Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболевобъяснил предстоящий возврат к закупкам газа у «Газпрома», которые Киев прекратил с ноября 2015 года. По словам Коболева, Украина обязана возобновить прямые закупки у российской компании в объеме 4−5 млрд. кубометров в год. Но это вовсе не «зрада», а «перемога», ведь российский газ дешевле европейского, поэтому этот импорт в интересах самой Украины.
«Соответственно с точки зрения коммерческой логики, как выполнение решения трибунала, оно является обязательным, также и получение более дешевого ресурса газа, о котором так часто и густо у нас говорят и требуют „давайте, удешевим газ“, — это решение приобретения является как логическим, так и обязательным», — заявил Коболев.
С этим трудно поспорить. Не логично лишь то, что все два с лишним года, которые Украина покупала газ по реверсу, она переплачивала за него от 20 до 50 долларов за тысячу кубометров. Сейчас в Киеве пытаются представить снижение цены на «голубое топливо» своей победой. Якобы, Стокгольмский арбитраж удовлетворил требования Украины и заставил «Газпром» снизить цены едва ли не ниже рыночных.
На деле же в Стокгольме пересмотрели лишь цену за второй квартал 2014 года, когда Россия отменила стодолларовую скидку за газ после присоединения Крыма. В последующие периоды стоимость газа снизилась автоматически, просто потому, что она привязана к нефти, которая, как известно, подешевела на треть.
Отказавшись от закупок у «Газпрома», в Киеве сначала пытались уверить, что газ по реверсу получается дешевле российского. Однако когда эти утверждения были убедительно опровергнуты, власти «незалежной» официально признали, что за газ переплачивают. Например, в августе 2016 года глава Минэнерго Украины Игорь Насалик заявил, что одна тысяча кубометров сырья из Европы обходится на 45 долларов дороже, чем пришлось бы платить «Газпрому» по контракту.
Но тогда такое решение объясняли стремлением к газовой «незалежности». Мол, украинцы из своего кармана готовы платить за то, чтобы ни в чем не зависеть от Москвы. А платить приходится немало — с 2013 года цены на газ для населения и промышленности выросли примерно в 10 раз. И это далеко не предел — с 1 января цены на газ для промышленности снова выросли на 8,2−8,4%, а МВФ требует в очередной раз повысить и тарифы для населения.
В Киеве допускали возможность возвращение к закупкам у «Газпрома» только после заключения нового контракта. Но в итоге Стокгольмский арбитражный суд оставил действующее до 2019 года соглашение в силе, снизив лишь контрактное условие «бери или плати», которое Украина и раньше-то никогда не выполняла, с 52 до 5 миллиардов кубометров в год.
Но вместо того, чтобы объяснить населению, зачем оно два с лишним года переплачивало за европейский газ ради мифической энергетической «незалежности» от России, в «Нафтогазе» вдруг вспомнили о том, что покупки у «Газпрома» коммерчески выгодны, да еще и представили это, как свою победу. Непонятно только, если это так выгодно, почему нужно ограничиваться только четырьмя миллиардами кубометров, а не закупать у России весь необходимый объем. Видимо, чтобы продемонстрировать, что украинцы рачительный, но при этом гордый народ — дешевый газа купят, но только чуть-чуть, а остальной продолжат покупать у просвещенной Европы задорого. Зато «незалежнисть»!
Характерно, что при этом покупка более выгодного российского газа к удешевлению его стоимости для населения не приведет. Как пояснил Коболев, для этого нужно наращивать внутреннюю добычу.
Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фроловобъясняет, что за последние несколько лет украинское руководство загнало себя в такой тупик в газовом вопросе, что им ничего не остается, как пытаться объявить нынешнее фиаско своей победой в надежде, что население в это поверит.
— Истоки «газовой шизофрении» украинского руководства берут свое начало еще в далеком 2013 году, когда между нашими странами все было тихо, мирно и все разногласия ограничивались экономическими спорами. Уже тогда власть Украины в лице «кровавого тирана» Януковича начала говорить о том, что газ поставляется по слишком высоким нерыночным ценам, и платить за него она отказывается.
За всеми этими разговорами, обещаниями построить терминал сжиженного газа, добывать сланцевый газ, попыток подписать соглашение о строительстве СПГ-терминала с аферистами, обещаний производить биогаз, Украина накопила долг за газ в объеме двух миллиардов.
Тогда же страна начала получать газ по реверсу. Причем никто не делал вид что это европейский газ. Все признавали, что это тот же российское газ, купленный у европейских потребителей «Газпрома». В какой-то момент это действительно получалось немного дешевле за счет того, что у разных стран разные контракты и цена. Правда, тогда Украину предупредили, что так будет не всегда, и что в конце года цена будет совсем другой, что и произошло.
— И тогда Украина получила скидку от «Газпрома»?
— Да, было подписано соглашение с Российской Федерацией, по которому газ для Украины начал поставляться с хорошей скидкой, примерно на 100−150 долларов дешевле, чем тогдашние среднеевропейские цены. Единственным условием для Украины стала своевременная оплата, так как до этого Киев постоянно срывал платежи.
Новое украинское руководство после Евромайдана не смогло оплачивать газ вовремя, поэтому скидка была отменена. В Киеве снова заговорили о том, что цена нерыночная, и они будут получать газ из Европы по 200 долларов. Даже не знаю, на кого рассчитаны эти сказки. Не хочется верить, что они говорили это серьезно, потому что в этом случае все совсем плохо.
