Чаще всего люди свой день начинают с кофе. Причем растворимому всегда предпочитают молотый. Мол, он качественнее. Но так ли плох растворимый кофе и что на самом деле вам продают под этим названием?
Несмотря на то, потребители зачастую считают растворимый кофе второсортным напитком, выбирая молотый, эксперты уверяют: разница в них несущественна.
«Растворимый делают из таких же зерен, как и жаренный молотый кофе, — уверяет генеральный директор Ассоциации производителей чая и кофе „Росчайкофе“ Рамаз Чантурия. — Разница лишь в способе приготовления и вкусе на выходе. Для приготовления растворимого кофе берется зеленое зерно, являющиеся сырьем любого вида кофе, его обжаривают, мелят и заваривают в горячей воде. А дальше нужно путем выпаривания или заморозки отделить воду, чтобы получить сухой остаток. Его мы и видим на полках в качестве растворимого кофе. Процесс отделения воды забирает часть ароматических веществ и масел у зерен, поэтому растворимый продукт кажется менее насыщенным и вкусным».
Сильнее всего на свежезаваренный кофе похож сублимированный растворимый. А всё из-за того, что технология его производства помогает сохранить изначальный вкус и аромат зерен.
«Обжаренные кофейные зерна очень мелко перемалывают, а потом варят три часа. Пар при этом отводится, и вместе с ним уходят эфирные масла из зерен, — рассказывает руководитель экспертного направления „Росконтроль“ Андрей Мосов. — Проваренную массу замораживают — очень быстро и до низкой температуры, а затем вымораживают в вакууме. Почти лишенный влаги остаток разбивают, после чего получаются гранулы в виде пирамидок. Затем их пропитывают эфирными маслами, оставшимися после вываривания. Если же этого недостаточно, производитель может добавить ароматизаторы».
Именно поэтому этот вид растворимого кофе и проверяли эксперты Союза потребителей «Росконтроль». Они отправили в лабораторию семь образцов популярных брендов растворимого кофе: «Жокей Триумф», «MacCoffee Gold», Moccona «Континентал Голд», «Московская кофейня на паяхъ», Bushido Original, Tchibo Exclusive и Ambassador Platinum. Причем, первые четыре изготовлены по ГОСТ, остальные — по ТУ.
Одними из важнейших характеристик кофе являются его внешний вид, вкус, аромат и цвет. Это первым и проверяли эксперты и пришли к выводу, что два образца не соответствуют по этим показателям стандарту. Так, «богатый вкус и яркий аромат», которые нам обещает упаковку кофе «Жокей Триумф» не подтвердились. Вкус малонасыщенный, с негармоничной горечью и без кислотности. «MacCoffee Gold» оказался недостаточно насыщенный и несбалансированный. Но стоит сказать, что все образцы обладали хорошей растворимостью как в горячей, так и в холодной воде, что соответствует требованиям стандарта.
Чаще всего люди выбирают кофе ради его бодрящих свойств. И, конечно, мимо них эксперты пройти не могли, определив процент кофеина в пересчете на сухое вещество. По стандарту, кофеина должно быть не менее 2,3%. И этому требованию соответствуют все образцы. Отдельно стоит отметить, что в кофе MacCoffee Gold, Moccona «Континентал Голд», Ambassador Platinum содержание кофеина достаточно высокое — 4-5%. Меньше всего «бодрящего вещества» в «Московской кофейне на паяхъ» — всего 2,94%. Это, повторимся, соответствует требованиям ГОСТа, но по сравнению с другими образцами это маленькое значение. То есть, такой кофе будет бодрить меньше остальных. Bushido и Tchibo Exclusive показали средние результаты: 3,74% и 3,72% соответственно.
Но бывает и кофе, который вовсе не бодрит. «Мы обнаружили, что на рынке появилась продукция, сильно дешевле натурального кофе, но продающаяся под его видом. И в ней кофе заменятся злаковыми культурами и смесью с цикорием. На вкус такой напиток может походить на натуральный кофе, но не нести в себе никаких свойств, ради которых напиток и покупался», — считает Чантурия. По его словам, чтобы обезопасить себя от фальсификата, нужно всегда обращать внимание на цену. Невероятно низкая цена может как раз говорить о том, что перед вами подделка.
«Действительно, практика фальсификации кофе существует, однако среди производителей крупных брендов не слишком распространена. Чтобы исключить ее, в лаборатории определили углеводный профиль образцов: содержание общей глюкозы и ксилозы, — говорит Андрей Мосов. — Также провели тест на присутствие глютена в пробе. Полученные значения говорят о том, что все образцы изготовлены из натурального кофе, и не содержат примесей сырья, полученного из злаков.
В итоге два образца их пяти — «Жокей Триумф» и MacCoffee Gold — не рекомендованы экспертами к покупке. Кстати, проблемы могут быть не только у растворимого, но и у молотого кофе.
«Все чаще производители стали хитрить и писать на пачках: „100% арабика“. Ведь на этот маркетинговый ход клюют потребителей, считая, что тогда кофе будет лучшего качества, — говорит Антон Акифьев, владелец крупного компании по производству кофе. — На самом же деле сорт арабика — кислый, его в нашей стране пить не привыкли. Поэтому, чтобы добавить горчинки, в арабику добавляют другой сорт — робусту. Он-то ценится у нас больше, но не имеет такой популярности».
Понять это можно, например, по равномерности обжарки. Если кофе в одной пачке имеет разный цвет, значит арабику и робосту жарили отдельно и смешали уже перед упаковкой.
А каковы итоги экспертизы молотого кофе? Читайте на портале «Росконтроль».
Результаты экспертизы сублимированного кофе*
*Предоставлено НП «Росконтроль». Данные экспертизы распространяются только на представленные образцы.
** Нормативы: Свинец, мышьяк: ≤1,0; Кадмий: ≤0,05; Ртуть: ≤0,02.