Статьи

Кто кого победил в двух мировых войнах

Президент Дональд Трамп – как бы тяжело у него ни шли дела в Вашингтоне – регулярно находит время для выступлений перед своими сторонниками по всей стране. Минуя прессу и обходя редактуру телеканалов, он обращается к американским избирателям напрямую. Как и во время предвыборной кампании, на его митинги собираются тысячи людей.

Чем закончится яростное противостояние Трампа с его противниками и какими достижениями (или провалами) во внутренней и внешней политике запомнится его президентство, мы пока не знаем. Но оно совершенно точно запомнится его публичными выступлениями.

Он выступает много и со страстью, в своем неподражаемом стиле. Благодаря цифровым технологиям «картинка» и звук с его митингов сохранятся надолго.

Через много лет их будут изучать – как большое откровение или как постыдное явление прошлого. Исследователи наверняка укажут на изъяны в его популистском мировоззрении или, наоборот, особо отметят, как проникновенно он говорил о Боге, свободе, единстве, семейных ценностях и важности «маленького человека».

Но сейчас всем не до этого. Сторонники 45-го президента аплодируют словам о налоговой реформе, пограничном контроле, росте экономики, рабочих местах и второй поправке.

А либеральные американские медиа и конгрессмены-демократы возмущаются его поддержкой сомнительных, на их взгляд, кандидатов в сенаторы и федеральные судьи, ловят Трампа на противоречиях и оговорках, а также не перестают выискивать в его речах признаки расизма, ксенофобии и женоненавистничества.

На сей раз нашлась «пища» и для отечественных СМИ. Под занавес своего выступления Большой Дональд решил поднять моральный дух аудитории и заговорил о славных страницах национальной истории.

Раньше Трамп в таких случаях, как правило, говорил об американской революции, об Отцах-Основателях, промышленной революции, Джеймсе Мэдисоне и Аврааме Линкольне – то есть о событиях и деятелях времен внешнеполитического изоляционизма.

На сей раз речь зашла о событиях XX века. Президент США заявил с трибуны митинга, что Америка «вырыла Панамский канал, победила в двух мировых войнах, отправила человека на Луну и поставила на колени коммунизм».

Обычно американские политики ограничивались словами о «победе над нацизмом и коммунизмом», что вызывало дежурные протесты со стороны российских политиков, но сообщения об очередной победной реляции, произнесенной за океаном, никогда не выходили в топ новостей. Но тут получился явный перебор. Во всяком случае, с точки зрения наших парламентариев и экспертов.

До сих пор доподлинно не известно, кто конкретно решил внести в речь Трампа именно эти слова – слишком большая текучка в администрации Белого дома и слишком часто президент лично правит формулировки, предложенные спичрайтерами, иной раз – в самый последний момент.

Мое предположение состоит в том, что текст для телесуфлера в спешном порядке, непосредственно перед митингом (а в митинговом жанре Трамп всегда сочетает чтение заготовленных фрагментов и живую импровизацию) сшивался из фрагментов предыдущих речей, и в какой-то момент кто-то – возможно, сам президент – обратил внимание на избитость фразы о «победах над нацизмом и коммунизмом».

И тогда Стивен Миллер, Кэллиэнн Конуэй, Хоуп Хикс или все вместе, обмениваясь СМС, придумали новую вдохновляющую американцев фразу.

Фразу крайне неудачную – спора нет. Но только с нашей точки зрения. Да еще, пожалуй, с точки зрения серьезных западных историков и аналитиков. С точки зрения пропаганды и «исторического обоснования» счастливого будущего, которое непременно наступит (стоит только объединиться, проголосовать как надо, и тогда…) фраза не хуже и не лучше других.

Это в реальной истории и политике все сложно. А в национальной идеологии и национальном мифе все должно быть просто и звучать красиво. Не потому, что национальный миф – это ложь и оболванивание, а потому, что он ярко и рельефно выделяет то, в чем большинство нации едино сейчас.

Подчеркну:

в чем едины не либеральные космополитические медиа и не критики из-за рубежа, а большинство нации.

Возможно, американскому лидеру и не следовало вовсе упоминать Первую мировую, преувеличивать роль США во Второй мировой, а также подменять тяжесть внутренних проблем мировой системы хозяйствования тяжестью американской длани, но «за рамки» по нынешним международным меркам он не вышел.

Особенно если учитывать катастрофическую девальвацию внешнеполитического дискурса.

Вот вам самый свежий пример. На прошедшей неделе все стали праздновать победу над ИГИЛ*.

Генеральный штаб наших вооруженных сил. Башар Асад и все лояльные ему граждане и группировки. Марионеточное правительство Хайдера Аль-Абади в Багдаде. Американские военные. Сирийские и иракские курды… Возможно, где-то тихо в углу празднует победу и так называемая умеренная сирийская оппозиция – кто знает!

Я почти уверен в том, что и в Тегеране прошел – возможно, тайный – банкет по случаю достижения уверенных успехов в построении шиитской дуги от Персидского залива до Средиземного моря. И высокие гости из «Хезболлы» наверняка приглашены были…

Одновременно все обвиняют друг друга в преувеличении своей роли в борьбе с террористическим халифатом. В этот спор умудрился вмешаться даже министр внешних сношений Франции Жан-Ив Ле Дриан. Ему-то, казалось бы, какое дело? Видимо, захотелось ущипнуть для Пятой Республики пару листиков с лаврового венка.

Ну а Израиль в эти дни праздновал признание американским лидером Иерусалима столицей еврейского государства. И, видимо, в головах израильских политиков и их союзников в США провозглашение победы над «Исламским государством*» и решение президента Соединенных Штатов со временем станет чем-то неразрывно связанным со «всеобщей декларацией победы».

