Журнал The National Interest опубликовал статью «У России есть ракеты для уничтожения натовских танков в случае начала войны». Прежде чем рассказать о последних разработках оружейных конструкторов в области ПТРК, журналист Чарли Гао делает небольшой исторический экскурс.
Автор начинает с периода холодной войны: «В те годы ПТРК „Конкурс“ и „Метис“, состоявшие на вооружении у Советского Союза, считались одними из лучших систем в своем классе, и были гораздо лучше американских ПТРК „Дракон“ (Dragon)». Чтобы ликвидировать отставание, Америка мобилизовала лучшие конструкторские умы, и в итоге получила ПТРК «Джавелин», который сейчас выпрашивает у Вашингтона Украина. Они, дествительно, могут появиться у ВСУ. Но у войск народных республик Донбасса точно так же могут появиться российские ПТРК «Корнет». И очень большой вопрос, кто на поле боя окажется сильнее.
Комплексы «Джавелин» автор называет лучшими в мире. Утверждение, как минимум, довольно спорное. Как и многое другое в этой статье.
Начнем с того, что во время холодной войны не было подавляющего превосходства советских противотанковых комплексов над американскими. Автор забыл упомянуть ПТРК TOW, принятый на вооружение в 1970 году. Он не только эксплуатируется до сих пор, но и периодически появляются его новые более совершенные модификации. Так вот, в TOW до середины нулевых годов управление полетом ракеты осуществлялось по проводам. Как в «Конкурсе» и «Метисе». И это не такой уж и страшный порок. Такой же способ управления реализован в некоторых ракетах израильского семейства ПТРК «Спайк».
Первые ракеты TOW, как и у советских ПТРК, были кумулятивные, а не тандемные кумулятивные (что существенно эффективнее). Бронепробиваемость у американских ракет была ненамного ниже, чем у советских. То же самое можно сказать и о дальности — 4000 м у «Конкурса» и 3750 м у TOW. Так что автор совершенно напрасно приуменьшает возможности штатовских ПТРК периода 70-х-80 годов.
Потом появился радиокомандный метод наведения ракеты на цель. То есть стрелок после пуска ракеты все равно должен сопровождать ее, производя коррекцию полета, но команды уже передаются по радиоканалу. Провода ушли в историю. На основании этого принципа работают практически все современные ПТРК мира. И у всех сейчас используется тандемная боевая часть. Она работает следующим образом. Ракета, подлетая к танку, своим первым зарядом поражает динамическую защиту брони. Это такие пластины, которые отражают удар боеприпаса направленным — встречным, взрывом небольшой мощности. В «оголенный» участок бьет второй заряд ракеты, кумулятивный, который пробивает броню. Так работают ПТРК второго поколения.
Однако появился ПТРК «Джавелин». Американцы утверждают, что он — единственный в мире представитель третьего поколения. Здесь они явно лукавят. Подобные комплексы есть еще в Израиле, Индии и в Японии. Причем израильский «Спайк» существенно превосходит хваленый «Джавелин» по боевым возможностям.
Принцип действия ПТРК третьего поколения формулируется как «выстрелил и забыл». То есть оператору достаточно поймать танк в прицел и выполнить пуск ракеты. После чего она летит к цели, ориентируясь на сигналы инфракрасной головки самонаведения. Однако это отнюдь не хорошо всем известная тепловая ГСН, в которой единственный фотоприемник улавливает наличие предмета с температурой, которая существенно превышает температуру окружающей среды. Такую ГСН с легкостью обманывают при помощи отстреливаемых тепловых ловушек. В «Джавелине» работает тепловизионная ГСН, которая представляет собой двухмерную матрицу из фотоприемников 64×64, точнее — инфраприемников (примерно как в цифровом фотоаппарате). Матричная ГСН находит сигнатуру или образ цели, в данном случае — танка. И направляет на цель ракету.
Самый эффективный способ борьбы с такими ракетами — выжигание мощным лазером ее «зрения». Что непросто. Ну, или изменение теплового образа танка — что еще сложнее.
Лучший российский ПЗРК «Корнет», разработанный тульским КБ приборостроения, относится к поколению 2+. В нем управление полетом ракеты осуществляется лазерным лучом.
И у «Корнета», который The National Interest ставит не очень высоко, и у «Джавелина» есть как достоинства, так и недостатки.
Главное достоинство американского ПТРК состоит в том, что в нем есть два режима полета ракеты. По прямой либо с пикированием на крышу танка, которая наименее защищена броней. И, следовательно, при ударе сверху может оказаться эффективной даже не самая большая мощность боевой части.
