В штабе воздушной разведки ISR дорабатывают план инновационного развития ВВС США. Как сказала заместитель начальника этого ведомства, генерал-лейтенант ВВС Джеймисон, «служба не может до бесконечности покупать БПЛА, чтобы собирать огромные массивы данных, а затем нанимать армию аналитиков, чтобы разобраться в полученной информации». На эти цели тратятся миллиарды долларов, но эффективность вызывает вопросы.
По словам Джеймисон, на помощь ВВС США должны прийти искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение, а также технологии военных интернет вещей. Это позволит с максимальной пользой для Пентагона использовать все имеющие ресурсы: спутники, современные самолеты, такие как F-35 Lightning II и B-21 Raider, и, конечно же, гражданское киберпространство, поскольку общедоступная информация в мировой паутине тоже может представлять огромный интерес для военных. В частности, анализ селфи и фотографий из социальных сетей в Ираке и Сирии уже позволил более точно наносить удары по боевикам.
В качестве движущей силы предстоящей модернизации станет Боевое авиационное командование (Air Combat Command), которую возглавляет генерал Майк Холмс. Авиационные начальники пришли к мысли, что две службы (Air Combat Command и ISR) работают параллельно, хотя многие функции пересекаются, но не используются в полном объеме.
Отметим, что предстоящая модернизация ВВС США является неотъемлемой частью очередного пятилетнего плана обороны (FYDP) Пентагона, но проект по улучшению новых возможностей рассчитан на срок до 2035 года. Данный документ с пометкой «топ-секрет» будет распространен среди высших военных чинов 2 февраля 2018 года. Тогда же дозированная информация, наверняка, просочится в заокеанскую прессу. Налогоплательщики должны быть уверены, что их деньги идут на пользу Америки, которую хотят уничтожить враги — Китай и Россия.
В то же время основные идеи предстоящих изменений были уже озвучены Ассоциации военнослужащих ВВС США на мероприятии, организованном Институтом Митчелла — это широкое внедрение инновационных методов работы с человеческим капиталом и роботизация всех видов разведки.
В глаза бросается, что ударный истребитель F-35 Lightning II и стратегический бомбардировщик B-21 Raider, который в настоящее время находится в разработке, по мнению Джеймисон, должны будут тратить больше времени на шпионскую работу, нежели на боевые операции, то есть «выявлять угрозы и цели для остальной части ВВС». Она не отрицает, что оба самолета в планах Пентагона по-прежнему являются боевыми, тем не менее, уже разрабатывается специальное разведывательно-аналитическое оборудование для оснащения именно этих машин.
Кстати, как и Lightning II, стелс-бомбардировщик Raider войдет в историю США, как один из самых дорогих военных проектов в мире. Несмотря на то, что стоимость одной машины якобы ограничили $ 550 млн., Пентагон уже заявил, что вместо запланированных 132 самолетов B-21 будет построено только 21. Косвенно, это означает многократный рост финансирования в перерасчете на единицу техники. По данным «Лос-Анджелес Таймс», изначальная цена составляла $ 2 млрд. за самолет, но Тодд Харрисон, аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок, сообщил о цифре $ 900 млн.
Судя по всему, Пентагон поставил задачу, как можно быстрее внедрять новейшие цифровые технологии в ВВС США. Идея состоит в том, чтобы любой полет сделать разведывательным по определению: летчик будет выполнять боевую задачу, а специальное оборудование займется сбором, фильтрацией и анализом информации. Во всяком случае, именно так Джеймисон видит военные самолеты завтрашнего дня.
Американцев к такому подходу, безусловно, подтолкнул опыт ВВС в Ираке и Сирии. Беспилотники летали по тем самым же маршрутам, что и истребители, причем вторые — чаще первых, но никто толком не знал, зачем и почему. Просто отрабатывали чьи-то заявки. Кроме того, эксплуатация БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper показала, что дроны должны быть универсальными — разведывательно-ударными.
По факту, Пентагон развязывает руки операторам, то есть дает им лицензию на убийство людей, которые могут находиться от них за тысячу километров. И это несмотря на широкую общественную критику уже имеющихся немотивированных расправ с помощью БПЛА. Если такое решение будет принято, то какой-то «прыщавый Джек из Калифорнии, поссорившись со своей девчонкой» запросто сможет нанести ракетный удар, скажем, по деревушке в зоне интересов Соединенных Штатов. Просто так — из-за дурного настроения. При этом циничная «корпоративная культура» американских вояк будет всячески скрывать любое преступление садистов с джойстиком в руках.
Такое впечатление, что Пентагон серьезно увлекается страшными компьютерными играми, в которых целями становятся реальные люди — что-то вроде шутера GTA, где «дается небывалая свобода для убийств». Генерал-лейтенант ВВС Джеймисон даже заговорила терминами из виртуальных «стрелялок». «Мы перерабатываем структуру боя для многодоменных битв, — заявила она. — Это добавляет седьмую зону Multi-Domain для стратегических глубоких ударов, находящихся далеко за пределами территории, контролируемой (американской — авт.) армией». По её словам, уже созданы команды кросс-функциональных групп по алгоритмической войне.
Помимо сбора большего количества информаций из миссий существующих и будущих самолетов и обработки её с помощью различных данных, Джеймисон мечтает интегрировать оборудование ISR со спутниковыми картинками и данными гражданского киберпространства. В этом случае оператор-убийца сможет смотреть на жертв не только с помощью камер беспилотника, но из космоса (вдруг что-то пропустил), прокрутить назад «историю наблюдения за этим местом», а также заглянуть на странички социальных сетей своих жертв, используя машинное зрение нового разведывательно-аналитического оборудования и технологию распознавания образов.
Такая жуткая «стрелялка», названная Multi-Domain Battle, является личным приоритетом начальника штаба ВВС США генерала Голдфеина. Начало, считают американцы, уже сделано: осенью 2017 года военно-морской флот США наградил корпорацию Raytheon Missile Systems контрактом в размере 119 миллионов долларов, чтобы начать интеграцию нового многорежимного искателя в крылатую ракету Tomahawk Block IV. Кроме того, БПЛА MQ-9 уже получил систему Open Mission System, позволяющую операторам получать дополнительную информацию о наблюдаемом объекте из уже накопленной базы данных.
Через год, максимум два, Пентагон соберет боевых летчиков, операторов БПЛА и ученых из ISR для первых совместных экспериментов с помощью нового программного обеспечения. Выбирать цели будет военный искусственный интеллект. Заокеанские генералы верят, что пилотам и операторам это понравится, и к уничтожению врагов Америки они будут подходить творчески.
Отметим, что такие «интеллектуальные системы» предназначены исключительно для стран с уже подавленной системой ПВО, а также для государств, где идут длительные гражданские войны с антиамериканскими правительствами или напротив, где проамериканские власти ведут бои с «плохими парнями». Тем не менее, следующим шагом станет глобальное использование новых смертоносных технологий.
Фото ТАСС