Если так и дальше пойдет, то, скажем, 8 декабря станет знаменательной датой. А потом начнутся разночтения – 8-е или все-таки 7-е (а, быть может, 9-е?), как и с кем праздновать, кто круче воевал, какие жертвы принес и кому в связи с этим что «честно полагается»… или «полагалось бы».

Это очень напоминает придание идеологического статуса вопросу о дате победы над германским нацизмом – 8 или 9 мая, как следует отмечать и с кем.

Я полагаю, большинство моих соотечественников знает, что в начале мая 1945-го война не закончилась, что наши деды и прадеды воевали в Манчжурии, на Сахалине и Курилах, но святым остался день 9 мая.

Именно с этой датой связана наша Победа как историко-патриотический миф, который (один из немногих, если не единственный) удерживает нацию вместе.

И мы этот миф защищаем. Тоже иной раз не без переборов.

Разве мы не слышали никогда от наших политиков и «говорящих голов» из телеящика, что «союзнички» вступили в войну с нацистами только в 1944-м, подоспев (как всегда) к «шапочному разбору», что за Ленд-лиз пришлось платить огромные деньги, так что расплатиться удалось лишь в 2006 году, и что в Арденнах англо-американские войска неминуемо потерпели бы сокрушительное поражение, если бы не Висло-Одерская наступательная операция Красной армии?

С исторической точки зрения это все неправда. СССР и Россия оплатили в общей сложности 6,5% стоимости всех американских поставок, поскольку оплате подлежали лишь исправные и условно исправные к концу войны единицы техники гражданского и двойного назначения. И это в долларах 1948 года. В ценах 1970-х и, тем более, 2000-х доля «коммерческого Ленд-лиза» и вовсе исчезающе мала.

Война с германским фашизмом началась для англо-французских войск в 1940 году – с горьких поражений. Но затем была успешная операция британских и американских войск в Северной Африке осенью 1942 года, вторжение в Италию в 1943-м и, наконец, высадка в Нормандии в 1944-м.

Что же касается верденского контрнаступления гитлеровцев, то оно, как известно, не достигло даже своих первичных целей (захвата мостов через Маас, а также топливных складов в Намюре и Льеже). Когда на восточном фронте началась Висло-Одерская операция, американские войска уже окружали части вермахта у Бастони. Если уж кто и поспособствовал увязыванию союзных наступлений к западу и востоку от Берлина, так это британский премьер Черчилль, строчивший Сталину нервные телеграммы.

И что же? Все равно, глядя из России, все баталии наших союзников кажутся маргинальными событиями той далекой войны. Несмотря на историческую несправедливость, это нормальный взгляд для нации победителей, которая никому ничего не обязана доказывать. Только напоминать новым поколениям, чтобы не забывали, какую великую страну они наследуют.

Но точно так же и американцам сражения на восточном фронте кажутся лишь фрагментами большой картины. Сталинградское сражение часто упоминается в американских источниках (даже в школьных учебниках), но скорее как символ того, насколько в Европе все висело на волоске в начале 1940-х.

А большая картина в их глазах такова: к моменту высадки в Нормандии Красная армия все еще воевала на своей территории, а американцы с союзниками уже очистили от нацистов всю Северную Африку, захватили бóльшую часть Италии и уже четыре года вели войну на двух океанах. Затем наступил день «Д», и война покатилась к своему закономерному концу.

Спорить бесполезно. Цифры и доводы тут не помогут. Еще меньшей доказательной силой обладают высказывания депутатов Госдумы и твиты наших сенаторов. Можно лишь сожалеть о том, что победа над нацизмом так и не стала по-настоящему общей, а потому и не возникло общего мифа, который в нынешнем неспокойном мире ой как пригодился бы.

Заявление Трампа о победе США в Первой мировой, конечно, вызывает иронию. Но и тут ничего доказывать нет смысла. Жаль только, что Америка заменила в 1917-м в антигерманском блоке Россию, которая тогда погружалась в ад национальной катастрофы.

Так что бурная реакция политиков, экспертов и пользователей Рунета на рядовую, в общем-то, реплику Дональда Трампа явно не соответствует ни ее значимости, ни той уверенности, которую излучают наши пропагандисты.

Особенно «порадовал», конечно, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который заявил, что коммунизм, мол, переживет «всех Трампов, всю Америку и всех нас», да еще сослался при этом на Нагорную проповедь Христа и на послание апостола Павла к Фессалоникийцам.

Из слов Геннадия Андреевича следует лишь то, что его идеологию совершенно точно пережила христианская вера, раз человек с партбилетом в кармане цитирует Спасителя и апостолов. И это хорошо.

Плохо то, что сейчас, в предновогоднюю пору, в наших торговых центрах звучит повсюду «Джингл беллз». А это значит, что американский миф куда сильнее, чем это пытаются представить наши политики, и проникает к нам не благодаря речам их президента или работе СМИ-иноагентов, а совсем другими путями.

И вот это капитально недооцененный и недоизученный фактор.

Слава Богу, что не украшают сейчас столицу кумачовыми стягами, а в магазинах чисто и светло. Но если так пойдет и дальше, то наши партнеры «скапитализдят» у нас (как выразилась официальный представитель МИД Мария Захарова на своей страничке в Facebook) не только военные успехи в Сирии и медали сочинской Олимпиады, но и нечто куда более важное. Дай только срок…

Источник

По теме:

1 комментарий

Andrey Stepanov 11.12.2017 at 20:02

«Сколько не повторяй «халва», во рту слаще не будет».
Сколько не повторяй об американской воинской доблести, трусы и убийцы останутся таковыми.
Да и с Луной вроде уже всем всё ясно, кроме самих янки.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.