Когда Украина перестала платить, ее по соответствующему положению контракта перевели на предоплату. Какое-то время Украина платила, потом стала поднимать пахнущие нафталином темы о сланце и биогазе из мусора и активизировала тему реверсных поставок.
Правда, они уже стали выдаваться новым руководством за покупку газа в Европе. Это, мол, не российский газ, а газ европейских компаний, совсем другое дело. Людям рассказывали, что этот газ к тому же намного дешевле, на что в российской компании просто показали цены.
В итоге с октября 2015 года «Нафтогаз» вообще перестал покупать газ «страны-агрессора». Они объясняли внутреннему потребителю, что стали частью энергетической системы Европы, более того, скоро превратятся в один из главных газовых хабов региона.
Вся эта лапша про единое энергетическое пространство Европы и дешевый европейский газ усиленно вешалась на уши аудитории до января 2018 года. Но за это время многое изменилось.
— Что именно?
— Например, украинцы безуспешно попытались продать 50% своей газотранспортной системы европейским операторам. Но никто ею не заинтересовался, потому что непонятно, что делать с украинской ГТС после 2019 года. Газ Украине стала поставлять французская компания Engie, которая, кстати, является акционером «Северного потока-2». Видимо, у европейцев возникли подозрения, что часть денег, которые они выделяют на закупку газа, куда-то девается. Теперь же все это контролируется, и с этими средствами нельзя «поиграть».
Кроме того, в конце 2016 года «неожиданно» выяснилось, что российский газ, поставляемый из России, дешевле российского же газа, поставляемого из Польши, Венгрии или Словакии на 40−50 долларов. Даже плата за транзит, которую получает «Нафтогаз», не компенсировала эту разницу в цене. Это совершенно неконкурентная стоимость.
Украинские власти в ответ просто попытались засекретить информацию о стоимость поставок реверсного газа, чтобы не бесить аудиторию. А чтобы ее успокоить, вбросили другой тезис: мы покупаем газ у европейцев не потому, что это дешевле, а потому, что это плата за независимость. Аудитория покивала и согласилась, правда, почему-то продолжила беднеть.
Все эти события показывают крайнюю противоречивость украинской энергетической политики. Это мы даже не поднимаем тему того, что поставки угля и жидких углеводородов по-прежнему идут на Украину из России.
— Так что же заставило украинское руководство пересмотреть свою позицию сейчас, Стокгольмский арбитраж?
— По большому счету, да. Курьез в том, что украинская Антимонопольная комиссия успела начать разбирательство против «Газпрома» и обязала его вернуть 6,4 миллиарда долларов за «несправедливые» тарифы на прокачку газа. Понятно, что это абсурд и такие вопросы не решаются в местных судах. Подобный спор должен решаться в Стокгольмском арбитраже, что и произошло. Решение Киевского суда — филькина грамота для всех, кроме местной аудитории.
Что касается решения Стокгольмского арбитража, лично на мой взгляд, «Газпром» получил даже больше, чем рассчитывал. Не только два миллиарда долларов, которые Украина задолжала, но и сохранение условия «бери или плати», по которому Киев никогда не платил и раньше, так как «Газпром» всегда входил в их положение.
— Но ведь оно было серьезно снижено — с 52 миллиардов кубометров до 5 миллиардов?
— Да, но дело в том, что за последние годы были радикально снижены и объемы потребления Украины. Это происходит не благодаря пресловутой энергоэффективности, а из-за вымирания как крупных производителей, так и населения.
В 2017 году они закупили на внешних рынках только 10 миллиардов кубометров газа. Таким образом, теперь Украина должна закупать 50% от своего общего объема газа у России. Если же она хочет покупать весь газ у Европы, пожалуйста, она вправе это делать, но все равно должна заплатить «Газпрому» за 80% от контрактного объема, то есть за 4 миллиарда кубометров газа. То есть суд оставил контракт в силе, только изменил условие с учетом текущих газовых потребностей Украины.
Несмотря на это, решение Стокгольмского арбитража было представлено Украиной как полная победа «Нафтогаза». На этом фоне особенно иронично звучит «твит» президента Порошенко в начале января, в котором он написал, что благодаря решению арбитража «Украина соскочила с газового крючка «Газпрома». И поздравил граждан с годом энергетической независимости Украины. А через десять дней «вдруг» оказывается, что Украина снова будет покупать газ в России, так как это выгодно и разумно! Вот такая независимость.
Ребята, это было выгодно и разумно с декабря 2014 года. Вы бы получали газ на 50−150 долларов дешевле все эти годы. Это всегда было экономически обоснованным шагом, просто теперь Стокгольмский арбитраж обязал Украину выполнять условие take or pay, на которое всегда закрывали глаза в прошлом. Вот и объяснение, почему Украина возвращается к закупкам у «Газпрома» — потому что их обязал это делать европейский суд, о победе в котором они трубили полгода.
— То есть европейцы не стали входить в положение Украины?
— Можно понять и европейцев. Они дают Украине кредиты, которые расходуются непонятно как. Европейские и международные организации уже перестали им платить до выполнения ряда условий.
Там же тоже не дураки сидят. Они видят, что все деньги куда-то уходят, а совершенно случайно единственным богатеющим олигархом на Украине оказывается ее президент. Он, кстати, девятый богатейший участник экономического форума в Давосе. И при этом приехал туда клянчить деньги. Европейцев это, естественно, не устраивает. Поэтому они взяли на себя обязательства не только давать деньги на газ, но и контролировать эти средства, и закупка более дешевого газа у России соответствует их интересам. Вот и пришлось украинскому руководству вспомнить, что покупать газ у «Газпрома», оказывается, выгодно.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня