Пытка и удовольствие — казалось бы, что между ними общего? Между тем зачастую это две стороны одной медали. Порой телесное воздействие, которое должно вызывать боль или сильный физический дискомфорт, вызывает у нас наслаждение. Давайте обратимся к фактам.
Но сначала поговорим о внутренних наркотиках человека.
Если вы когда-нибудь вымещали обиду на плохой день при помощи движущейся дорожки, то знаете, как работа до седьмого пота может изменить настроение. И вероятно вы уже слышали об эндорфинах, этом чудесном веществе, которое вызывает это приятное послетренировочное чувство. Людям так нравится это ощущение, что особо рьяные любители получают прозвище «эндорфиновый наркоман». Но хотя эндорфины возможно и способствуют великолепному послетренировочному самочувствию, гораздо больше остается за кадром. Вот что вам следует знать об эндорфинах, и почему фраза «эндорфиновый наркоман» к вам не относится.
Оглавление:
Что такое эндорфины?
Когда организм находится в состоянии стресса или испытывает боль, в гипоталамусе и гипофизе мозга вырабатываются нейрохимические вещества, которые называются эндорфины, объясняет Дж. Кип Мэттьюз, кандидат наук, спортивный психолог. Эндорфины, схожие по структуре с наркотиками морфинами, считаются природным болеутоляющим, так как они активируют опиоидные рецепторы в мозге, которые помогают уменьшить дискомфорт. Они также могут вызывать ощущение эйфории и хорошего самочувствия в целом. “Эндорфины также участвуют в механизмах вознаграждения таких видов активности как утоление голода и жажды, секс и выполнение материнских обязанностей», — рассказал Мэттьюз.
Эйфория бегуна
Вскоре после открытия эндорфинов 40 лет назад идея о том, что физическая активность вызывает обширный выброс эндорфинов приобрела большую известность. “Бег на длинные дистанции был довольно популярен в середине 1970-х, примерно в тоже время, когда были открыты эндорфины. Забавно, но было множество сообщений о так называемой «эйфории бегуна»», рассказал Мэттьюз. “Множество исследователей продвигали идею, что эндорфины могут служить источником ощущения эйфории после интенсивных тренировок, подавляя боль». Но так ли это было на самом деле?
Так вот, в начале сентября 2015 года в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) вышла статья, в которой было показано: мыши, побегав в колесе, становятся более спокойными и менее восприимчивыми к боли, и этот эффект возникает из-за активации эндоканнабиноидных рецепторов. Эндоканнабиноиды — это вещества, по строению и действию похожие на действующие компоненты марихуаны, только вырабатываются они нейронами головного мозга, отсюда приставка «эндо-». А успокоение и обезболивание — как раз два проявления эйфории бегуна.
Новостные агентства растиражировали упоминание о статье в PNAS, потому что в ней приводился якобы новый факт: «эйфория бегуна» вызывается не действием эндогенных опиатов (в их число входят эндорфины — эндогенные морфины, которые вырабатываются клетками мозга и по действию напоминают морфин и героин), как считали пару десятков лет до этого, а действием эндогенных каннабиноидов.
Находка 2015 года могла бы повлиять на развитие фармакологии, если бы не пара обстоятельств. Во-первых, о том, что эндоканнабиноиды замешаны в создании «эйфории бегуна», ученые сообщали и раньше. Во-вторых, подъем настроения и болевого порога после физической активности вызывают и каннабиноиды, и опиаты, а по сообщениям журналистов получалось, что действует только что-то одно. На самом деле между «внутренними наркотиками» происходит в некотором роде разделение труда: эндогенные опиаты в основном уменьшают боль в мышцах, возникшую после физической нагрузки, а эндогенные каннабиноиды больше снижают тревожность. Учитывая то, что обсуждаемое исследование проводили на мышах, а не на людях, оценить ощущение счастья после тренировки не удалось: мы не можем достоверно оценить уровень счастья у грызунов.
