Продажи новых автомобилей в России продолжают стремительно расти. В ноябре рынок показал прирост в 15%, а в целом с начала года подрос на 12%. Позитивный тренд показывают большинство марок: за счет вывода новых моделей даже аутсайдеры подтянули позиции. Эксперты прогнозируют, что россияне будут скупать автомобили и в декабре. В 2018 главными факторами для рынка станет курс рубля, который может упасть и цены на нефть.
Сложившийся на российском авторынке позитивный тренд продолжает укрепляться – рынок не падает, а стабильно растет девятый месяц подряд. Даже на фоне низкой базы 2016-го года эксперты считают достигнутые цифры проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей ощутимым прогрессом. Так, по данным ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ),
ноябрь ознаменовался увеличением уровня продаж на 15%, или почти на 20 тысяч штук по сравнению с ноябрем 2016 года, и составил 152 259 автомобилей. Всего же в 2017 году в январе – ноябре было продано чуть более 1,43 млн автомобилей.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер назвал полученные цифры еще одной вехой на пути восстановления российского рынка
«Кумулятивные продажи за последние 11 месяцев приплюсовали 12% относительно такого же периода 2016 года, — сказал Шрайбер. — Было бы уместно вспомнить, что ровно год назад мы все еще имели кумулятивные минус 12%. Это достаточно ощутимый прогресс за короткое время. Остался один месяц до того момента, когда мы узнаем, насколько в конечном итоге хорош был прошедший год, и где находится стартовая линия 2018 года».
В лидерах модели с российской пропиской
Традиционно все десять моделей, лидеров продаж новых легковых автомобилей, местного производства.
Первое место как в ноябре, так и по итогам 11 месяцев 2017 года удерживает «АвтоВАЗ». Под маркой Lada в ноябре продали 29 163 автомобилей (+14%), а за январь-ноябрь — 279 тысяч (+17%) автомобилей.
Несомненно, росту продаж посодействовал запуск нового универсала Lada Vesta Cross, однако лидерство по моделям держат Vesta и Granta. На втором месте Kia: 16 106 (+10%) автомобилей было продано в ноябре и 168 736 (+24%) – за 11 месяцев года. На третьем месте Hyundai — 15 284 (-3%) и 142 881 (+9%). На четвертом месте марке Renault —13 373 (+15%) в ноябре и 122 127 (+18%), а замыкает пятерку лидеров Volkswagen c результатом 8 995 (+29%) и 79 103 (+19%) проданных автомобилей.
Именно в ноябре выстрелили не только привычные лидеры рынка по объемам продаж, такие как Nissan (7 672 единиц, +28%), Skoda (5 731 единиц, +19%), но и те марки, которым еще совсем недавно было далеко до позитивных эмоций. Например, Ford (4 922 единиц, +29%) и Mitsubishi (3 213 единицы, +129%).
У японской марки тянет продажи вверх верный внедорожник Mitsubishi Outlander, единственная модель, которая сейчас производится в России на базе калужского предприятия. Всего за 11 месяцев продано 14 864 автомобиля, что на 46% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (10 177 единиц). В ноябре 2017 года было продано 1724 Outlander.
На 43% с результатом 2 570 единиц скакнула Mazda, в целом росту бренда помог вывод в этом году на рынок обновленного кроссовер CX-5 и полноразмерного кроссовера CX-9.
Среди премиальных брендов уверенно продолжают расти, в частности, Mercedes-Benz (3 215 единицы, +15%) и BMW (2 778 единицы, +19%). Audi с результатом 1 400 автомобилей в 6-процентом минусе. Стабильные показатели у Porsche (469 автомобиля, + 1%), а продажи Genesis подскочили на 452%, правда и база была низкая – с 21 автомобиля в ноябре прошлого года до 116 единиц в ноябре 2017 года.
Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, считает, что потребительский спрос постепенно адаптировался к посткризисным ценам.
