Уже на самой Украине признают, что в ближайший год-полтора страна встанет перед проблемой дефолта, мощного оттока инвестиций и девальвацией гривны.
Заявление на эту тем сделал директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин.
По его словам, Украине в ближайшие годы нужно будет отдать кредиторам порядка 40 миллиардов долларов, при наличных 19 миллиардов в золотовалютных резервах страны. Невозможность своевременно выполнить обязательства приведет к дефолту в стране.
«Выплаты внешних долгов мы закладываем в бюджет, но бюджет формируем в гривне. Соответственно, мы получили бюджет в гривне, нам нужно где-то купить доллары. Это или межбанк, или золотовалютные резервы, которых сегодня всего лишь 19 миллиардов долларов. Таким образом, без внешних инвестиций, без роста экспорта, без помощи МВФ мы физически не можем иметь долларовый источник для выплаты внешних обязательств», — отметил Амелин.
Он напомнил, что в этом году Украина планировала получить примерно пять миллиардов долларов от МВФ, но в итоге получила только один.
«На следующий год обсуждается примерно 3,5 миллиарда, скорее всего, получим тоже один. И вероятность дефолта критически возрастает. А что такое дефолт — это и мощная девальвация, и отток инвестиций из Украины, потому что это шок для любого бизнеса, и где-то на два-три года это заморозка экономической трансформации Украины», — подчеркнул Амелин.
В свою очередь, в Международном валютном фонде также смотрят без особого оптимизма на будущее «незалежной». «Украина будет вынуждена вести переговоры о продлении финансовой помощи по линии МВФ на ближайшие 10−15 лет. В противном случае риск её дефолта по долгам перед западными финансовыми структурами резко возрастает уже в 2019—2020 годах», — заявил журналистам высокопоставленный чиновник в МВФ.
На уточняющий вопрос, будет ли иметь значение при оформлении новой программы наличие у Украины долга перед Россией, он ответил, что МВФ «формально призывает к урегулированию задолженности в рамках текущей программы, но это не является препятствием для оформления программы».
Напомним, четырехлетняя программа финансовой помощи МВФ предусматривает выделение Украине 17,5 миллиарда долларов. В марте 2015 года был перечислен первый транш в пять миллиардов долларов, в августе того же года — второй, на 1,7 миллиарда. В сентябре 2016 года Фонд перевёл третий транш кредита Украине на сумму один миллиард долларов.
Действительно ли стоит ждать дефолта на Украине, и какими последствиями это обернётся для России?
— Во-первых, я считаю, что Украина уже фактически находится в состоянии дефолта, — говорит директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — В частности, она не выполняет долговые обязательства перед Российской Федерацией. Три миллиарда долларов долга нам так и не возвращают. При том, что российские облигации были размещены по всем правилам на европейском финансовом рынке. И хотя киевская власть утверждает, что не возвращает этих денег по политическим причинам, она не может их вернуть при всём желании по причинам экономическим. Впрочем, Киев не может вернуть и тех долгов, что были сделаны ещё до государственного переворота в феврале 2014 года.
Киев сейчас прячется за формулировкой, что, якобы все частные и государственные долги были реструктуризированы.
Это имеет место: ещё в 2014 году новая украинская власть предложила план пролонгирования кредитов. В итоге были выпущены дополнительные ценные бумаги, а выплаты были растянуты для тех кредиторов, кто согласился на такие условия. Россия на это не согласилась.
— То есть в связи с невыплатой нам долгов на Украине дефолт всё-таки уже де-факто имеет место?
— Да, но МВФ и другие западные финансовые структуры в нарушение своих собственных регулирующих законов, закрыли на это глаза, продолжили сотрудничество с Украиной. Позицией России, по сути, пренебрегли, и была проведена программа экономической помощи Украине в 2014—2017 годах. Это такая авансовая уловка МВФ, которую он уже не раз применял по отношению к другим странам. Западные кредиторы прекрасно понимали, что украинская экономика не восстановится, ей предстоит затяжной экономический кризис. Поскольку у Украины, которая отвернулась от России, не было шансов найти своё место в мировой системе распределения труда. За время, отведённое на выдачу кредитов, правительство Украины, поставленное в жёсткие условия, обязалось провести непопулярные реформы.
— А кто будет долги возвращать?
— Понятно, что долги «незалежной» будут возвращать отнюдь не Порошенко или Ахметов со своих капиталов, отдавать их будут простые граждане Украины, причём ценой своего обнищания. Точно такой же сценарий мы наблюдали во многих странах, которые подписывались на такие же кабальные условия. Это было и в Мексике, и в Аргентине, и в массе других стран.
Конечно, украинские олигархи прекрасно понимали изначально, что никто счастья и процветания Украине не желает. От страны хотят возвращения долгов с хорошими процентами.
