На базе морской пехоты Кэмп Пендлтон в Калифорнии стартовали 13-е двухсторонние американо-японские военные учения «Железный кулак». Десантники Сил самообороны и морпехи США будут отрабатывать скоростную высадку на морской берег в условиях мощной авиационной, ракетной и артиллерийской поддержки.
По сценарию доблестные «самураи и рейнджеры» должны с борта большого десантного корабля на скоростных катерах-амфибиях и конвертопланах за считанные минуты ворваться на чужой берег, закрепится на нем, и обеспечить высадку главных сухопутных сил. Особо подчеркивается, что «огонь по врагу будет живой, чтобы бойцы почувствовали себя как на войне». В тыл врага забросят разведчиков, которые будут информировать штаб о том, что происходит на условной линии обороны противника.
Власти обеих стран постоянно проводят различные учения, совершенствуя механизм военно-технического взаимодействия. Тем не менее, военно-морской институт США (USNI) отметил хронические болячки «Железного кулака», которые так и не удается вылечить, несмотря на 13-е совместное учение.
Так, уже первые дни тренировок показали, что солдаты Сил самообороны высаживаются сами по себе, а морпехи — сами по себе. Если что-то идет не так, союзники не спешат на помощь. Нет и поддержки огнем, когда того требует ситуация. Приходится вмешиваться штабистам, чтобы переломить ситуацию. Понятно, что в этих условиях на внезапность и скорость десантирования рассчитывать не приходится. «Одним из недостатков является то, что японцы и американцы не координируют свои усилия, как это должно быть… Высадка идет параллельно, и это неправильно», подчеркивает USNI News.
Складывается впечатление, что на низовом уровне союзники относятся друг к другу с прохладцей. Да и офицеры, хоть и стараются казаться дружелюбными, видят диаметрально разные цели учения. В частности, полковник Фридрих Фридрикссон, командир 11-го морского экспедиционного отряда США, на первой совместной встрече на плацу военного лагеря сказал: «Мы живем в очень опасном и сложном мире. Существует множество угроз, которые нацелены против США». О Японии, кстати, американский командир говорил скудно, разве что периодически повторял дежурные фразы, типа «спасибо, что вы рядом».
Его японский коллега, полковник Рюи Тойота из Западной армии Сил самообороны, базирующейся на острове Кюсю (третьем по величине острове Японского архипелага — авт.), заявил, что подобные мероприятия направлены на развитие японских амфибийных военных возможностей, в том числе и в условиях угрозы ядерного удара. Как отметил USNI News, длинных речей не было, зато было приказано к 1 апрелю быть готовым к любому развитию событий.
В целом, и японские солдаты, и морпехи воздерживаются от разговоров о потенциальной войне с Северной Кореей. Однако не вызывает сомнения, что эти учения, которые впервые проводятся под взрывы настоящих снарядов, то есть в условиях, максимально приближенных к боевым, являются подготовкой к десантированию на берега КНДР. Бросается в глаза и тот факт, что в «Железном кулаке» традиционно не участвуют части из армии Южной Кореи, которые тренируются с американцами отдельно.
По факту, сегодня нет полноценного дальневосточного военно-политического треугольника «США-РК-Япония», несмотря на декларации и общие угрозы. В то же время Америка имеет более тесные связи с Японией, которую даже в Вашингтоне называют государством «индустриального национализма».
С другой стороны, Соединенные Штаты чуть ли не открытым текстом обвиняют Южную Корею. Мол, за последние 40 лет та не предприняла практических шагов по выводу столицы из-под удара северокорейской артиллерии. В частности, Эдвард Люттвак, ведущий сотрудник Центра стратегических и международных исследований (разрабатывает рекомендации для Белого дома — авт.) в статье «Пора бомбить Северную Корею» пишет, что Америка убеждена, что пришло время насильственной эвакуации из Сеула 20 млн. человек, которые стали живым щитом страны чучхе.
