла в Атлантику. Операция называлась «Атрина», ее провел в 1987 году главком ВМС Чернавин (Владимир Николаевич Чернавин — адмирал флота, последний главнокомандующий ВМФ СССР — ред.) Тогда американцы «потеряли» фактически целую дивизию. Хотя концентрация базовой патрульной авиации разведывательных самолетов была значительно выше, чем сейчас.
Я сам служил на Камчатке в советское время. В сутки американцы тогда совершали одиннадцать-семнадцать вылетов к нашей береговой линии в Охотском море. Самолеты-разведчики «Орион» ежедневно барражировали над акваторией, искали какие-то следы наших подводных лодок. Обкидывали буями и снимали параметры.
За постсоветское время американцы расслабились. С 1992 где-то до начала 2000-х всего один-два вылета. Позакрывали базы, перебросили свои самолеты на более, так сказать, «ответственные участки». И считали, что российский подводный флот не представляет никакой угрозы.
Ну, видимо, ошибались…
— Зато сейчас, по их оценкам, мы в «высшем эшелоне иностранных флотов»…
— А вот тут еще один немаловажный момент стоит отметить… Для того чтобы получить новые бюджетные ассигнования на что-то — на производство нового оружия, новой техники — надо немножечко запугать налогоплательщика. Этим, кстати, регулярно пользуются те же шведы, когда объявляют об очередной российской подводной лодке у своих берегов. После этого шведский парламент стопроцентно дает дополнительные ассигнования на вооруженные силы.
Военно-промышленный комплекс не только у нас силен. Лоббисты «оружейщиков» имеют достаточный вес во многих странах Запада, и в Штатах — особенно.
— Была еще странная история с этой базой — правда, сложно сказать, насколько она соответствует действительности. Якобы в разгар финансового кризиса 2008 года тогдашний президент страны Гримсон предложил «Кеблавик» России в благодарность за предоставленный ЦБ Исландии заём в 4 млрд. долларов. Почему мы отказались?
— Я читал об этом. По-моему, какое-то норвежское издание писало. Но мне показалось, что это все-таки байка. Чтобы страна, которая с 1949 года в НАТО, обратилась к нам с таким предложением? Мне это представляется маловероятным.
Но вопрос не в том, чтобы была база. Флот — не танк, который поставил в поле, и он может стоять десятилетия.
Главное для флота — инфраструктура. Пути доставки боезапасов, продовольствия, какие-то верфи. Это не просто причал, где корабль привязали, и он там стоит.
Поэтому сама по себе база — идея хорошая. Но скорей всего такого предложения не было в реальности. Это все равно, что болельщику «Спартака» в атрибутике сидеть на трибуне «ЦСКА» — и, наоборот.
— А может ли американская активность в Исландии помешать нашим планам в Арктике?
— По моим ощущениям, освоение Арктики пока лежит больше в научной плоскости. Все, что касается присутствия там вооруженных сил — с той и иной стороны, в том числе и России — это больше политический момент. Есть такое понятие «обозначение присутствия» — мы это делаем.
Арктика — очень сложный регион и по снабжению, и по организации службы, и по контролю. На каждый квадратный метр ты не поставишь человека — это почти безжизненное пространство. Другой вопрос, что это является, ракетоопасным направлением. Ведь из Москвы в Вашингтон вы летите через Северный полюс. И из Москвы в Петропавловск-Камчатский тоже летите через Северный полюс.
И это, конечно, тревожно. Но это не катастрофа. Катастрофа, это когда производится минирование, например, фарватеров. Это — вариант войны.
Но наращивание противником ударных сил и средств в любом случае не может не вызывать тревогу.
— Они вполне серьезно проецируют ситуацию на конфликт с Западом, когда Балтийский и Черноморский флоты окажутся «в окружении сил НАТО». И Москве «придётся рассчитывать только на Северный флот»…
— Балтийский и Черноморский флоты окажутся не то, что в окружении, они окажутся запертыми — соответственно, в Балтийском море, и в Черном. Потому что проливы принадлежат, как вы понимаете, не нам.
Но если Северный флот хоть как-то еще можно ограничить, то Тихоокеанский практически невозможно. Это тоже хорошее направление, и там до Америки совсем недалеко.
В принципе, сейчас уровень наших морских сил ядерного сдерживания таков, что подводная лодка может стрелять даже от пирса. И поразить любую заданную цель.
Пусть себе разведывают, чего хотят. В мирное время мы на это повлиять никак не можем. В военное, конечно, все самолеты разведчики сбиваются в первую очередь.
Фото Википедия