Норвежский сайт AldriMer. no, посвященный вопросам безопасности, сообщил о начале в следующем году серийного производства российского истребителя пятого поколения Су-57. Столь долгожданное событие для ВКС России должно произойти в связи с готовностью нового двигателя, с которым один из самолетов начал летать в начале декабря.
Серийное производство — по отношению к планам закупки этого самолета звучит несколько громко. Потому что предполагается построить всего 12 истребителей. Но норвежцы встревожены: «Российские власти намекают, что может быть произведено гораздо больше самолетов, чем было запланировано первоначально».
Впрочем, вопрос в другом. Правильнее было бы назвать освоение первой серии продолжением разработки самолета, финальной ее частью. Потому что двигатель — это один из главнейших компонентов самолета. И с ним необходимо тщательно проверить работу всех остальных систем, которые уже испытаны и признаны годными. А вот потом уже должны пойти более крупные серии. Не случайно официальные представители и Минобороны, и ОПК говорят о том, что истребитель начнет поступать в строевые части в 2019 году.
Серийное производство Су-57 будет развернуто в Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе им. Гагарина. Именно там были построены 10 летных прототипов, на которых проводились и продолжают проводиться испытания.
Норвежцы говорят, что «старый двигатель», на котором уже несколько лет летали прототипы Су-57, имеет недостаточную мощность и «рассчитан на применение на более старых боевых самолетах». Действительно, у него тяга меньше, чем у нового «изделия 30» (пока двигателю еще не присвоен индекс АЛ). Однако уже облетанный двигатель АЛ-41Ф1 обеспечивает тягу в бесфорсажном режиме, которая позволяет осуществлять сверхзвуковой полет.
Что же касается применения на более старых самолетах, то это абсолютно неверно. Модификация АЛ-41Ф1С стоит на многоцелевом истребителе поколения 4++ Су-35С, который был принят на вооружение в 2014 году. Назвать его «более старым» никак нельзя. И больше нигде этот двигатель не используется.
Так вот, в бесфорсажном режиме Су-35С развивает скорость в 1,1 М. Тем самым выполняется требование к скорости, предъявляемое к истребителям пятого поколения. АЛ-41Ф1, установленный на истребителях Су-57 первой очереди, более совершенен, чем АЛ-41Ф1С. В нем используется полностью цифровое управление и новая турбина. Он более экономично расходует топливо и развивает большую тягу. В бесфорсажном режиме — 9500 кгс против 8800 кгс, на форсаже — 15000 кгс против 14500 кгс.
Конструкция АЛ-41Ф1 полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к двигателям пятого поколения. Тут не только сверхзвуковая бесфорсажная скорость, но и плазменное зажигание и цифровое управление режимами работы.
«Изделие 30» — это не модификация АЛ-41Ф1, а оригинальный двигатель, разработанный рыбинской двигателестроительной компанией «Сатурн». В бесфорсажном режиме он развивает тягу в 11000 кгс, на форсаже — 18000 кг. Поскольку у Су-57 два двигателя, то эти показатели надо умножить на два: 22000 кгс и 36000 кгс. При нормальной взлетной массе тяговооруженность (отношение суммарной тяги к весу самолета) силовой установки — 1,36, при максимальной загрузке топливом и ракетно-бомбовым вооружением — 1,01.
Сопло двигателя отклоняется в двух плоскостях на 20 градусов со скоростью 60 гр./сек, что обеспечивает самолету сверхманевренность. По этому поводу норвежцы делают странное заявление: «Ожидается, что самолет будет обладать высокой маневренностью и комбинировать так называемую скорость сваливания с последующим маневром поворота, как это делают F-35 и F-22».
О некотором приближении к маневренным способностям Су-57 можно говорить лишь в отношении F-22. Но никак не F-35, который неуклюж и неповоротлив, как летающий утюг, на который самолет сильно смахивает.
К еще одной странности относится заявление о сомнительном качестве российской стелс-технологии: «Во-первых, вряд ли уровень качества этой технологии такой же, как у американских самолетов. Во-вторых, многие самые важные виды оружия, которые Россия планирует использовать на этих самолетах, не умещаются в боевых отсеках самолета».
