Ливия, с 2011 года погрузившаяся в пучину хаоса по вине пресловутой международной коалиции, вновь стоит на пороге серьезных перемен. Так, противоречия между поддержанным Западом правительством Фаиза Сарраджа и военными под предводительством маршала Халифа Хафтара грозят вылиться в вооруженный конфликт.
Еще в начале недели Хафтар, занимающий позицию Верховного главнокомандующего армией Ливии, объявил об истечении срока действия Схиратского соглашения о примирении конфликтующих сторон(оно было принято 17 декабря 2015 года под эгидой ООН, действовало 1 год с возможным продлением максимально еще на 1 год – примеч.).Собственно, согласно этому документу, одной из сторон и было правительства Фаиза Сарраджа, не имеющее поддержки ни военных, ни парламента страны.
Срок деятельности Сарраджа истек вместе со сроком истечения договора – то есть 17 декабря. Тем не менее, Совбез ООН посчитал, что Схиратское соглашение и дальше должно оставаться единственным путем преодоления кризиса в стране вплоть до проведения выборов в 2018 году. Но Хафтар с очередным продлением этого документа не согласен, поскольку не видит, прежде всего, поддержки населения по данному вопросу. По заявлению маршала, отныне вооруженные силы Ливии не будет подчиняться «никакой стороне, если эта сторона не получила свою законность от ливийского народа».
Хафтар также подчеркнул, что он и его сторонники в вооруженных силах страны неоднократно предлагали международному сообществу свое видение разрешения ситуации в стране и пути проведения выборов. Тем самым, можно сказать, маршал подтвердил, что армия отныне считает Сарраджа и его правительство незаконным, поскольку они получили легитимность исключительно благодаря Схиратскому договору. Вся полнота власти же теперь, судя по заявлению Верховного главнокомандующего, переходит в руки военных. Грубо говоря, это значит, что в случае чего, Хафтар готов идти на вооруженный конфликт с поддержанным западом Сарраджем, если тот вдруг задумает оказать малейшее сопротивление.
Интересно, что сам нелегитимный отныне глава правительства, являющийся ставленником Евросоюза (прежде всего, Италии и Франции) и США, за сутки до заявления Хафтара посетил Алжир и встретился с тамошним премьер-министром. Там же Саррадж особо подчеркнул, что он не поддержит военное решение ливийского кризиса. В это же время в Тунисе состоялась встреча глав МИД Египта, Алжира и Туниса, где стороны попытались обсудить план действий в отношении соседней страны, выразив поддержку ООН. Организация объединенных наций, в свою очередь, поддерживает в конфликте Сарраджа, несмотря на то, что именно по его вине Схиратское соглашение так и не было реализовано. Более того, смущает в биографии главы ливийского правительства и тот факт, что он «водит тесную дружбу» с экстремистами, поддержанными Катаром.
Офиицальный спецпредставитель ООН по Ливии тем временем уже заявил, что миссия организации по поддержанию процесса урегулирования в стране предоставила техподдержку Высокой комиссии по выборов в федеральные органы власти (HNEC). Более того, в настоящий момент эта организация пытается установить политические и законодательные условия для того, чтобы выборы состоялись в Ливии до конца следующего года.
В сложившихся обстоятельствах старший сын Муаммара Каддафи Сейф аль-Ислам уже выразил готовность побороться за президентское кресло в 2018 году. В самое ближайшее время ливийскому народу будет предоставлена его политическая программа. Она, как предполагается, должна будет помочь стране сдвинуться с мертвой точки кризиса и продвинуться в направлении к стабильности.
В возвращении старшего сына покойного Каддафи в большую политику сообщалось еще в середине октября текущего года. Тогда же он начал восстанавливать контакты с рядом общественных деятелей и лидерами местных племен, чтобы выстроить всеобъемлющую политическую программу. Напомним, Сейф аль-Ислам еще в 2015 году был приговорен судом Триполи к смерти за «военные преступления». Тем не менее, приговор в силу не вступил – политика освободили из-под стражи по амнистии, которую объявил парламент страны. Тем не менее, генпрокуратура страны настаивает на том, что политик должен быть приведен к ответственности. Международный уголовный суд также намеревается судить Каддафи за преступления против человечности. Сам же старший сын покойного лидера Джамахирии все обвинения в свой адрес отрицает.
По мнению многочисленных экспертов-ближневосточников, западное сообщество, скорее всего, объявит кандидатуру Каддафи незаконной, поскольку он обвиняется в совершении «преступлений против человечества». Правда, самому Сейфу аль-Исламу протесты Евросоюза и США нисколько не помешают, поскольку это исключительно внутреннее дело Ливии.
Приход Каддафи к власти может ознаменовать начало движения к мирной жизни страны. Несмотря на то, что скептики считают, что утвердить единовластие молодому политику вряд ли удастся, в целом ливийский народ жаждет стабильности и возвращения ко временам его отца, когда все было хорошо и спокойно. Сейф аль-Ислам популярен, особенно на юге страны. И о стабильности в стране действительно можно будет говорить, если Каддафи сумеет договориться о союзе с маршалом Хафтаром и/или Зинтаном. В таком случае доминирование Триполи, правительство которого поддерживают Штаты, уже не будет столь очевидным. Налицо усиление позиций сторонников семьи убитого лидера Джамахирии.
Сейчас вопрос состоит в том, пойдет ли Саррадж, с подачи французов и итальянцев, на военную конфронтацию с Хафтаром, которого, вполне вероятно, поддержат и сторонники Каддафи, и Египет, и Саудовская Аравия, и, возможно, Россия. С учетом этого воевать за свою пешку Запад точно не захочет, поэтому перевес явно на стороне Верховного Главнокомандующего.