Насколько я понимаю, 2018 год Украина ещё худо-бедно протянет без очередного обвала гривны и прочих неприятных последствий. Поскольку МВФ ещё собирается что-то выделить Киеву. Хотя парадокс ситуации в том, что в этом году выплаты МВФ по процентам были больше чем новые транши, поступившие от этой структуры.
А в 2019—2020 ситуация будет просто катастрофическая. Потому что помимо невыплаченных России 3 миллиардов долларов, которые Россия через Лондонский высокий суд довольно успешно пытается вернуть, Украине придётся вернуть и многие западные долги, до поры до времени замороженные. Всё это может добить украинскую экономику.
С другой стороны, есть такая замечательная фраза: тому, кто повешен, не грозит стать утопленником. На Украине стремительно падает объём промышленного производства, высокотехнологичная сфера в состоянии коллапса. На это накладывается ситуация с вымыванием высококвалифицированных кадров и т. д.
— То есть на Украине будет «конец света»?
— Я не считаю, что там случится «конец света» и люди начнут есть собак. Украина находится в таких климатических условиях, что у людей при самом крайнем сценарии есть возможность что-то вырастить на своих земельных участках. Хотя Евросоюз пытается сейчас задавить в «незалежной» даже производство молока и мяса.
Но, конечно, дефолт приведёт к обвалу гривны, что будет означать для подавляющего большинства населения потерю возможности покупать импортные товары, не говоря уже о том, что придётся забыть о поездках на отдых за границу.
Вообще, я считаю, что для Украины в нынешней ситуации было бы счастьем объявить дефолт. Поскольку это, по сути, означало бы отказ платить по обязательствам. Они могли бы эти долги отложить не на 5 лет под контролем МВФ, а лет на сто и без всякого контроля. Или вообще сказать, как большевики в 1917 году, что все прежние долги сделала «неправильная власть» и поэтому новая власть выплачивать их отказывается.
Поэтому ситуация сейчас такова, что чем быстрее на Украине произойдёт дефолт, тем лучше для рядового украинца.
— Даже не экономисту заметно странное совпадение: с 2014 года ухудшение ситуации на Украине так или иначе сказывается и на ухудшении экономического положения России. Дефолт на Украине как-то отразится на нашей стране?
— Сегодня экономика России гораздо меньше связана с экономикой Украины. Поэтому теперь украинские экономические кризисы на нас не должны оказывать серьёзного влияния. Собственно, наши проблемы 2014−2015 года были связаны не столько с украинским кризисом, сколько с падением цен на энергоресурсы. Подобные с нами проблемы испытали многие сырьевые страны.
— Вы упомянули о большевиках. А возможно ли, что на Украине появится национальный лидер, который прямо заявит, что страна отказывается выплачивать долги не только России, но и Западу?
— Сегодня на Украине нет не только личностей, равных по масштабу Ленину или Сталину. Я даже не вижу фигуры подобной Петлюре. Во власти на Украине сейчас нет ни настоящих патриотов, ни великих государственников, на даже просто зрелых политиков. Правят бал временщики. Все они прекрасно видят, что страна катится в финансовую экономическую пропасть. Но по-прежнему мы слышим популистские лозунги из уст украинских чиновников, совершенно оторванные от реальности. И даже те, кто изображают из себя протестное движение, просто не могут выдвинуть внятной экономической программы возрождения украинской экономики.
— Есть мнение, что Запад найдёт вариант, чтобы не допустить на Украине полного коллапса экономики, лишь бы эта страна сохраняла свою функцию «Антироссии».
— Конечно, политические мотивы имеют место. Плюс к этому МВФ до последнего будет пытаться сохранить за собой роль этакого финансового тюремщика Украины. Его задача — любой рост экономики «незалежной» направлять на то, чтобы выплачивались долги и проценты. Какие-то средства им будут периодически подкидывать. Поэтому я не согласен с теми экспертами, что ждут уже в ближайшее время полного Апокалипсиса на Украине. Этой стране ещё предстоит пройти путь до состояния полной экономической разборки. Но пример некоторых латиноамериканских стран показывает, что, несмотря на то, что международный финансовых капитал проводил в отношении них совершенно людоедскую политику, нашлись силы в Бразилии, Боливии, Аргентине, чтобы выдвинуть национального лидера, который в итоге начинал вести страну к выходу из кризиса.
Что касается Украины, то тут вопрос: будет ли новый лидер придерживаться «левых» взглядов, или это будет фигура уже чисто фашистских взглядов. Мне хочется верить, что украинцы найдут в себе силы и мудрость выдвинуть такого лидера, который поставит вопрос о национальном примирении. Без этого страна будет и дальше ходить по кругу.
Фото Global Look Press
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня