«Нафтогаз Украины» не выплатил компании «Газпром» 1,8 миллиона долларов пени за три дня (согласно решению Стокгольмского арбитражного суда ежедневно украинская компания должна платить по 600 тысяч долларов вплоть до выплаты неустойки в два миллиарда долларов). Об этом сообщил 26 декабря зампред правления российского газового холдинга Александр Медведев.
«Пока мы не получили ни денег, ни штрафа. Просрочка идет, за три дня уже 1,8 миллиона долларов накопилось», — сказал Медведев в эфире телеканала «Россия 24».
Напомним, Стокгольмский арбитраж вынес в минувшую пятницу решение по спору «Газпрома» и «Нафтогаза», касающемуся контракта на поставку российского газа на Украину. В частности, украинская компания должна выплатить штраф в два миллиарда долларов за поставленный газ. По словам Александра Медведева, это решение в пользу «Газпрома».
«А то, как это представляет украинская сторона, называется: плюй в глаза — все божья роса», — сказал заместитель правления «Газпрома».
Правда, представитель «Газпрома» умолчал, что российская компания требовала от «Нафтогаза» 56 миллиардов долларов. Намекнул только, что полное удовлетворение судом требований российской компании привело бы к банкротству не только «Нафтогаза», но и всей Украины.
Две компании судятся в Стокгольмском арбитражном суде с лета 2014 года. Предметом исков являются контракты на поставку газа из Российской Федерации на Украину и транзит топлива через страну с 2009 года. В прошлую пятницу по этому спору судом было вынесено окончательное решение.
Кроме того, согласно решению Стокгольмского арбитража, суд снизил годовой контрактный объем закупок до пяти миллиардов кубометров сырья, но оставил условие «бери или плати» для 80% от этого объема, то есть для четырех миллиардов кубометров. По сообщению «Газпрома», совершать закупки газа в таких объемах Украина обязана, начиная со следующего года.
— Конечно, каждая сторона ожидала большего, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — «Нафтогаз» надеялся совсем избежать штрафных санкций. А «Газпром» надеялся получить большую сумму с ответчика. Нам отказали в нашем требовании соблюдать контракт с «Нафтогазом», где чётко прописан принцип «Бери или плати». Тем не менее, действующий контракт между компаниями должен продолжаться до конца 2019 года. При этом порядка 4 миллиардов кубометров российского газа в год Украина обязана покупать. Кроме того, изменена формула ценообразования. Если раньше она привязывалась к стоимости нефтепродуктов в портах Италии, теперь это — свободный хаб, спотовый рынок. Подобный принцип действует в Германии. Для кого это будет выгодно, пока непонятно. Сейчас на хабах цена газа в среднем дороже, чем фиксированные цены «Газпрома». Именно поэтому российская компания бьёт все рекорды, поскольку у неё газ дешевле, у неё и покупают больше. Пока получается, что российская компания в более выигрышном состоянии. Всё-таки «Нафтогаз» обязали выплатить приличную сумму. Кроме того, ежедневно Украина должна выплачивать 600 тысяч долларов до полного погашения штрафа.
— А она будет платить?
— Посмотрим, насколько хватит у них нервов. Я не исключаю, что «Нафтогаз» попытается дотянуть до февраля следующего года, когда ожидается следующее решение Стокгольмского арбитража уже по претензии «Нафтогаза» к «Газпрому» по поводу оплаты стоимости транзита газа. И если в Стокгольме что-то решат взыскать с российской компании, то «Нафтогаз» выплатит свою часть штрафа как бы из денег заплаченных «Газпромом».
В любом случае, я думаю, что Украине придётся выполнять решение Стокгольмского арбитража. Часть газа ей снова придётся покупать у «Газпрома» напрямую. При этом она, возможно, не откажется от реверсных закупок в Европе.
— А каким может быть решение Стокгольмского арбитража относительно иска Украины к «Газпрому»?
— Я думаю, если в Стокгольме отвергли требования «Газпрома» в полной мере, логично будет, что и по иску «Нафтогаза» будет принято некое половинчатое решение. Ясно, что в отношении Украины решение было чисто политическое. Если бы Стокгольмский суд удовлетворил в полной мере справедливые требования «Газпрома» (условие «Бери или плати» было прописано в контракте), это привело бы не только к банкротству «Нафтогаза», но и к банкротству и дефолту всей Украины, так как у неё не хватило бы в бюджете денег на выплату требуемого штрафа. Кстати, решение по иску «Газпрома» ситуативно совпало с решением словацкого суда об аресте части купленного Украиной газа — своё время «незалежная» не выполнила решение Стокгольмского арбитражного суда о погашении задолженности перед итальянской компанией «Югаз» в размере более 20 миллионов долларов. Я думаю, что теперь Украина не рискнёт идти по этому пути. Поскольку Киев сам настаивал на том, что надо дождаться решения Стокгольмского арбитража. А теперь сказать, что этот суд «левая инстанция» и её решение мы выполнять не будем, даже для нынешнего Киева будет выглядеть перебором. К тому же, европейские суды аналогичным способом могут начать арестовывать оплаченный Украиной газ.
— Если из политических соображений в Стокгольме в феврале примут решение не в пользу России, то о каких суммах может идти речь?
— «Нафтогаз» предъявил иск на 14 миллиардов долларов. Но основания для решения в его пользу более чем шаткие. Я думаю, что в обмен на то, что не были в полной мере удовлетворены справедливые требования «Газпрома», мы получим некую индульгенцию за то, что не выполняли в полной мере требования «качай или плати». Отказывались платить за транзит в ответ на отказ «Нафтогаза» закупать российский газ согласно контракту. Пока точно сказать сложно, поскольку параметры решения мы знаем лишь из заявлений двух сторон. Само решение Стокгольмского суда ещё нигде не опубликовано.
— Если Украина не собирается платить сейчас штраф порядка 2 миллиардов долларов, то получается, что к концу февраля, когда в Стокгольме будет принято решение, «натечёт» порядка 30 миллионов долларов пени?
— В любом случае «Нафтогазу» лучше сразу заплатить. А если нет денег, они могут договориться с «Газпромом» о бесплатном транзите в счёт погашения долга на ближайшие два года.
— Если опять же по политическим мотивам Стокгольмский арбитраж всё же в полной мере удовлетворит иск «Нафтогаза», мы можем позволить себе отказаться выполнять его решение и платить 14 миллиардов долларов?
— Теоретически можно попытаться обжаловать решение Стокгольмского суда в Высшем суде Швеции. Но там удовлетворяется лишь порядка 3% жалоб на решения арбитражного суда. А в российском случае это будет почти наверняка безнадёжная затея.
Если же просто отказываться выполнять решение Стокгольмского арбитража, то Украина начнёт добиваться ареста имущества «Газпрома», как на самой Украине, так и в странах ЕС. Украина, как я уже говорил, только что на собственном примере убедилась, чем чревато невыполнение решений Стокгольмского арбитража, и если Россия будет тоже игнорировать это решение, Киев, конечно, не упустит случая закидать нас исками. А имущества у «Газпрома» в Европе очень много. Начиная, собственно, с самого газа и труб для «Северного потока-2», которые уже находятся в Европе, заканчивая недвижимостью.
Поэтому России лучше выполнить даже несправедливое решение Стокгольмского арбитража.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).