У здания Верховной рады в Киеве во вторник, 16 января, произошли столкновения между протестующими и правоохранителями. Об этом сообщают украинские СМИ.
Сообщается, что в центр украинской столицы стянуты почти 4 тысячи силовиков, усилена охрана правительственного квартала.
Также есть информация о том, что митингующие подожгли автомобильные покрышки, российский флаг и портрет Путина. Спасатели попытались потушить, однако участники протеста применили слезоточивый газ и стали кидать в сторону правоохранителей брусчатку, покрышки и другие предметы.
Участники акции под названием «Стоп Реванш!» требуют принять закон о реинтеграции Донбасса, который рассматривается сегодня в парламенте во втором чтении.
Напомним, ключевым моментом рассматриваемого закона, который теперь называется законом «об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» является закрепление за Россией статуса» страны агрессора», а за властями республик — «оккупационными администрациями».
Кроме того, закон дает президенту право использовать вооруженные силы в регионе в мирное время ради защиты суверенитета страны, что позволяет позволит узаконить применение армии без объявления войны и е переформатирует осуществляемую в настоящее время т.н. «АТО», переподчиняя ее военным.
В документ также исключен пункт о приоритетном значении реализации минских соглашений для урегулирования конфликта, вместо этого предлагается опираться на резолюцию Совбеза ООН по Донбассу.
С момента первого рассмотрения в стенах рады документ получил около 700 поправок.
Напомним, проект закона о реинтеграции был внесен в парламент президентом Украины Петром Порошенко 4 октября прошлого года. Его рассмотрение вызвало столкновения уже в стенах Рады: противники блокировали трибуну, жгли дымовые шашки.
Второе чтение должно было состояться до конца года, однако было принято решение отложить его до завершения обмена пленными, состоявшегося в конце декабря.
Документ не только не имел консенсуса в стенах украинского парламента, но и вызвал критику на Западе, где справедливо выразили опасение по поводу того, что его принятие осложнит процесс урегулирования. В Москве, Донецке и Луганске закон и вовсе называли «крестом на «Миске-2».
В Киеве ряд оппозиционных политиков также выступает против принятия закона, указывая на то, что он не только не будет способствовать реинтеграции Донбасса, но еще больше отдалит его от Украины.
— Ничего нового и необычного у стен Верховной рады не происходит, — уверен директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Рассмотрение законов о Донбассе нацистская улица на Украине традиционно воспринимает как уступку «агрессору» и предательство национальных интересов. Все законопроекты о Донбассе, рассматриваемые Радой, встречали такую же бурную реакцию. Масштаб протестов в меньшей степени зависит не от причины, их вызвавшей, а от целей. По всей видимости, сегодняшняя акция — лишь репетиция действий нацистских сил на Украине. На более отдаленную перспективу возможен и высоко вероятен нацистский «Майдан».
— Норму о «стране-агрессоре» оставили, но правку о разрыве дипотношений с РФ отозвали. Как объяснить такие метания?
— Это не метания, а традиционная украинская хитрость. Разрыв дипотношений с Россией повлек бы по-настоящему разрушительные последствия для «незалежной». Например, выход России из Договора о дружбе и сотрудничестве 1997 года и признание существующих границ. На самую ближайшую перспективу Москва перестала бы сдерживать действия армий ДНР и ЛНР. Есть в запасе и меры экономического воздействия. В числе важнейших следствий — окончательное решение судьбы украинского транзита российского газа. Даже европейские союзники Украины задумались: насколько безопасен этот транзит и обеспечение газом Европы в условиях разорванных дипломатических связей Украины и России и объявления России «страной-агрессором». Поэтому Киев пойдет на разрыв дипотношений только в самом крайнем случае. Но и этот случай произойдет непременно.
— Насколько, по-вашему, сохранится нынешний вид? Возможны ли какие-то изменения? Почему вообще с этим законом так долго тянули, придумывая всевозможные поправки?
— Киев находится между молотом и наковальней. С одной стороны, ему нужно делать вид соблюдения Минских соглашений — этого требуют западные союзники. С другой — нельзя сделать вид, что Украина делает уступки «агрессору». Вторая цель предназначена для нацистской улицы и патриотической общественности самой Украины. Задача не из легких. Такие сложности будут сопровождать любой документ, посвященный Донбассу. И всё же чаша весов склоняется в пользу внутриполитической целесообразности. Ситуация на Украине накалена, и Порошенко прикладывает всё больше усилий для удержания её под относительным контролем. Правда, следует отметить что его позиция получает понимание у западных друзей. Курт Волкер, в конце прошлого года давая интервью одному американскому изданию, сказал, что разделяет озабоченность украинской стороны. И подтвердил, что Украина будет требовать от России односторонних уступок не только по Донбассу, но и по Крыму. От России ждут капитуляции и в Донбассе, и в Крыму. Здесь совпали точки зрения Киева и Госдепа США. Поэтому проголосованный закон — это закон войны с Россией. Законодательная база под неё подведена. Осталось дождаться политически удобного момента.
