Ближний Восток давно снискал репутацию не только одного из самых неспокойных мест планеты, но и едва ли не главного полигона для смелых оружейных экспериментов. Боевые действия в нескольких странах региона уже доказали, что сочетать технику и оборудование разных эпох не только можно, но и нужно при определенных условиях.
Война и сварочный аппарат
На протяжении десятилетий Ближний Восток остается полигоном для применения самого невероятного и экзотического вооружения. Дело даже не столько в возрасте отдельных образцов техники и стрелкового оружия, сколько в том, как и против каких целей все это в конечном счете применяется.
Методы, с помощью которых местные военные и другие вооруженные формирования «апгрейдят» бронетехнику, вызывают восхищение — из старых советских танков, броневиков и промышленной техники с помощью незатейливых манипуляций получаются пригодные к боевым действиям машины.
Реализуемые за несколько минут с помощью сварочного аппарата и арматуры нелепые с виду защитные снаряжения кажутся простыми только на первый взгляд. Относительно «региональных» модификаций различной боевой техники важно понимать, что такие продукты — ни что иное, как попытка сделать что-то похоже на уже известные и надежные решения, только быстрее, проще и как можно дешевле.
«Даже в условиях активных боевых действий неоднократно отмечалось, что «спецразработки» действительно имеют место быть. Несмотря на то, что собираются такие изделия чаще всего из того, что оказалось под рукой, организовывать мелкосерийное производство получалось на весьма приличном уровне», — рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Антон Мардасов.
Стреляющий антиквариат
Военная помощь в адрес правительства Ирака со стороны США в новостных сводках всегда выглядела красиво: десяток танков, бронетранспортеры и облаченные в американскую «броню» иракские военные отправляются на борьбу с террористами.
В реальности, в одном строю с практически новой американской техникой в Ираке против террористов воевал и откровенный антиквариат, например еще советские БТР-152. Первые партии этой техники поступили в войска еще в начале 50-х, однако солидный возраст «сделанной на века» бронетехники успешно воевать почти не мешает.
Отдельного внимания заслуживают и разработки полевого «конструкторского бюро» боевиков. Для усиления защиты попавшие в руки боевиков БТР-152 «обваривались» по кругу самодельными бронелистами или элементами бронезащиты, снятыми с танков, а повышения огневой мощи достигали путем другого, не менее сложного хирургического вмешательства в конструкцию.
Вместо штатного вооружения БТР-152 — пулемета Горюнова калибром 7,62-мм, практически незамеченного в современных конфликтах, на машину «пересадили» разрезанную надвое башню от БМП-1 с гладкоствольной 73-мм пушкой.
Другая, наиболее интересная с инженерной точки зрения боевая машина на базе БТР-152 была замечена в Йемене — в отличие от иракских «опытных» изделий, бронетранспортер с заваренными бортами получил башню от БТР-70 с 14,5-мм пулеметом КПВТ.
Йемен является одним из лидеров по части использования военного антиквариата — в боях правительственной армии с повстанцами-хуситами было даже замечено «оружие Победы» — знаменитые танки Т-34, признанные лучшими бронемашинами Второй мировой войны.
Значительные потери правительственной армии Йемена привели к тому, что очищенные от песка и пыли артефакты были заправлены, смазаны, снаряжены и брошены в бой. Помимо танка Т-34, на стороне правительственной армии Йемена воевали и другие «возрастные» представители советской бронетехники — самоходные артиллерийские орудия Су-100, крушившие на завершающем этапе войны немецкую бронетехнику всех типов и размеров.
«Эти машины официально поставлялись в Йемен, причем очень давно. В середине 50-х годов была отгружена небольшая партия в рамках военно-технической помощи со стороны СССР, но точное количество отгруженных машин не подсчитано до сих пор. По некоторым данным, к началу девяностых в исправном состоянии оставалось не более десяти единиц. Видимо, какие-то из сохранившихся десяти как раз и были задействованы в боях», — сообщил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Евгений Белаш.
Большая пушка
Способность сочетать несочетаемое часто приводит к неожиданным результатам. Все тот же Ближний Восток, на территории которого трудятся тысячи непризнанных, и никому неизвестных мастеров оружейного тюнинга, за последние 10 лет показал миру боевую технику, которой не должно было существовать даже в самых смелых фантазиях военных инженеров.
Рейтинг необычных «самоделок» по праву возглавляет советско-йеменский БТР-60, «главным калибром» для которого, по неизвестным причинам, было выбрано 90-мм орудие от французского колесного танка.
За чарующей магией превращения разработанных и выверенных коллективами советских и западных КБ машин в «монстров войны», на первый взгляд, не просматривается никакой логики. Однако эксперты считают, что чаще всего такой «апгрейд» преследует одну единственную цель — максимальный результат «здесь и сейчас» за наиболее низкую цену.
Почти все ближневосточные «изделия», рожденные в результате селекции нескольких видов, несмотря на различия в конструкции и облике имеют одну общую особенность — за огневое воздействие на противника отвечают советские пушки и ракеты.
Одной из самых популярных «машин войны» сразу в нескольких государствах Ближнего Востока является гибрид одного из самых массовых американских бронетранспортеров — М113 и советского крупнокалиберного стрелкового вооружения. Такие БТР до сих пор используются в Ливане, Ираке, Йемене, а так же в целом ряде других государств. При этом регион «прописки» БТР практически никак не влияет и на выбор блока вооружения — иракские М113, равно как и их ливанские «родственники» оснащаются советскими пулеметами ДШК и КПВ, а так же спаренной зенитной установкой ЗУ-23-2.
В списке безумных бронетанковых проектов одно из лидирующих мест по части изобретательности занимают и йеменские оружейники, которые, помимо многих десятков других образцов колесной и гусеничной техники, поработали и над конструкцией американского М113. Для того, чтобы превратить «такси для пехоты» в полноценную боевую машину, на броневик просто «надели» башню от советского БТР-80 с пулеметом КПВТ.
Мобильность всему голова
Ближний Восток — не только родина гражданских пикапов, адаптированных для обстрела зданий и даже авиации. Именно в локальных конфликтах впервые за много лет проявилась острая необходимость иметь на вооружении легкие бронеавтомобили с комбинированным вооружением. Стоит заранее оговориться и отметить, что вся «помощь» со стороны так называемых «развитых стран» повстанческим организациям и новым правительствам в этом случае проявляется особым образом.
Наиболее ярко такой подход к «поддержке» партнеров далеко за пределами страны проявился во время поставок на Украину списанных со службы бронеавтомобилей «Humvee», отправленных в пункт назначения без вооружения и вспомогательного оборудования. Украинские силовики после подписания актов о приеме техники пошли тем же путем, что и военные нескольких стран Ближнего Востока, — поставили на «колеса» советские крупнокалиберные пулеметы, добытые на ближайших базах хранения.
Национальное оружейное творчество с поправкой на американскую технику по всему миру стало причиной появления сотен бронированных «уродцев», только с виду напоминающих автомобили повышенной проходимости. Иракские оружейники в этом отношении оказались далеко впереди своих зарубежных коллег — такого количества модификаций американских «Humvee» нет, пожалуй, ни в одной другой стране мира.
Повышения огневой мощи американских машин оружейники из Ирака добивались не тонким расчетом, а стремлением, скорее, запугать противника — если не кучностью и точностью ведения огня, то, по крайней мере, внешним видом.
Советское артиллерийское вооружение при этом кардинально дорабатывается — ЗУ-23-2 и ЗПУ-2 обзаводятся бронелистами и бронестеклами для удобства работы. Любопытно и другое — американское стрелковое вооружение в таких «самоделках» встречается крайне редко — сказывается и цена, и не самая большая популярность.
Под задачи уничтожения бронетехники с серьезной защитой американские бронеавтомобили также дорабатываются с помощью оружия родом из Советского Союза. Носимые противотанковые комплексы, такие как «Фагот» и «Конкурс», часто монтируются вместо штатных пулеметов 50-го калибра и пусковых контейнеров с ПТРК TOW.
Отсутствие американского вооружения на американских же бронемашинах объясняется просто — никакой «бесплатной» военной помощи из США страны Ближнего Востока попросту не получают.
«Ирак давно, примерно с 2012 года закупает все за свой счет. Здесь сказывается прагматизм и стремление сэкономить. К тому же, американское тяжелое вооружение не представляет из себя что-то особенное, но стоит при этом на порядок дороже», — сказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Михаил Барабанов.
По прогнозам экспертов, такое положение дел с дефицитом современного оружия может сохраниться на Ближнем Востоке на следующие 10 лет — американское вооружение по-прежнему будет недоступно для большинства стран региона, а спрос на простое и надежное оружие и технику будет постоянно возрастать. Не исключено, что отсутствие средств и необходимость проводить войсковые операции еще не раз заставят командование Вооруженных сил в Йемене, Ираке или Ливане вспомнить о том, где именно создают вооружение, способное работать даже 70 лет спустя.
Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.