Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Однако американские ВВС не намерены тратиться на продление жизни ветеранов ударной авиации, появившихся на свет вскоре после бесславного проигрыша США во Вьетнамской войне. Авиационное командование считает, что за крылья и за последующий ремонт должен заплатить Конгресс, выделив из бюджета дополнительные средства на поддержание самолетов в боеспособном состоянии.
Такое безразличие американских генералов к судьбе штурмовиков вызвано тем, что служить «Бородавочникам» (африканским свиньям), как прозвали А-10 в авиации за неэстетичную внешность, осталось совсем немного. По плану они должны быть полностью списаны к 2022 году. Их место в штурмовой авиации займут истребители-бомбардировщики Lockheed Martin F-35 Lightning II. Правда, у специалистов, учитывая плохую приспособленность F-35 к контактному бою с наземной техникой на низких высотах и скоростях, это вызывает немало вопросов.
Разумеется, при нынешней тенденции — создавать самолеты фронтовой авиации универсальными и многофункциональными — машины узкой специализации сходят со сцены. Это наблюдается и в России. Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», ровесник «Бородавочника», тоже продолжает эксплуатироваться. Имеющиеся машины проходят модернизацию до уровня Су-25М3. Но с производства эти самолеты сняты уже давно.
Высказываются предположения, что «Грача» в качестве легкого штурмовика должен заменить учебно-боевой самолет Як-130. Однако замена явно не эквивалентная. Як-130 пригоден для участия в боевых действиях разве что против нерегулярных военизированных соединений. Реальная же замена — истребитель-бомбардировщик Су-34. Но об этом чуть позже.
А-10 — это первый послевоенный штурмовик, созданный исключительно для ВВС США. (Его предшественник — А-7, создавался как палубный самолет и очень ограниченно использовался в наземных эскадрильях). Он был принят на вооружение в 1977 году. На экспорт из-за высокой стоимости не поставлялся. Всего было построено 715 самолетов. Сейчас в ВВС США — 280, все они модифицированы до уровня A-10C. Как было сказано выше, 100 из них находятся в неработоспособном состоянии.
А-10 предназначен исключительно для огневой поддержки наземных операций сухопутных войск. И не в состоянии противостоять атакам истребительной авиации. (Позже, по результатам эксплуатации, «Бородавочнику», как и «Грачу», привесили пару ракет «воздух-воздух» ближнего боя). Отличительной его особенностью является повешенная живучесть. Что обеспечивается за счет бронирования и защиты от разрушения важнейших систем при обстреле как стрелковым оружием, так и зенитной артиллерией и даже зенитными ракетами.
Те же самые принципы были внедрены и в советский штурмовик Су-25, который является главным и, пожалуй, единственным соперником за право называться лучшим в своем классе. Эти два самолета не встречались на поле боя. Да и не могли встретиться чисто теоретически, поскольку они должны сражаться не друг с другом, а с наземной техникой и живой силой противника.
Однако существуют объективные методы сравнения по оценке боевой эффективности этих машин.
Су-25 получил боевое крещение в Афганистане. За 8 лет 118 Су-25 совершили около 60 тысяч боевых вылетов, процент поражения целей управляемыми ракетами оказался равным 95. Потери составили 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый штурмовик приходилось в среднем 90 повреждений. Известны случаи, когда Су-25 возвращались на базу со 150 пробоинами. Ни один «Грач» не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели летчика. Таких показателей в прошлом веке не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.
«Бородавочники» массово приняли участие в боевых действиях позже — во время войны в Персидском заливе 1991 года. 144 самолета совершили около 8100 боевых вылетов. При этом было потеряно 7 самолетов и 15 получили серьезные повреждения. В пересчете на один боевой вылет, потерь А-10 должно было быть в два с лишним раза больше, чем советских «Грачей».
При этом следует учитывать, что А-10 работали в «более комфортных условиях», чем Су-25 в Афганистане. «Грачи» проводили операции в горных условиях, когда их обстреливали и снизу, и с боков, и сзади. А порой, когда сражения проходили в глубоких ущельях, то и сверху.
На живучесть влияет не только защищенность кабины, агрегатов и систем, но и летные характеристики. А они у «Грача» существенно выше, что достигнуто в определенной мере за счет снижения ракетно-бомбовой нагрузки. Лучше маневренность как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Благодаря чему «Грачи» прекрасно работали в узких ущельях Афганистана. При одинаковой тяге двигателей (2×4100 кгс) у Су-25 вдвое выше скороподъемность: 60 м/с против 30 м/с. Выше и максимальная скорость (950 км/ч против 722 км/ч), и крейсерская (750 км/ч против 555 км/ч).