Ведь именно прогнозируемые огромные жертвы среди мирного населения Южной Кореи, в том числе сотен тысяч иностранных граждан, работающих в столице РК, являются главным аргументом политики холодного сдерживания Вашингтона в отношении Пхеньяна. Правда, никто не знает, как вывезти из гигантского мегаполиса и где разместить на длительное время 20 000 000 человек.
В то же время Белый дом, подчеркивает Эдвард Люттвак, считает преувеличением появление в КНДР баллистических ракет с ядерными боеголовками, которые смогут достичь США. Возможно, на столе Кима и появилась ядерная кнопка, но назвать её работающей рановато, считает он.
С другой стороны, по мнению Центра стратегических и международных исследований США, американцев сильно напрягает вопрос сухопутной операции, который требует особого решения. Поэтому Пентагон вряд ли отважится посылать крупные соединения войск в новую корейскую «мясорубку», а ограничится масштабной воздушной операцией. Уже появились сведения, что потребуются десятки тысяч дорогостоящих вылетов и ракетных ударов, чтобы разрушить инфраструктуру КНДР и обескровить её армию.
В целом, заокеанская публика (не путать с истеблишментом — авт.) неодобрительно относится к идее конфликта с КНДР. Видимо, жесткая позиция Ким Чен Ына остудила горячие ковбойские головы. Так, сентябрьский (прошлого года) опрос общественного мнения показал, что 58% респондентов-американцев поддерживают боевые действия, тогда как декабрьский выявил только 39% «ястребков». Правда, 63% заявили, что не против войны, если ВВС США будут подержаны на суше союзниками.
Заокеанское гражданское общество не возражает, если американские самолеты не оставят камня на камне в стране чучхе, а, скажем, японские Силы самообороны зачистят её территорию и перебьют оставшихся в живых после многодневных бомбардировок северокорейских солдат.
К сожалению, такое развитие событий вполне возможно. Служба новостей BBC в 2014 году в результате опроса выявила, что более 90% японцев нетерпимы к стране чучхе, значит, поддержат карательную экспедицию своей армии. Свое отрицательное отношение потомки самураев объясняют страхом пред атомными бомбами Северной Кореи, поэтому, мол, ненавидят жителей КНДР.
Впрочем, северокорейцы отвечают самураям тоже «нелюбовью». Чтобы были понятен накал взаимной неприязни, приведем кое-какие цифры. Сегодня много пишут о десятках перебежчиках из КНДР, между тем порядка 60 тысяч корейцев, проживающих в 1955 году в Японии, к 1960 году добровольно вернулись в Северную Корею по программе репатриации, несмотря на значительную разницу в уровне жизни. Эти люди были насильственно вывезены в период 1910—1945 годов. Наверняка, репатриантов было бы больше, если бы не агрессивная пропаганда и запрещенные методы японских спецслужб.
В обеих Кореях считают, что военные преступления императорской армии не имеют срока давности. Токио, безусловно, понимает масштабы зверств, тем не менее, из кровавого прошлого пытается извлечь выгоду. В январе 1991 года Япония официально извинилась перед КНДР за свое колониальное правление на Корейском полуострове в первой половине 20 века, однако размер компенсации за геноцид корейцев увязала с отказом Пхеньяна от ядерной программы. Только в этом случае, Страна восходящего солнца согласилась выплатить несколько миллиардов долларов за убийство одного миллиона корейцев, в том числе 200 тыс. женщин, которые погибли в борделях японской армии. Понятное дело, самураи получили резкий отказ.
В этой связи верхом цинизма являются планы нового вторжения японской армии на Корейский полуостров, даже если оно пройдет под патронатом Америки. Сомнительно, что солдаты РК пойдут плечом к плечу со своими бывшими палачами на штурм северокорейской твердыни.
Собственно, кроме 150 тысяч солдат сухопутной армии Сил самообороны Японии больше некому ввести войну против армии страны чучхе на земле. Разве что ВСУ пришлет на помощь самураям пару полков бандеровцев, если очень попросит Вашингтон. Да по взводу, наверняка, отправят Великобритания, Канада и Австралия.
Фото ТАСС