«Постепенно улучшается ситуация и с реальными заработными платами, — говорит Яковенко «Газете.Ru». —
Домохозяйства адаптировались к новой ситуации на рынке труда, безработица уже не так сильно бьет по их бюджетам, и люди готовы приобретать самые дешевые марки автомобилей, чтобы удовлетворить свою потребность в простом передвижении».
Эксперт уверен, что в декабре рост продаж легковых автомобилей и LCV продолжится, так как предпраздничные скидки будут подогревать спрос.
«По итогам года мы прогнозируем 15-процентный прирост продаж, — отмечает аналитик. — А вот в 2018 году росту будет угрожать намечающееся снижение курса рубля по отношению к доллару: на рубль будут давить интервенции Минфина, Казначейства, возможно, Центробанк будет закупать валюту.
Поэтому можно будет увидеть курс 65 рублей за доллар ближе к марту. Если отечественная валюта ослабнет на 10-15%, это приведет к снижению темпа роста продаж автомобилей до 10% в годовом измерении».
Однако по мнению управляющего партнера экспертной группы VETA Ильи Жарского, макроэкономическая конъюнктура остается для рынка неблагоприятной: доходы населения продолжают показывать негативную динамику. Так, несмотря на рост средней заработной платы в январе-октябре на 7,1% до 38,27 тыс. руб., реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться и за аналогичный период упали на 1,3%. Поэтому, по его оценке, говорить экономики из рецессии и восстановлении потребления пока рано.
«Несмотря на замедление темпов роста продаж относительно октября, принесшего рынку новых легковых и коммерческих автомобилей рост в 17,3%, можно говорить о сохранении стабильного вектора на восстановление спроса, — сказал эксперт «Газете.Ru». — Существенного изменения не произошло во многом из-за того, что для отсутствовали необходимые факторы. Если в сентябре-октябре таковым являлось начало делового сезона, то с середины четвертого квартала подтолкнуть продажи вверх относительно средних годовых значений может разве что начало сезона специальных предложений от дилеров».
По оценке Жарского, декабрь не даст рынку вырасти даже на ноябрьские 15%.
«С учетом ограниченных финансовых возможностей домохозяйств и сезонным ростом расходов на потребительские товары и продукты питания, возможностей реализовать покупку автомобиля в декабре будет у меньшего числа граждан, таким образом, в лучшем случае декабрь даст рост на 12-13%.
С аналогичными показателями роста мы закроем и год, — считает эксперт. — Вопрос относительно перспектив продолжения положенного в этом году положительного тренда пока остается открытым. Несмотря на сохранение программы поддержки автопрома и автокредитования, очень многое будет зависеть от ценовой политики производителей и дилеров. В этом году производители стремились сдерживать рост цен, однако хорошие продажи в 2017 году могут стать основанием для пересмотра ценовой политики на год следующий.
При условии, что доходы населения не вырастут, а средняя стоимость автомобиля поднимется на 10-15%, вполне вероятно, мы увидим замедление темпов восстановления продаж и среднемесячный показатель в пределах 5-6% станет новой нормой».
Между тем заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев в беседе с «Газетой.Ru» заверил, что в декабре большинство брендов будут предлагать традиционные предновогодние акции и скидки, что подтянет декабрьские продажи.
«В декабре мы ожидаем рост в районе 12% к уровню 2017 года, — сказал Зиновьев «Газете.Ru». – Что касается следующего года, то мы придерживаемся оптимистичного прогноза и считаем, что рынок вырастет примерно на 15%.
Этому должны поспособствовать позитивные факторы, такие как текущий уровень цен на нефть, который сейчас выше прогнозируемого Минэкономразвития в начале года, проведение чемпионата мира по футболу в России. Мы конечно, рассчитываем на продолжение крупнейших программ господдержки, активно и действенно стимулирующих спрос на автомобили бюджетного и среднего ценового сегментов».