Оба самолета имеют бронированную кабину, включая фонарь, и бронезащиту топливной и масляной систем. У Су-25 помимо этого между двигателями установлена бронеплита. У А-10 этого нет, поэтому были случаи поражения одной ракетой сразу двух двигателей.
Живучесть у обоих самолетов уникальна в сравнении с самолетами других типов. О чем свидетельствуют «чудесные» истории спасения самолетов. У Су-25 они, пожалуй, «почудеснее».
В апреле 2003 года в Ираке пилоту удалось довести до базы и посадить «Бородавочника», у которого был поврежден один двигатель, отказала гидравлическая система, а пулеметным огнем было прошито крыло и фюзеляж.
В июле 1987 года на базу пришел «Грач» с полутораметровой дырой в борту, у которого ракетой разнесло правый двигатель, хлеставшим из мотоотсека пламенем прожгло противопожарную перегородку, полностью выгорела электропроводка и на 95% перегорели тяги управления рулем высоты.
На Су-25 лейтенанта П. Голубцова ракетой наполовину оторвало хвост, на борту ничего не работало кроме двигателей. Не действовали и тормоза, и после посадки самолет выкатился за полосу на минное поле, где летчику пришлось дожидаться саперов, чтобы выбраться. На самолете лейтенанта Буракова ракета снесла под корень почти весь киль, он приземлялся «на элеронах». У другого самолета взрывом вырвало почти четверть крыла.
Тем не менее, у А-10 есть свои достоинства. Это, прежде всего, существенно большая ракетно-бомбовая нагрузка — 7250 кг против 4400 кг у Су-25. А также больший боевой радиус — 460 км против 250−300 км у Су-25. Конструкторы ОКБ Сухого в определенной степени скомпенсировали этот разрыв — «Грач» способен взлетать и садиться на грунтовую полосу в непосредственной близости от линии фронта. «Бородавочнику» необходима подготовленная бетонная ВВП.
В связи с планами замены А-10 на F-35 представляется разумным сравнить американский новый малозаметный истребитель-бомбардировщик с российским истребителем-бомбардировщиком Су-34, который после выработки «Грачами» оставшегося ресурса начнет их заменять при поддержке сухопутных войск. При этом сравнивать самолеты необходимо не во всем спектре их возможностей, а лишь по части решения штурмовых задач.
Начнем с того, что у F-35 нет никакого бронирования. У Су-34 уровень защиты превосходит тот, который установлен на «Граче». Толщина бронестекла фонаря и титановых пластин, прикрывающих кабину больше. Также используется дублирование основных узлов и систем и их прикрытие бронепластинами, защищающими от снарядов калибра 23 мм. Масса бронезащиты Су-34 в 1,5 рада больше, чем у Су-25. То есть это уже почти штурмовик, способный работать на низких высотах под интенсивным огнем противника. Необходимо лишь несколько скорректировать номенклатуру вооружения и модифицировать прицельную систему.
В результате появится самолет, который способен и наносить ракетно-бомбовые удары с больших высот, и поражать огневые точки и живую силу противника как ракетами, так и пушкой, работая у земли, и на равных принимать участие в воздушных сражениях с истребителями противника. Высокая маневренность это позволяет. И не только — самолет имеет РЛС заднего обзора и к тому же способен запускать ракеты из задней полусферы.
Су-34 — тяжелый самолет, его максимальная взлетная масса достигает 45 тонн. Соответственно, велики и боевой радиус, и боевая нагрузка — 1100 км и 4400 кг (нормальная), 12500 кг (максимальная). Имеет сверхзвуковую скорость как на высоте (2200 км/ч), так и у земли (1400 км/ч). Все это, понятно, существенно превышает характеристики «Грача».
Превышает Су-34 и характеристики F-35. Боевой радиус «американца» — 1000 км, максимальная боевая нагрузка — 9100 кг, скорость у земли — порядка 1100 км/ч. При этом «американец» существенно проигрывает Су-34 в маневренности. То есть, обладая посредственными летными характеристиками, и не имея бронирования и прочих систем защиты от плотного наземного огня, F-35 крайне опасно снижаться даже до высоты, которую берут ПЗРК. А уж ниже — просто самоубийственно. И малозаметность, которой козыряет разработчик — компания «Локхид Мартин» — при работе у земли не имеет никакого смысла.
Так что затея использовать F-35A в качестве штурмовика — это, можно сказать, проект по разграблению военного бюджета США. Поскольку эта машина, стоящая почти 90 млн. долларов, при поддержке наземных операций становится гарантированной добычей ЗРПК «Панцирь».
Фото ТАСС