«Во-первых» комментировать смысла нет. Что же касается размещения ракет на внешних подвесках, то и у F-22, и у F-35 такой метод крепления вооружения имеется. Поскольку он повышает заметность самолета, то его использование ограничено, он применяется в ситуациях крайней необходимости. И в этом смысле Су-57 ничем не отличается от «американцев».
Но в общем и целом норвежский сайт высоко оценивает перспективы нового российского истребителя, называя его «конкурентом самолетов F-22 и F-35». И это, действительно, похвала со стороны государства, входящего в НАТО. Поскольку в НАТО к F-22 относятся как к иконе. (Об F-35, который существенно слабее, промолчим).
Что же касается авионики российского самолета, то при ее создании конструкторы сделали большой шаг вперед не только по сравнению с самолетами предыдущего поколения, но и с американскими истребителями пятого поколения. В первую очередь это относится к бортовой РЛС, точнее к пяти радарам, каждый из которых имеет активную фазированную антенную решетку. Впереди расположен главный радар, имеющий 1526 приемо-передающих модулей. По бокам фюзеляжа — еще два радара. И еще две антенных решетки расположены на закрылках.
Именно эти две станции обладают существенной новизной и дают самолету значительное преимущество в небе. Дело в том, что три первых радара работают в сантиметровом диапазоне волн. Стелс-технологии максимально «прячут» самолет именно от сантиметровых волн. А две расположенных на закрылках РЛС работают в дециметровом диапазоне. И они гораздо лучше видят «самолеты-невидимки». У них, конечно, ниже разрешающая способность, но обнаружить противника они могут на очень большом расстоянии.
Антенная решетка центральной РЛС расположена с наклоном, благодаря чему снижена заметность самолета. Этот прием привел к снижению мощности излучаемого сигнала при работе с наземными объектами.
РЛС «Белка» с АФАР пришла в военную авиацию на замену РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис». «Белка» эффективнее «Ирбиса», который, в свою очередь, в сравнении с американской станцией AN/APG-77 для F-22 выглядит очень убедительно. Он обнаруживает цель с ЭПР 1 кв. м. на расстоянии 300 км. Американская РЛС — на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв. м. у нас показатель — 90 км. По «американцу» он не приводится. Показатели «Белки» засекречены, но они точно выше, чем у «Ирбиса». РЛС Су-57 обеспечивает одновременное сопровождение до 60 целей и обстрел — до 15.
Важнейшем элементом системы поиска и отслеживания целей является оптико-локационная станция ОЛС-50М, созданная специально для Су-57. В зависимости от ракурса она способна обнаружить F-22 на расстоянии от 30 км до 85 км. Причем обнаружение скрытное, поскольку ОЛС осуществляет пассивную локацию, не излучая никаких волн. На F-22 такой станции нет.
К еще одному безусловному достоинству Су-57 относится наличие эффективного комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Гималаи». Генерируемые им помехи распространяются не только с помощью главной РЛС, но и боковых. В связи с чем истребитель имеет круговую оборону от атакующих его ракет. В F-22 помехи от станции РЭБ распространяются лишь в переднем 120-градусном секторе.
И, наконец, о вооружении Су-57. Для него специально разрабатывались 14 новых ракет, половина которых уже готова, а другая половина завершает испытания.
Ракета «воздух-воздух» большой дальности КС-172 является рекордсменкой, далеко опередившей все аналоги. Она имеет дальность 400 км, у самой дальнобойной американской ракеты AIM-120D этот показатель равен 180 км. КС-172 способна развивать скорость в 1400 м/с. Поражает цели, летящие на высоте от 3 м до 30000 м, на скорости до 1100 м/с и маневрирующие с ускорением 12 g. (Отметим в скобках, что ни одна цель, то есть самолет, не имеет максимально допустимую перегрузку выше 10 g).
Прекрасными боевыми качествами обладает и основная ракета для ближнего боя РВВ-МД, которую Су-57 может выпускать как в переднюю, так и в заднюю полусферу. Ее могучее, не побоимся этого слова, достоинство состоит в том, что по неофициальным данным, она способна маневрировать с перегрузкой в 65g. Что обеспечено работой газодинамических рулей. Американцы тут пошли по другому пути, снабдив последнюю модификацию аналогичной ракеты — AIM-9 Sidewinder — отклоняемым соплом. Однако такое решение позволяет достигать меньшей динамики полета, чем у российской ракеты.
Фото ТАСС