Принцип «выстрелил и забыл» при всей его кажущейся эффективности не столь и положительное качество. Разве что комплексом может пользоваться не самый опытный наводчик. Но «Корнет» в опытных руках профессионала может обладать не меньшей точностью стрельбы.
Тут есть и еще один момент — чисто умозрительный. После того, как выпущена ракета российского ПТРК, наводчика может сразить пуля или осколок снаряда. И тогда неуправляемая ракета попадет «в молоко». Однако вероятность такого события при учете того, что ракета летит до наиболее удаленной цели порядка 18 секунд, крайне низкая. В случае же интенсивного ответного обстрела допускается использование удаленного на 50 метров пульта управления. Однако возможность смены «джавелинщиком» позиции после выстрела — это, разумеется, положительное качество.
Вес американского ПТРК (ракета в контейнере плюс пусковая установка на треноге) — 22,3 кг. «Корнет» существенно тяжелее — 55 кг. Поэтому его обслуживают два человека.
На этом, собственно, преимущества «американца» заканчиваются. Его дальность составляет всего лишь 2500 м, что предопределено максимальной дистанцией, на которой ГСН может захватить цель. У базовой модели «Корнета» она равна 5500 м. А в модификации «Корнет-Д» доведена до 10000 м.
Да, «Джавелину» не требуется выслеживать цель в течение 18 сек, пока летит ракета. Однако перед пуском необходимо точно держать наведение на цель целых 30 секунд, которые уходят на охлаждение матричной ИК ГСН сжиженным газом и ее калибровку. Что бывает непросто осуществить в случае, если цель активно маневрирует. Любое ее, даже кратковременное, выпадение из фокуса приводит к необходимости повторения калибровки. Ничего этого нет и быть не может, когда работает «Корнет» — пуск ракеты производится немедленно после наведения на танк визира.
К недостаткам «американца» следует отнести и небольшую бронепробиваемость ракеты — по различным данным от 600 мм до 800 мм под динамической защитой. У «Корнета» — от 1200 мм до 1400 мм. И это означает, что российская ракета пробьет любой натовский танк, даже если попадет в лоб башни.
Но, как было сказано выше, атака американской ракеты сверху требует меньшей мощности боевой части. Так что и она работает на бронепробиваемость достаточно эффективно. Однако до тех пор, пока не столкнется с российским танком Т-14 «Армата», у которого необитаемая башня. И, следовательно, танк сверху защищен броней более основательно, чем все ныне существующие танки.
А теперь о достоинстве «Корнета», которого у «Джавелина» нет и быть не может в связи с принципиально иным способом наведения на цель. «Корнет» имеет не только переносную пусковую установку, условно говоря пехотную, но и устанавливаемую на бронетехнику. Это блоки из четырех ракет. Запускать их можно как по отдельности, так и залпом из двух ракет, которые идут строго друг за другом с минимальной между ними дистанцией. И управляются они одним лучом лазера. Это крайне эффективно для преодоления активной защиты атакуемого танка, с помощью которой отстреливаемая граната способна уничтожить первую ракету «Корнета». На поражение второй ракеты у системы защиты не хватит времен.
И еще. Поскольку цель для «Корнета» не должна в обязательном порядке иметь тепловую контрастность, то он может обстреливать и защитные сооружения, и живую силу. Поэтому в нем используются еще две ракеты — фугасная и термобарическая.
Есть и еще один фактор, который напрямую не относится к боевым свойствам. Это отношение качество/цена. И тут у «Джавелина» очень слабые позиции. Он в 10 раз дороже «Корнета». Во многом это определено необычайной технологической сложностью производства комплекса. На первых порах процент выхода годных, т.е. не бракованных, ГСН лежал в пределах от 0,5 до 2. И лишь потом были получены менее катастрофические результаты.
Поскольку выше было сказано о боевых преимуществах израильского ПТРК «Спайк» перед «Джавелином», то приведем некоторые его данные. «Спайк» — это несколько различных комплексов, каждый из которых имеет и свою ракету, и свою пусковую установку.
Ближние комплексы имеют абсолютно тот же принцип действия, что и американский. Их дальность лежит в диапазоне от 1500 м до 2500 м. Комплексы средней дальности (4000 м) сочетают управление полетом и от матричной ИК ГСН, и по оптоэлектронному кабелю. Это позволяет наводчику либо «выстрелить и забыть», либо перенацелить ракету в процессе ее полета.
И, наконец, дальний «Спайк» способен стрелять на 8000 м. Система управления также комбинированная — ГСН плюс провода. У этих ракет с тандемной кумулятивной БЧ самая большая мощность — бронепробиваемость достигает 1000 мм.
Фото irna.ir
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня