Президент США Дональд Трамп принял в Вашингтоне главу Казахстана Нурсультана Назарбаева, чтобы подписать с ним ряд соглашений о расширении сотрудничества в политической, экономической и инвестиционных сферах, а также заключить договора на 2,5 миллиардов долларов. В благодарность за гостеприимство казахский лидер предложил американскому коллеге посетить Астану. Между тем, в МИД России предупредили о попытке США выбить Москву из Центральной Азии.
Накануне встречи Назарбаева с Трампом глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Вашингтон решил использовать формат «С5+1», в котором американцы сотрудничают с Казахстаном, Туркменией, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном, ради создания так называемой «Большой Центральной Азии», в которой для Москвы не останется места. Впрочем, министр уверен, что бывшие советские республики не предадут дружбу с Кремлем, так как она определяется не их экономическими интересами, а геополитикой.
Напомним, помимо Казахстана, который традиционно активно развивает сотрудничество с ведущими государствами мира, в том числе с Китаем, США и Евросоюзом, в 2017 году расширять контакты стал Узбекистан. По мнению Трампа и главы МВФ Кристин Лагард, под руководством Шавката Мирзиеева, ставшего президентом республики в конце 2016 год, Ташкент вступил в эпоху своего ренессанса.
Конечно, остальные страны региона не могут похвастаться такими оценками, но Узбекистан является самым густонаселенным государством Центральной Азии, а Казахстан — самым экономически успешным. Стоит ли России опасаться, что США могут вытеснить ее из региона, «МК» выяснил у экспертов:
Аждар КУРТОВ, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии»:
— В начале 1990-х годов США уже предпринимали попытку вытеснить Россию с постсоветского пространства, когда новые государства начали искать геополитических партнеров. Например, в 1994 году в Казахстане произошел самый массовый отъезд русских, которому сопутствовал прессинг со стороны властей республики по отношению ко всем русскоязычным организациям. Параллельно с этим США проникали в казахстанскую экономику. В частности, Назарбаев допустил американские компании к разработке своих полезных ископаемых, долгое время они были монополистами, да и сейчас российский капитал занимает там относительно небольшую часть. Кроме того, американские советники Назарбаева лоббировали ограничение использования космодрома Байконур, чтобы Россия затормозила исследование космоса, уничтожила свои шахты для баллистических ракет, заменила своих сотрудников на объекте с военных на гражданских и так далее.
На современном этапе США добиваются того, чтобы Казахстан тормозил интеграционные процессы на постсоветском пространстве с участием России. В частности, Астана активно выступает против создания единого парламента в рамках Евразийского экономического союза. К тому же, по мере старения Назарбаева американцы все чаще задумываются над тем, чтобы его преемник разделял, прежде всего, их идеалы, в том числе, включающие антироссийские компоненты. При этом нет никакой непреодолимой силы, которая поставила бы крест на планах Вашингтона. Конечно, Центральная Азия находится между Россией, Китаем и исламским миром, и для США там нет места. Однако в аналогичной ситуации с Украиной это нисколько не помешало американцам.
Впрочем, для России в Центральной Азии главную опасность сегодня представляют усилия не США, а Китая, который с каждым годом все больше вытесняет из региона и российский, и американский бизнес с их товарами. В силу своих экономических возможностей Москва не может противостоять Пекину, но открыто называть его угрозой для своих интересов нельзя. Напротив, с ним нужно дружить.
Станислав ПРИТЧИН, аналитик программы России и Евразии «Чатам Хаус»:
— Президент Казахстана встречался со всеми четырьмя последними главами США и старался строить с ними прагматичные отношения, такие же, как с Россией и Китаем. Впрочем, нынешний визит Назарбаева в Вашингтон готовился давно и вызывал особый интерес на фоне новостей о 22 миллиардах долларов из Национального фонда Казахстана, которые в конце 2017 года были заморожены одним из крупнейших банков США (решение было принято в соответствии с иском молдавского олигарха Анатолия Стати, который обвиняет Казахстан в рейдерских захватах на сумму в 4 миллиарда долларов, — примечание «МК»). Эта сумма сопоставима с годовым бюджетом республики, однако, по итогам переговоров Трамп и Назарбаев ни слова не сказали об этой проблеме.
Что касается опасений Лаврова об увеличении влияние США в Центральной Азии, то разделить их сложно. Программа «С5+1» нужна для ведения политического диалога, там не обсуждаются никакие экономические вопросы. США не собираются увеличивать инвестиции в регион, возводить там новые инфраструктурные объекты и так далее. Диалог важен сам по себе, но он не создает никакой угрозы для России. В конце концов, Россия и Китай непосредственно граничат с Центральной Азией и финансируют в реальный сектор ее экономики, в том числе в Евразийский экономический союз, Новый шелковый путь и так далее. Сложно представить какой-то глобальный проект, в котором США могли бы составить конкуренцию основным региональным игрокам. Этот регион недостаточно богат для того, чтобы Вашингтон бросал серьезные силы на то, чтобы преодолеть его географическую удаленность.
К тому же, таким странам как Таджикистан, Туркмения и даже Узбекистан предстоит проделать огромный путь для того, чтобы США могли назвать их своими партнерами. В частности, придется гарантировать права представителям ЛГБТ и так далее. Ташкент проводит либеральные реформы, но ему еще очень далеко то западных стандартов.
Фото официальный сайт президента республики Казахстан