Легендарные «Джавелины», оплаченные американскими налогоплательщиками в качестве подарка — пока виртуального — Украине, так разогрели аппетиты киевских милитаристов, что они теперь собираются провести полную модернизацию своей армии за счет НАТО и США. При этом с нулевой финансовой нагрузкой для себя. Поскольку рассчитывают современную военную технику брать у западных партнеров напрокат.
Нестандартная идея, как сообщает РИА «Новости», пришла в голову экс-министру обороны «незалежной» Анатолию Гриценко, который и озвучил ее в эфире украинского телеканала NewsOne.
По его словам, ВСУ и другие украинские силовые структуры «доедают», как он выразился, сейчас военную технику, которая разрабатывалась и выпускалась еще в советское время — в 50-е, 60-е и 70-е годы. Необходимость модернизации арсенала назрела. И у Украины нет иного выбора, кроме как обратиться за помощью к Западу. Прежде всего, к Америке — «претенденту номер один».
Гриценко почему-то уверен, что Соединенные Штаты как раз та страна, которая пойдет «на более широкое сотрудничество» в вопросе предоставления Украине современного вооружения «в режиме лизинга или бесплатной передачи для тестирования и испытаний». Однако убежденность свою в то, что такое «партнерство» может быть интересно американцам, экс-глава оборонного ведомства никакими существенными доводами не подкрепляет.
Пока, насколько известно, Вашингтон лишь выразил намерение поставить Киеву 35 установок противотанковых ракетных комплексов «Джавелин», которые, как заявил недавно Петр Порошенко, будут производиться за счет бюджета США. Однако в Госдепе до сих пор не берутся прогнозировать сроки, в которые Киев получит установки. Поскольку для их обслуживания должна быть создана необходимая инфраструктура, а это — время и деньги.
И как тут не вспомнить бывшего главнокомандующего сухопутных войск США в Европе Бена Ходжеса, который, посетив недавно танковый завод в Харькове, так и не понял, зачем Украина просит «Джавелины», когда сама экспортирует такое количество танков.
Захотят ли при таких условиях Штаты брать на себя «повышенные обязательства» и снабжать «незалежную» современным вооружением фактически в долг?
Этот и другие вопросы «СП» адресовала директору Центра стратегической конъюнктуры Ивану Коновалову:
— В стране, где не прекращается гражданская война, ни о каком лизинге речь просто не может идти. Они что возьмут на время, повоюют, а потом отдадут назад?
Украинские военные деятели, как известно, любят время от времени делать удивительные заявления. Но это даже трудно комментировать… Когда, например, индийское правительство берет у нас в лизинг подводную атомную лодку, это понятно. Они на ней работают. Моряки готовятся, офицеры готовятся. Потом лодку возвращают, но зато есть подготовленные экипажи.
А здесь, что они собираются брать в лизинг у американцев? Истребители F-16, которые тут же у них попадают? Для американского оборонно-промышленного комплекса подобное предложение будет звучать просто нелепо. Весь смысл его в том, что украинцы хотят опять что-то даром получить.
— Почему даром? Гриценко предлагает еще это оружие тестировать и испытывать…
— Но это то же самое, что лизинг. А дальше что? Потом они это оружие будут возвращать? Или что? Человек просто вообще не понимает, о чем он говорит. Произносит просто набор каких-то умных слов, которые узнал, наверное, недавно — лизинг, тестирование…
— Непонятно, почему они за свой счет не могут модернизировать свою армию. Ведь танки выпускают и даже продают в другие страны. В прошлом году на выставке в Вашингтоне демонстрировали достижения своей «оборонки»…
— Проблема состоит в том, что те небольшие деньги, которые у них есть, или траншами им переводятся, они пускают якобы на укрепление обороноспособности страны, а на самом деле просто разворовываются.
И поэтому все эти их заявления о том, что ВПК Украины развивается, что создаются новые образцы оружия, это лишь пустая бравада. Создаются, как правило, какие-то единичные неудачные вещи, которые покажут, а потом о них забывают.
Заметьте, когда они что-то презентуют якобы новое в оборонной сфере, как над этим смеются в интернете.
Денег — вот чего хочет украинская сторона. «Дайте нам денег на оружие, а мы их пристроим, куда надо» — вот их логика. И главная задача — найти новый источник финансирования.
Они же получили некую надежду после принятия решения о поставках «Джавелинов» — хотя до сих пор не совсем понятен статус этого решения. Политики в США говорят, что «все решено и скоро ждите». Но никаких поставок нет и вообще неясно, реально это завизировано или нет.
Но появилось решение, которое украинское лобби долго пробивало. И у Киева, видимо, появилась надежда: «если они готовы оплатить нам поставку „Джавелинов“ на 47 млн. долларов, то теперь давайте требовать „Абрамсы“, „Пэтриоты“, а, может, и подводную лодку „Огайо“. Пусть дают. У них денег много».
Другое дело, что с этим произойдет дальше, если представить только теоретически возможность такой сделки. А это все будет продано, потеряно, разломано и распилено, но никак не укрепит обороноспособность Украины.
— Но американцы могут поставлять Украине какое-то старое вооружение, и при этом использовать ее в качестве испытательного полигона для своего нового?
— Слишком сложная процедура. Хотя отрицать, такое, конечно, нельзя, если у них вдруг возникнет желание что-то испытать. Это придется делать на двусторонней основе, не в рамках НАТО. А там существует масса процедур и протоколов того, как это делается. И требуется масса согласований.
И потом, что испытывать? Что-то мелкое? Так уже испытывают. А представьте, F-35 они будут испытывать, а его собьют? Или он упадёт под руководством украинского командования?
— А почему, вы думаете, Штаты до сих пор не предоставили Украине статус привилегированного военного партнера, который как раз предполагает официальное финансирование для приобретения и аренды военной техники? В Киеве четыре года назад говорили, что получат этот статус «со дня на день».
— Статус внеблокового партнера США имеет все-таки достаточно ограниченное количество стран. И он предполагает, конечно, некие преференции. Но, видимо, у американцев нет необходимости давать его Украине. Тем более, что если достигнуть такой договоренности, это возложит на США более серьезную степень ответственности.
А сейчас им удобно. Они ввели внешнее управление, но при этом у них нет никаких официальных обязательств. Хотя фактически они управляют Украиной. Грабят ее, делают, что хотят. Кстати, разрушают ее оборонно-промышленный комплекс. Ведь ни США, ни Европе не нужен конкурент. Им нужен рынок сбыта, собственно, для чего все и затевалось.
Замдиректора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварёв скептически относится к тому, что Запад согласится оказывать Украине военную помощь безвозмездно:
— НАТО — напомню — давно утвердило положение о том, что бюджет стран альянса не должен быть менее двух процентов ВВП страны. Так вот к этим двум процентам идет со скрипом. И пока его достигли, по-моему, четыре-пять стран из всего блока. Причем, только часть этих средств идет на закупку вооружений.
Я это к тому, что у Западной Европы средства ограничены. И никто помощь такую безвозмездно оказывать Киеву не будет. Только за деньги.
Что касается США, то у них есть программы помощи иностранным государствам в военной сфере. И они предусматривают бесплатные поставки вооружений, но надо получить определенный статус. И эта помощь, она тоже не безгранична.
Кстати, американцы, напомню, в этом году выделили Украине около 400 млн. долларов на оборонные программы. С одной строны, вроде бы, большая сумма. Но, с учетом стоимости современных вооружений, это копейки. Если стоимость одного современного самолета превышает сто миллионов долларов, то это меньше четырех машин. Конечно, вооружения сухопутных войск, они стоят дешевле, но все равно там суммы большие.
Но есть еще один важный, как мне кажется, момент.
— И какой же?
— Украинская армия, она, если так можно выразиться, воспитана на советских традициях. В том плане, что они хорошо освоили вооружение советского производства. Мы же никогда вообще не закупали ни у кого оружие — у нас оружие во всех субъектах было свое.
И я хочу сказать, что даже старое советское оружие, оно в хороших руках более эффективно, чем гораздо более современное оружие, но на котором военнослужащие плохо обучены работать. Ведь эффективность любой армии и любых военных операций заключается не в том, кто более современным оружием обладает. А в том, кто более обучен воевать тем оружием, которое имеется.
Я не имею в виду, конечно, планеры Первой мировой войны. Но именно обученность играет первостепенную роль. А чтобы перейти на какие-то западные стандарты, надо потратить много времени и огромные деньги. И громадные средства из выделенной Украине суммы пойдут на обучение.
Если, к примеру, украинская армия имеет «Джавелины», а ополченцы какой-нибудь РПГ-7, но более обучены его использовать в вооруженном противостоянии, то любое, даже устаревшее оружие, всегда победит современное.
Поэтому американцам, если они начнут поставлять по-серьезному вооружение Украине, нужно тратить огромные деньги на обучение. И на это требуется не год и не два. Требуются инструкторы, специальные полигоны, специальное оборудование. Все надо завозить.
Все это потребует вложений свыше того, что они выделили в этом году.
— А американцам вообще нужна сильная, хорошо вооруженная и обученная украинская армия?
— Нет, конечно. Но им хотелось бы очень, чтобы в «подбрюшье» России все время тлел костер. Этого они добиваются.
И своими поставками они, в принципе, не переоснастят украинскую армию. Потому что, по большому счету, вооруженные силы Украины надо модернизировать «с ног до головы» — т.е. обновлять вооружение по всем родам войск. Это колоссальные деньги. И американцы такие деньги не выделят. Им это просто не нужно. А у Украины этих денег нет.
Фото dvidshub.net
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня