Закупленный Украиной американский уголь оказался некачественным и неэкологичным. Такое заявление сделал бывший член Нацкомиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг Украины Андрей Герус.
По словам Геруса, импортированный из США уголь содержит 3,3% серы, что в 3,5 раза больше нормы. Это делает его использование вредным для окружающей среды. В почти всех странах Евросоюза использование такого сырья запрещено. Содержание серы в украинском угле составляет до 2%, а по местным нормам электростанции не должны сжигать уголь с содержанием серы более 1,7%.
Герус добавил, что первые поставки американского угля доставили на Ладыжинскую и Запорожскую ТЭС. «Там местных жителей… обрадовали интенсивными выбросами сернистого ангидрида, который при реакции с водой превращается в серную кислоту с огромным уровнем токсического воздействия. Кислотные капли способны преодолевать большие дистанции и выпадать в виде кислотных дождей. Смог — тоже от сернистого газа», — заявил эксперт.
Объясняется же покупка именно такого угля просто — при заключении контракта руководствовались только ценой, и это низкокачественное сырье оказалось самым дешевым. При этом слово дешевый можно смело брать в кавычки, так как американский уголь все равно обходится гораздо дороже и сырья из Донбасса, и российской продукции. Первая партия, которую страна получила в сентябре, по заявлению «Центрэнерго», обошлась в 113 долларов за тонну (и некоторые эксперты не исключают, что это только базовая стоимость без учета доставки, с которой тариф взлетает до 150 долларов). Для сравнения, Донбасс продавал уголь по 45−50 долларов, а средняя цена российского антрацита, который также закупает Украина — 70−80 долларов.
Напомним, что контракт на поставки до конца года 700 тысяч тонн угля-антрацита из Пенсильвании был заключен еще летом. Первая партия сырья объемом 85 тысяч тонн прибыла в Одесский порт в сентябре. Тогда же сообщалось, что в 2018 году Украина может нарастить закупки американского антрацита до двух миллионов тонн.
После блокады Донбасса Украина была вынуждена значительно нарастить импорт угля, ведь половина ее ТЭС работает на антраците, а сырье этой группы преимущественно добывалось именно на территории непризнанных республик. На оставшихся Украине шахтах добывают уголь газовой группы.
Проблема в том, что осенью Украина начала импортировать и уголь марки «Г». Энергетический холдинг Рината Ахметова ДТЭК закупает партии объемом 64 тысячи тонн угля по цене 115 долларов за тонну. Официально связано это с тем, что работающие на антраците ТЭС начали переоборудовать на этот тип сырья, и собственной добычи стало не хватать. А, как говорят эксперты, причина еще и в банальном недофинансировании украинских шахт.
По словам Геруса, именно этот газовый уголь и является самым вредным и даже неликвидным. Эксперт даже предполагает, что Украина закупает его по дисконтной цене, но представляет, как дорогой американский уголь. Герус считает, что альтернативой могло бы стать сырье с волынских шахт, но вместо этого еще в марте ДТЭК снизил закупку угля оттуда на 30%.
По данным Государственной фискальной службы, в январе-октябре «незалежная» по сравнению с прошлым годом увеличила импорт каменного угля и антрацита почти вдвое — в денежном выражении в 1,8 раза. За сырье Киеву пришлось заплатить 2,15 миллиарда долларов.
При этом основным поставщиком, несмотря на все громкие заявления Киева, остается Россия. На нее приходится 55,7% всех поставок и 1,2 миллиарда долларов выплат. На втором месте оказались США — с 25,4% и 546,8 млн. долларов, на третьем — Австралия с 5,4% и 116,4 млн долл. Из других стран, в том числе ЮАР, Украина импортировала угля на 289,8 млн долл. Нужно понимать, что это именно денежная структура закупок сырья. То есть США поставляет Украине вовсе не четверть всего объема, просто платить за него приходится намного дороже. Высокие цены на энергоносители правительство перекладывает на население, постоянно повышая тарифы. То есть расплачиваться за неэкологичный и некачественный уголь приходится самим украинцам.
Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что низкое качество закупаемого в США угля объясняется тем, что для украинских властей это, прежде всего, пиар, а не попытка решить проблемы в энергетике.
— Примерно 70% угля, который добывали на Украине при «кровавом тиране Януковиче», происходил из Донбасса, 23% — из Днепропетровской области, а оставшиеся 7% — из Западной Украины. После того, как в 2009 году между Россией и Украиной был заключен ныне действующий газовый контракт, Киев начал активно разрабатывать проекты по замещению газа углем. В итоге позиции угля в электрогенерации Украины при Януковиче усилились, как следствие попыток сократить потребление газа.
За последние годы ситуация только усугубилась. Роль угля усилилась банально по той причине, что Украина стала гораздо меньше потреблять газа. Но в начале текущего года Киев в очередной раз и, видимо, надолго рассорился с непризнанными республиками Донбасса и начал очередную блокаду. Возможно, что люди, которые ее начинали, просто хотели получить свою долю в торговых потоках. Но ситуация вышла из-под контроля, особенно с учетом потенциала накачанных неадекватов, которых пытались использовать в своих целях, а теперь не знают что с ними делать. Не исключаю, что некоторые люди в украинской власти вписались в существующие схемы, и получают деньги от торговли донбасским углем, который выдается за сырье из других источников.
В результате сложилась парадоксальная ситуация. Начиная с Януковича, Украина уходила от газа в сторону угля, потому что своего сырья было достаточно. Но, сделав это, Киев рассорился с единственным источником этого угля, который позволял относительно безболезненно проживать пиковые периоды потребления. По новостным заголовкам мы видим, что сегодня даже Киев периодически сидит то без горячей воды, то без отопления, а в провинциальных городах ситуация еще хуже.
— И американский уголь поможет исправить ситуацию?
— Одного только антрацита, который в первую очередь шел на энергогенерацию, в последние годы Украина потребляла порядка 30 миллионов тонн, не говоря уже об углях других марок. Это колоссальный объем, который заместить просто нечем. Украинские власти сами говорят о том, что с началом блокады у них «выпало» 9−10 миллионов тонн антрацита. Думаю, это преуменьшение, но допустим, это правдивые цифры. Это все равно очень много. Одна партия американского угля — это максимум 60−80 тысяч тонн, в этом году Украина получила всего несколько таких поставок. Понятно, что это совершенно не покрывает существующий дефицит.
Поэтому сами по себе поставки угля из США — это не решение проблемы, а большой пиар Порошенко, которому нужно хоть чем-то улучшить свой негативный образ. Сложно поддерживать позитив, когда за последние годы тарифы на газ выросли раз в десять. А ведь при Януковиче население платило за коммунальные услуги намного меньше, чем в России. Поставки угля из США — это именно такой позитив, который должен показать населению, что Америка их поддерживает.
На этом фоне о качестве угля, очевидно, никто и не думал. Если вы спешно пытаетесь купить энергоноситель на рынке, вам придется на десятки процентов, а то и в разы переплатить по сравнению с покупателями, которые озаботились этим вопросом заранее. Я не готов говорить о качестве угля, который Украина закупает в США, потому что для этого нужно нести его в лабораторию и проводить соответствующие анализы. Но не исключаю, что это действительно то сырье, которое американцы нашли в последний момент, когда «поскребли по сусекам». Поэтому качество его может быть весьма сомнительным.
Киеву было важно не качественный уголь купить, а разрезать ленточку, когда придет танкер. Ленточку разрезали, сыграл гимн, президент Порошенко пожал руку капитану, который «спас» Украину, привезя 60 тысяч тонн, когда ей нужно десять миллионов. Картинка для телевизора есть, а что дальше — не важно.
— Украина начала закупать не только антрацит, но и газовый уголь. Значит, с ним тоже все плохо?
— Дефицит антрацита — это просто самая понятная и животрепещущая тема для населения, потому что если нет антрацита, отключают свет, а это заметно всем. Тема углей, которые используются в промышленном потреблении, не так на слуху. Ну, встало где-то металлургическое предприятие из-за нехватки топлива, кто об этом знает? А на самом деле таких случаев немало. Если предприятия не смогут работать, не будет металла, не будет металла — не будет экспорта, не будет экспорта — не будет валюты. И через год-другой выяснится, что наполнять бюджет нечем.
Так что закупка других сортов угля тоже понятна. Но и здесь объемы, закупаемые в США, недостаточны для покрытия дефицита. Речь даже не о качестве этого угля, а о количестве. Хотя понятно, что купить в последний момент миллионы тонн качественного недорого угля просто невозможно.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня