Президент Украины Петр Порошенко поблагодарил США за публикацию т.н. «Кремлевского доклада» и предложил властям Евросоюза последовать примеру американцев.
«Искренняя благодарность Вашингтону за очередную демонстрацию лидерства в противодействии российской агрессии! Рассчитываем на соответствующие решения и со стороны наших европейских партнеров для укрепления общего трансатлантического фронта», — написал Порошенко на своей странице в Facebook.
Украинский лидер убежден, что по мере роста сил санкций, они оказывают все больше влияния: «Накопительный эффект ограничительных мер неизбежно и уверенно ограничивает аппетиты агрессора».
«И так будет до тех пор, пока в Кремле, наконец, не поймут важность уважения международного права, отказ от вмешательства во внутренние дела суверенных государств и прекращения подрыва демократических институтов. А также до тех пор, пока не произойдет полное восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины!» — сказал он.
Стоит отметить, что на фоне ужесточения американских санкций и публикации «Кремлевского доклада» Минфином США, в Европе наблюдаются явно не соответствующие чаяниям Порошенко тенденции.
30 января на пресс-конференции после переговоров с российским коллегой Дмитрием Медведевым премьер-министр Бельгии Шарль Мишель, комментируя «Кремлевский доклад», заявил о том, что Евросоюз решил не поддерживать усиление антироссийских санкций, несмотря на имеющиеся в двусторонних отношениях разногласия. Ранее резолюцию о снятии экономических санкций с России была внесена на рассмотрение парламента Бельгии.
В тот же день против антироссийских санкций выступили главы пяти земель Германии, ранее входивших в состав ГДР.
Возникает вопрос: насколько сильны и будут в дальнейшем усиливаться эти настроения? Сможет ли этот новый вектор переломить господствующую последние четыре года тенденцию подстраивания под американскую антироссийскую политику? Насколько крепок «общий трансатлантический фронт», о котором говорит Порошенко?
— Ничто не говорит о том, что в ближайшее время Евросоюз вслед за США свой список не составит, — считает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Но нельзя исключать, что нечто похожее появится в отдельных странах Европы. Наибольшая вероятность его повторения есть в Великобритании, Польше и странах Прибалтики. Кроме того, к их числу может добавиться Канада.
— Можно ли говорить об «укреплении общего трансатлантического фронта», о котором мечтает Порошенко? Существует ли этот «фронт» в реальности?
— «Трансатлантический фронт» существует, но его нельзя назвать монолитным. Степень готовности ухудшать отношения с Россией по обе стороны океана разная. В нынешнем виде «Кремлёвский доклад» включает в себя почти всё руководство России, едва ли ЕС пойдёт на то, чтобы испортить отношения до такой степени. ЕС ближе к России, объём экономических связей у него с РФ куда больше, чем у США.
— Порошенко считает, что сила санкций растет, они оказывают все больше влияния. В Европе еще кто-то так считает?
— Безусловно, в Европе существуют сторонники такой точки зрения. В том или ином количестве они присутствуют почти во всех странах Евросоюза — разве что Греция и Кипр могут представлять исключение. Но решающим влиянием они обладают в Великобритании, Польше, странах Прибалтики. В какой-то мере сюда можно добавить Румынию, Хорватию, Швецию, Данию и Голландию. Остальные страны как минимум сомневаются в действенности ограничительных мер, или же этот вопрос им не интересен (Португалия, Ирландия, Мальта).
— Новые санкции могут затронуть энергетический сектор. Насколько отношения с США и России в этой отрасли важны и приоритетны для Европы?
— В документах Евросоюза чётко прописано, что он не должен сильно зависеть от одного поставщика. И европейские политики будут делать всё, чтобы не впадать в большую зависимость ни от России, ни от США. Вследствие этого отношения с Россией европейцы сворачивать не будут. Полностью зависеть от американского «сланца» они точно не хотят.
— Многие российские политики уже назвали «Кремлевский доклад» признаком фактического разрыва отношений США и России и объявления войны. Насколько это серьезно? Как эта «война» отразится на Европе? Какова ее роль в ней?
— Это ещё не война. Признаком войны это будет в том случае, если всем его фигурантам запретят въезд в США. Если учесть, что в него входят бывший президент и действующий премьер, глава МИД и министр обороны, то это игра с огнём. Министр иностранных дел — последнее лицо, в отношении которого вводят ограничения. Роль Европы здесь — пока наблюдательная. Ничего хорошего Европу не ждёт в случае обострения российско-американских отношений, ведь военные объекты, куда нацелят российские ракеты, находятся в Европе. И пусть горячая война пока на повестке дня не стоит, но жить под прицелом не очень приятно.
По мнению доцента НИУ ВШЭ, члена Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павла Родькина, для Киева любые антироссийские действия со стороны Запада являются возможностью создать, прежде всего, для внутренней аудитории, картинку того, что Украина борется с Россией единым фронтом с западным миром. Порошенко использует любую возможность для укрепления своих позиций.
— Насколько оправданы его надежды на появление соответствующих списков в ЕС?
— Появление соответствующих списков в ЕС вполне вероятно, так как сами по себе эти списки мало что значат, это скорее политический, а то и вовсе медийный жест. Для Запада эти списки — возможность показать политическую и идеологическую сплоченность. Гораздо более важным, как для самой Европы, так и для России, является вопрос, насколько ЕС реально готов к обострению ситуации?
— Много в Европе сил, которые захотели бы «развить тему»?
— Санкции являются политическим решением, причем во многом стратегическим. Было бы ошибкой надеяться на то, что эта политика будет свернута вследствие их экономической невыгодности для того или иного европейского или американского бизнеса, которым, действительно, эта ситуация не выгодна. Политический класс в Европе во многом подмят глобалистскими элитами, что не позволяет ему принципиально повлиять на эту линию. Европа, хочет ли она того или нет, будет действовать в фарватере американской политики.
— Будет ли ЕС подключаться к новым санкциям США?
— Решение об усилении санкций будет приниматься в Вашингтоне, которому выгодно усиливать давление на Россию чужими руками. В этом случае все экономические убытки возьмет на себя Европа, а политическую выгоду извлекут в Вашингтоне. Безусловно, Америка будет работать в этом направлении и различными способами подталкивать другие страны активнее включаться в антироссийские санкции.
— Новые санкции США направлены, в первую очередь, на российский ВПК и нефтегазовый сектор. Чем это чревато для Евросоюза?
— Санкции нельзя рассматривать, как нечто однородное. В случае с ВПК, любые ограничения российских компаний объективно выгодны Европе, так как ослабляют позиции сильного конкурента, а санкции против энергетического комплекса могут нести угрозы самой Европы, так как дестабилизируют отношения с выгодным экономическим партнером. В целом же антироссийская политика США рикошетом бьет по ЕС, который пока в этой партии остается статистом.
Фото Global Look Press
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня