Российскую Федерацию со странами Центральной Азии в первую очередь связывает общая история, экономические интересы, а так же военно-политическое сотрудничество, в котором Россия является гарантом стабильности и безопасности.
Начиная с распада СССР, США начинают выстраивать политику, основанную на трех основных идеях:
— обезвредить оружие массового поражения, оставшиеся после распада СССР;
— не допустить восстановления влияния России в Центрально-Азиатском регионе;
— снизить влияние Российской Федерации на транзит центрально-азиатской нефти и газа.
США со своими союзниками начали терять позиции в Центрально Азиатском регионе главной причиной чего является возвращение в Центральную Азию российского влияния. Так как для Казахстана, Киргизии и Таджикистана Российская Федерация — главный военный союзник.
Так на фоне вывода войск военной коалиции из Афганистана в 2012 году В.Путин и Э.Рахмон подписывают соглашение о продлении срока пребывания 201военной базы на территории республике до 2042 года. А в 2014 году Россия убеждает правительство Киргизии не продлевать срок аренды военной авиационной базы «Ганси» с США. В 2015 году Российская Федерация нанесла еще один неожиданный удар, по США запретив транспортировать вооружение и военную технику в Афганистан транзитом через Россию.
Уступив роль в военном сотрудничестве, Белый дом решил отыграться в энергетической сфере.
Начиная с середины двухтысячных годов, США странам Азии начали предоставлять гарантии по кредитам и обеспечили страхование рисков, предлагая финансовую поддержку на проекты, которые так и не реализовались:
— Транскаспийский газопровод, который должен был соединить богатейший газом Туркменистан с Азербайджаном, Грузией, Турцией и потребителями Европы;
— Казахстанская Каспийская транспортная система, которая должна была связать месторождение Кашаган, в направлении Баку-Тбилиси-Джейхан, Иран.
Помимо этого Вашингтон предлагал Казахстану поставлять энергоресурсы в Европу без участия России. На сегодняшний день США вложили двенадцать миллиардов долларов в разработку казахстанской нефти, которую после перепродают в Европу.
На данный момент в нефтегазовой области Казахстана главными вкладчиками можно отметить три американских компании:
Exxon Mobil Corporation — ей принадлежит 8 % акций Каспийского Трубопроводного Консорциума, 17% акций в Кашагане и 26% акций в Тенгизе;
Chevron – ей принадлежит 16 % акций Каспийского Трубопроводного Консорциума, 50% акций в Тенгизе и 20% акций в Карачаганаке;
ConocoPhillips – 9% акций в Кашагане.
В целом данные компании дают 127 миллионов тонн нефти, что составляет 78% от общей добычи нефти в Казахстане.
При этом Вашингтон продолжает играть в политику двойных стандартов. Так, например Белый дом, считает Иран государством, поддерживающим международный терроризм, и не могут иметь торговые отношения с данным государством. В связи с этим американская компания «Шеврон», которая добывает нефть в Казахстане, продает ее посреднику в частности казахстанской государственной нефтяной компании, которая по сути дела перепродаёт данную нефть Ирану. Одним словом США чтобы не впутывать себя лишний раз в очередной политический скандал придумали обходной путь продажи нефти странам находящиеся под санкциями США.
Другой не менее важный вопрос как поведёт себя Вашингтон по отношению к странам ЦА, после того как станут монополистами в нефтегазовой и энергетической сфере в данном регионе. И не обернется ли начало энергетической и нефтегазовой независимости концом. Ведь отдав контроль над энергетической сферой главного промышленного региона республики — Восточно-Казахстанской области, где производят топливные таблетки для ядерных реакторов, а также стратегические для военной промышленности ниобий, бериллий, титан, магний никто не задумывается о последствиях.
Фото Cont