Осенью в России много говорили, что в рамках закона о санкциях Штаты могут заморозить российские деньги, вложенные в американские долговые обязательства. И вот, буквально на днях в США были заморожены средства национального суверенного фонда, правда, не наши, а соседнего Казахстана, на общую сумму примерно в 22 миллиарда долларов или 17% ВВП Казахстана.
Поводом для такого шага мирового гегемона стал иск молдавских олигархов, отца и сына Стати, которые обвинили власти Казахстана в попытке рейдерского захвата своей собственности и потребовали возмещения убытков на сумму 4 млрд долларов. Примечательно, что ранее Стати-младший сам попадал под обвинение в финансировании акций протеста и подготовке переворота в Молдавии, когда свергали коммунистов. Его даже арестовали, однако со сменой власти уголовное дело было прекращено. Об этом сообщает агентство Рейтер. Западные суды дружно стали на сторону «обиженного» Казахстаном олигарха. Казахстан, в свою очередь, обратился в Высокий суд Лондона с требованием отменить заморозку активов, однако BNY Mellon сослался на решение судов Бельгии и Нидерландов, в которых семья Стати пытается добиться исполнения решения Стокгольмского арбитража.
Для понимания ситуации: как рассказали в журнале Форбс, под заморозку попали 40% Фонда будущих поколений, который казахское правительство пополняет за счет доходов от экспорта нефти и использует в качестве инструмента для экстренного финансирования банков, поддержки национальной валюты и экономики в целом. В итоге бельгийский суд принял решение о заморозке сберегательного портфеля Национального фонда Казахстана (Bank of New York Mellon является международным «хранителем») на общую сумму примерно в $22 млрд, в том числе казначейские векселя США на сумму около 11 миллиардов долларов и денежные средства в размере 589 миллионов долларов. Плюс заморожены акции, принадлежащие суверенному фонду Казахстана «Самрук-Казына» в голландском предприятии KMG Kashagan BV, через которое правительство Казахстана участвует в крупном международном консорциуме, изучающем месторождение Кашаган (в него среди прочих также входят Shell, Eni, Exxon и Total). Стоимость составляет 5,2 миллиарда долларов. В Швеции были заморожены акции Казахстана в 33 государственных шведских компаниях (включая Volvo, Skanska, Electrolux, Nordea и т. д., принадлежащих шведскому SEB-банку в качестве хранителя).
Само собой, данная история рейдерского захвата госсредств по требованию местного казахского «Юкоса» насторожила всех — недовольные олигархи есть не только у Казахстана или России. Если в России есть Ходарковский, то в Китае — Гуо Вэнгуй, проживающий в США оппозиционный миллиардер-видеоблоггер. Найти, что ему должен Китай, будет не так уж и трудно, а, как мы видим, суммы арестовывают далеко не пропорциональные.
В итоге все больше идет разговоров о том, что держать деньги в западных банках и долговых обязательствах — не самая лучшая идея. «Ситуация довольно беспрецедентная. Если 40% суверенного фонда может быть заморожено без возможности доступа, это тревожный звонок для центробанков всего мира. До сих пор считалось, что активы центробанков и суверенных фондов относительно защищены, но случившееся должно заставить пересмотреть эту точку зрения», — сказал инвестиционный стратег Legal & General Investment Management в Лондоне Cаймон Кихано-Эванс.
Сложно сказать, есть ли связь между заморозкой денег нашего ближайшего партнера по Евразийскому союзу и февралем следующего года, когда в США буду думать, как еще «наказать» русских, но наши госфинансисты полностью уверены, что западные «партнеры» их не кинут. По крайней мере, в октябре 2017 года Россия увеличила вложения в государственные облигации США (US Treasuries) до $105 млрд, свидетельствуют данные министерства финансов США.
Правда и казахские чиновники были полностью уверены — до сих пор никаких комментариев прессе не дают. Видимо, вера в непогрешимость Запада как была основной верой правительств на постсоветском пространстве, так и остается, и никакими примерами ее не пробьешь: ни историей Керимова, ни Кныннешними проблемами Казахстана.
Фото РИА Катюша