— Ключевым положением закона является фактический отказ от «Минска». Кому это нужно?
— Это нужно: а) «ястребам» на Украине, б) американцам. Но всё же больше американцам. Президент Порошенко изо всех сил старался тянуть время и делать вид будто Украина выполняет «Минск», хотя, разумеется, это не так. Тактика Украины до недавнего времени — затягивать выполнение политической части Минских соглашений и восстанавливать боеспособность ВСУ. Возможно и вероятно Порошенко затягивал бы невыполнение Минских соглашений сколь угодно долго, но его свобода рук ограничена нацистской улицей, а главное — требованиями американской стороны. По всей видимости американские «ястребы» пришли к выводу, что Украина достаточно окрепла, а Россия не осмелится выступить против ультиматума США.
— Есть ли на Украине силы, не заинтересованные в принятии закона? Кто они? Хватит ли им сил отклонить его в Раде?
— Такие силы есть. Прежде всего это широкие общественные круги, прежде всего в регионах Новороссии. Но они фактически не институциализированы и не имеют политического представительства во власти. Единственная политическая сила, относительно способная противостоять — это фракции и группы в Верховной Раде, образовавшиеся после запрета Партии регионов и представленные в основном политиками из Донбасса и Новороссии. Но их совокупных возможностей явно недостаточно для отклонения закона.
— Сегодня депутаты должны были рассмотреть не только законопроект, подготовленный президентской администрацией, но и еще три или четыре альтернативных, кроме того, к законопроекту предложено около 700 поправок и какая-то часть из них будет учтена, — напоминает украинский политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика»Роман Травин.
—Но в целом, думаю, администрации Порошенко удастся сохранить свою версию законопроекта. Что касается того будет ли он принят во втором чтении или нет, то тут, думаю, в результате до конца не уверены даже основные действующие лица. Но можно не сомневаться, что работа с отдельными депутатами будет вестись буквально до момента выноса законопроекта на голосование.
— Почему закон вызывает столь острую реакцию? Можно ли ожидать серьезных беспорядков, устроенных националистами, в зависимости от принятия или непринятия закона в нынешнем виде?
— Тема Донбасса одна из краеугольных в современной украинской политике. Во-первых, эта проблема реально волнует общество. Во-вторых, украинский «патриотизм» в нынешнем его своеобразном издании — это лакмусовая бумажка. По большому счету, сегодня у многочисленных украинских политсил очень ограниченный маневр для того, что на профессиональном сленге называется «отстройкой от конкурентов». Ведь в правящих кругах есть полный консенсус насчет ориентации на ЕС, отношение к России может быть лишь отрицательным (в разной степени) либо подчеркнуто отстраненным, кроме того все политики говорят о борьбе с коррупцией и реформах.
Отсюда, в частности, и столь острые дискуссии по вопросу о статусе Донбасса, где можно, с одной стороны, быть относительно умеренным, и ярым радикалом, но все равно показывать себя «настоящим патриотом». Аналогичная ситуация в обсуждении Крыма в рамках этого законопроекта, радикалы стараются включить упоминания о Крыме, в целый ряд пунктов, а более «умеренные» выступают против этого. И, по сути, это один из способов как-то выделить свою позицию в условиях, когда представлены лишь правые силы разной степени радикальности и популисты.
— Акция называется «Стоп Реванш». О каком реванше идет речь? Для кого новый закон «реванш», а для кого «зрада»?
— Ну тут стандартная для нынешней Украины ситуация: поиск «агентов Кремля» с обязательным сожжением российского флага и прочими атрибутами. Что касается, имен «реваншистов», то их митингующие, на одном из плакатов, обозначили прямо: Медведчук, Фирташ, Левочкин, Ахметов, Новинский, ну и, разумеется, Путин. Причем нет сомнений, что не только митингующие будут обвинять власть в пособничестве «реваншистам», но и от представителей власти, официозных блогеров или СМИ мы наверняка услышим, что это именно протестующие действуют в интересах России и отдельных из упомянутых политиков и олигархов.
— Кто на Украине реально заинтересован в принятии закона, а кто нет? Каково, по-вашему, соотношение сил?
— Судя по изначальному тексту законопроекта должна возрасти роль армии и военных, следовательно, можно ожидать, что влияние правоохранительных органов в «зоне АТО» снизится, в том числе подчиняющихся министру внутренних дел Авакову. А собственно армейские подразделения, в целом лояльны президенту, поэтому такой вариант и лоббируется администрацией Порошенко. С учетом того, что в свете последних событий — деятельность Саакашвили и усилившееся давление со стороны Запада по ряду вопросов — положение Порошенко пошатнулось, он заинтересован в укреплении своих позиций и в принятии этого законопроекта в своей версии, а его многочисленные политические противники нет.
Фото АР
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня