Россия со вторника прекратит работу в рамках Совместного центра контроля и координации прекращения огня и стабилизации линии соприкосновения сторон (СЦКК) в Донбассе. Об этом сообщило российское внешнеполитическое ведомство.
В заявлении российского МИД говорится, что работа российских военных в рамках СЦКК стала невозможной из-за позиции украинских властей.
СЦКК создали в 2014 году по поручению властей России и Украины после минских соглашений, которые заключили для разрешения конфликта в Донбассе. В центр вошли офицеры генштабов обеих стран.
В МИД сообщили, что, украинские власти, к примеру, категорически возражали против какой-либо документальной регламентации функционирования центра.
«Более того, в нарушение договоренностей президентов Российской Федерации и Украины относительно создания и размещения СЦКК украинская сторона сознательно создавала для входящих в его состав наших военнослужащих напряженную морально-психологическую обстановку, чинила препятствия для выполнения ими своих служебных обязанностей», — отметили в министерстве.
В ведомстве рассказали, что российским офицерам, в частности, ограничивали доступ к линии соприкосновения и мешали проверке ситуации на совместных наблюдательных пунктах, развернутых на подконтрольной Украине территории. Дело доходило до запретов на общение с местным населением, были случаи неуважительного отношения военнослужащих ВСУ к своим российским коллегам.
— Минобороны России ещё около двух лет тому назад заявляло о недопустимом отношении к нашим военным в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК), — говорит эксперт центра Военно-политической журналистики Владимир Орлов. — Наши офицеры на украинской территорий фактически находились на правах заложников.
Их ставили в положение, когда российский генерал или полковник вынужден был спрашивать разрешение у украинского сержанта выйти на улицу покурить.
Российские офицеры терпели ради дела такое отношение со стороны «незалежных» военных. Но в какой-то момент это уже перешло все допустимые границы. Поведение украинцев стало просто оскорбительным, и — вот результат.
— В донбасских республиках уже высказывали опасения, что вывод российских офицеров из совместной мониторинговой группы окончательно развяжет руки украинским военным.
— Я так не думаю. ВСУ и так не особенно стеснялось наших офицеров, которых не допускали в те места, где находилось тяжёлое вооружение, запрещенное Минскими соглашениями.
— Получается, что теперь ситуацию в зоне военных действий будет мониторить ОБСЕ, которая так же необъективна по отношению к ДНР и ЛНР. Часто именно когда идут обстрелы территории непризнанных республик, наблюдатели этой организации растворяются в неизвестном направлении.
— Дело в том, что изначально наблюдатели ОБСЕ были введены на Украину в рамках предоставленного организации мандата ещё до начала активных боевых действий на Донбассе. И эти наблюдатели активней работают именно на территории Украины, то есть именно на той территории, которую контролирует киевская власть.
— Почему в таком случае представители ОБСЕ сидят в Донецке, Луганске, Горловке и т. д.
— Потому что в своё время в республиках пытались быть максимально прозрачными для международных наблюдателей, чтобы показать, кто на самом деле разжигает конфликт. Но, как показали эти годы, это мало помогло. ОБСЕ не часто даёт объективную информацию о происходящем в Донбассе.
— Получается, что после вывода российских наблюдателей из СЦКК объективных наблюдателей за ситуацией совсем не останется?
— К сожалению, это так. Но и наши офицеры в СЦКК не обладали полной информацией, поскольку они могли находиться только там, где им разрешала украинская сторона.
— Усиление обстрелов мирных городов и посёлков ДНР и ЛНР и вывод наших офицеров из СЦКК — это связанные события?
— Думаю, что нет. Просто нахождение наших офицеров там было бессмысленно. А что касается усилением обстрелов, то, на мой взгляд, это связано исключительно с событиями в Киеве. Порошенко надо всячески отвлечь внимание украинской публики от протестных митингов. Кроме того, война сковывает наиболее мотивированных украинских националистов.
— Как быть в такой ситуации ДНР и ЛНР?
— Надо перестать делать вид, что Минские соглашения действуют. Надо давать адекватный ответ каждый обстрел ВСУ, а может быть — и не пропорциональный. Не стоит делать хорошую мину при плохой игре. Если «Минск-2» умер, надо просто бить украинского агрессора по рукам. Чем больше будут бить, тем быстрее принудят Киев к новым соглашениям, которые ему придётся соблюдать.
— А есть ли у ЛНР и ДНР силы для этого?
— Да, есть. Надо просто показать зубы, чтобы на той стороне поняли, что обстреливать республики не надо.
— В феврале прошлого года во время боёв за Авдеевку был нанесён сильный удар по ВСУ…
— Да, и потом было долгое затишье — на Украине всё прекрасно поняли. Это действует. Лучший способ что-то объяснить негодяю — дать ему по зубам. Как мы знаем, эта мера сработала во время чеченских войн, в 2008 году в Грузии и т. д.
— Могла бы Россия силами своих офицеров самостоятельно проводить мониторинг ситуации в ДНР и ЛНР?
— Для этого российская сторона должна признать донбасские республики воюющей стороной. Такие прецеденты уже были. Куба, например, не раз признавала революционные силы в странах Латинской Америки воюющей стороной, что позволяло ей поддерживать их открыто. Наше признание ЛНР и ДНР не будет означать, что мы их автоматически отказываемся считать Украиной. Но мы сможем вполне официально заключать с Луганском и Донецком соглашения, вводить своих представителей в совместные с их властями группы и т. д.
Да, Запад будет раздражён, но мне кажется, пора перестать оглядываться в сторону Запада. Всё равно это не даёт нам никаких выгод или послаблений в санкциях.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).