Общая черта всех эндорфинов и эндоканнабиноидов — широкий спектр действия. По сравнению с традиционными нейромедиаторами типа глутамата, гамма-аминомасляной кислоты, ацетилхолина и подобных они оказывают более глобальное влияние. Поэтому иногда их называют нейромодуляторами, а не нейромедиаторами. Эндогенные каннабиноиды и эндогенные опиаты, как и обычные нейромедиаторы, выделяются одним из двух нейронов в составе синапса. Отличие в том, что их действие направлено против хода основного химического сигнала. Традиционные медиаторы выделяются пресинаптическим нейроном, а воспринимает их постсинаптический нейрон. В случае эндоканнабиноидов (и зачастую эндогенных опиатов) все наоборот. Эндогенные опиаты и эндогенные каннабиноиды воздействуют на пресинаптическую клетку — нейрон в составе синапса, выделяющий традиционные сигнальные вещества. В результате такого воздействия пресинаптический нейрон начинает выделять больше или меньше нейромедиатора, чем до этого.
Гемато-энцефалический барьер
Да, уровень эндорфинов в плазме крови действительно повышается в ответ на стрессоры и боль, как показали результаты исследований. Например, по данным исследования, проведенного в 2003 году, усиление послеоперационной боли у пациентов сопровождается повышением уровня эндорфинов в крови. Также результаты исследований показывают, что тренировки создают похожий эффект, но данные также говорят о том, что уровень эндорфинов может начать повышаться только через час после начала тренировки. (Что совершенно не объясняет, почему от 30-минутных тренировки в стиле HIT появляется такое прекрасное самочувствие.)
Так что это дает? Проблема в неверном выводе, что эндорфины вызывают этот «тренировочный кайф». В ходе широкомасштабных исследований, ученые измерили уровень эндорфинов в крови, но не в мозге. А затем они сделали вывод, что уровень эндорфинов в крови повышен потому, что он повышен в мозге, рассказал Мэттьюз. Но данные этого вовсе не подтверждают. Предполагается, что эндорфины в мозге могли бы вызвать этот «кайф».
На самом деле, данные недавнего исследования, проведенного в Германии, показали, что хотя уровень эндорфинов действительно повышается в крови после бега, они не могут преодолеть гемато-энцефалический барьер, что означает, что они не имеют отношения к ощущению послетренировочной эйфории. В действительности на мозг воздействует нейротрансмиттер анадамид, уровень которого повышается вследствие физической активности, и он действительно попадает в мозг вместе с кровью. “Хотя данные нескольких исследований и показали, что в результате занятий спортом действительно повышается уровень эндорфинов в плазме крови, не существует подтвержденийтого, что тренировки действительно вызывают знаменитую «эндорфиновую эйфорию», — рассказал Мэттьюз.
Так что же происходит на самом деле?
Если вы не эндорфиновый наркоман, то кто? Вы можете быть серотониновым или норадреналиновым наркоманом, по мнению Мэттьюза. Во время физической активности мозг увеличивает выработку нейротрансмиттеров, которые посылают сигналы в нервную систему. Во время тренировки содержание этих сообщений может быть приблизительно таким: «Ты бежишь! Это великолепно! Радуйся!» Ученые установили взаимосвязь между уровнем серотонина и норадреналина и депрессией, это куда более надежная связь с послетренировочной эйфорией, чем эндорфины, сообщил Мэттьюз. Тренировки могут не только повысить уровень серотонина и норадреналина, что снижает уровень депрессии и стресса. Тренировки могут помочь избавиться от депрессии и тревожности укреплением способности организма реагировать на стрессоры.
“Вот как это происходит: физическая активность помогает организму отработать реакцию на стресс, оптимизируя коммуникацию между всеми системами, вовлеченными в этот процесс», рассказал Мэттьюз. “Чем ниже наша активность, тем более тяжелым испытанием становится стресс».
Хотя научные данные об ощущениях эйфории после тренировки довольно сложны, это не значит, что «кайф бегуна» не существует. И не беспокойтесь, никто вас не осудит за то, что вы все еще носите в спортзале футболку с надписью «Эндорфиновый наркоман».
Как вызвать выброс эндорфина в организме?
Эндорфин приводит человека к эйфории (состояние блаженства), его еще называют «естественным наркотиком» или «гормоном счастья». Любые положительные переживания поднимают уровень эндорфинов в крови. Есть много других способов, способных спровоцировать выброс эндорфинов в кровь.
Первый способ заключается в употреблении перца чили. Подержите его на языке какое-то время, и вы не только почувствуете себя лучше, но и сможете избавиться от боли.
Второй способ – мыслите позитивно! Для этого необходимо контролировать свои мысли и при появлении негативной сразу же заменять ее на позитивную. Это обеспечит выброс эндорфинов в кровь, и вы заметите, как у вас подымится настроение.
Спорт также способствует выбросу эндорфинов, особенно это касается бега, плавания, тенниса, то есть всех тех видов спорта, заниматься которыми надо длительное время. В определенный момент тренировки вы почувствуете абсолютный кайф от занятия – это и укажет вам на то, что произошел выброс эндорфинов.
Самый мощный способ – это секс.
Новые впечатления, например, поход в театр или на концерт любимого исполнителя, также влияют на уровень эндорфинов.
Музыка, вызвавшая у вас слезы, является отличным стимулятором выброса эндорфинов.
Для ощущения гармонии и счастья можно также обратиться к иглотерапевту. После иглоукалывания эндорфины выделяются в кровь так же, как и при смехе.
Смех, кроме поднятия уровня эндорфинов, еще и укрепляет иммунитет.
Шоколад в небольших количествах также является источником радости, однако не стоит им увлекаться, поскольку это чревато как для здоровья, так и для фигуры.
Ультрафиолет также способен стимулировать выброс эндорфинов, поэтому либо сходите в солярий, либо на пляж для того, чтобы поднять себе настроение.
Еда и эндорфины
Авокадо — 1/2 плода в день, и мир уже не покажется вам таким мрачным и бессердечным. Бананы — источник триптофана — аминокислоты, ответственной за выработку мозгом серотонина. Один банан в день поможет создать хорошее настроение. Горчица — горчичное масло также повышает уровень серотонина. Используйте горчицу в соусах, которыми заправляете салат, и ощутите прилив сил и бодрости. Картофель — источник пополнения калия в организме (так же как и банан). Количество калия очень быстро снижается после перенесенных стрессов. Отварите в мундире 250 грамм картошечки и устраните последствия стресса.
Кинза — прекрасный стимулятор нервной системы. Многим ее вкус кажется неприятным, но это дело привычки. Бородинский хлеб посыпан семенами кинзы, и ничего — любят все. А какой вкус кинза придаст обыкновенным макаронам! Просто посыпьте горячие макароны кинзой, истолченной вместе с зубчиком чеснока, добавьте натертый сыр и пару долек свежего помидора. Вы измените свое мнение о кинзе.
Молоко — благодаря его перевариванию в организме образуются пептиды, также повышающие уровень серотонина в мозге. Паприка — содержит массу веществ, активизирующих обменные процессы в мозге. Его работоспособность быстро восстановится. Свекла. Чем только не богата свекла, но главное содержит фолиевую кислоту, которая расщепляет гомоцистеин — вещество, вызывающее депрессию и подавленное настроение. Всего одна свекла в день даст вам необходимое количество фолиевой кислоты.
Смородина (красная) стимулирует регенерацию клеток благодаря содержанию янтарной кислоты. Стакан сока — отличное средство для снятия стресса и укрепления сил. Благотворно влияет на состав крови. Тимьян. Содержит цимол и каравакрол — отличные успокаивающие средства. На ночь две ст. ложки меда и 2 чайн. ложки тимьяна.
Чили — в перце чили присутствует капсаицин, стимулирующий выработку эндорфина. Выбирайте стручки послаще, их жгучесть никак не связана с радостным настроением, даже сладкие стручки принесут желаемый эффект
Эндорфин и его роль в депрессии
Недостаток эндорфинов приводит к подавленному настроению и апатии, то есть к депрессии. Цель любого человека – удовлетворение своих потребностей и получение удовольствия. Ощущение удовольствия появляется в нашем организме при выбросе эндорфинов, которые вырабатываются в головном мозге и химическое соединение которых, очень похоже на морфин. Отсюда и идет название «эндорфин» — эндогенный морфин, то есть вырабатываемый внутри организма.
Все удовольствия приводят к тому, что уровень эндорфина увеличивается, и мы ощущаем радость или счастье. Эндорфин вырабатывается при процессах, которые задействуют рецепторы слуха, обоняния и др. Именно поэтому у людей, страдающих от депрессии, может повыситься аппетит, и они могут съедать очень много пищи, которая приносит им удовольствие, то есть увеличивает уровень эндорфинов.
А теперь поговорим о пытках и попробуем провести параллель с вышесказанным.
Феномен щекотки
Когда человека щекочут, это часто вызывает непроизвольный смех. Специалисты из Университета Тюбингена полагают, что щекотка, раздражая нервные окончания, активирует область мозга, «ответственную» за ожидание боли. А смех — часть защитного механизма. Кроме того, гипоталамус, который становится активным при щекотании, связан также с контролем сексуального поведения. В Китае была распространена пытка щекоткой. Так же поступали и древние римляне. Они наносили на ступни осужденного особый солевой раствор, который затем давали слизывать козе. Порой это даже приводило к летальному исходу. В то же время щекотка нередко применяется в эротических играх и помогает довести партнера до пика блаженства. Кстати, люди могут по-разному реагировать на щекотку: одним она доставляет ужасные мучения, а у других вызывает сексуальное возбуждение.
Экстаз от порки
Порка — плетями, розгами, бичами и т.п. — многие века была достаточно распространенным физическим наказанием. Если человек получал большое количество ударов, его тело могло превратиться в сплошную рану, которая долго не заживала и доставляла ужасные страдания. А порой осужденного забивали до смерти. Сегодня многим хорошо известен термин «флагелляция» (от латинского flagellatio — «бичевание»). Речь идет о практике БСДМ, которая заключается в порке партнера различными, обычно длинными и гибкими предметами, такими, как кнут, стек, трость или флоггер. При этом «нижний» партнер испытывает сексуальное возбуждение и наслаждение. В некоторых сектах (например, у хлыстов) было принято заниматься самобичеванием для «усмирения» плоти. Это часто приводило сектантов в состояние экстаза, который в настоящее время носит название «сабпейс». «То, что порка может вызывать сильное эмоциональное возбуждение, вплоть до религиозного экстаза, имеющее явные, хотя не всегда осознаваемые, сексуальные компоненты, известно с незапамятных времен», — пишет социолог И. Кон в книге «Бить или не бить? Телесные наказания детей». Сексуальные мазохисты нередко вырастают из детей, которых в детстве активно подвергали порке.
Боль и удовольствие
Задумывались ли вы, почему существуют выражения «сладостная пытка» или «сладкая боль»? Ученые утверждают, что центр боли в нашем мозгу соседствует с центром удовольствия. Грань между болью и наслаждением очень тонка. Так, Барри Комисарук из Университета Рутгерса сообщает, что при наблюдении за мимикой человека видно, что выражение лица в момент оргазма или боли практически не отличается. Аспекты связи между болью и получением удовольствия подробно изучил американский психоаналитик Александр Лоуэн. Он пришел к выводу, что тут играют роль особенности работы так называемых симпатической и парасимпатической нервной системы. «Парасимпатическая деятельность расширяет периферические артериолы, увеличивая приток крови к поверхности тела и продуцируя ощущение тепла, — пишет Лоуэн в своем труде „Удовольствие: творческий подход к жизни“. — Симпатическое действие сокращает поверхностные артериолы, заставляя кровь приливать к внутренним органам тела, чтобы доставить больше кислорода жизненно важным органам и мускулатуре.
Таким образом, работа парасимпатического отдела способствует экспансии организма и обращению к окружающей среде, то есть вызывает приятную реакцию. Симпатическая деятельность продуцирует сокращение и отдаление от окружающей среды, болевую реакцию». Еще одним доказательством тесной связи боли и удовольствия стал следующий эксперимент. Группе студентов давали либо обезболивающее — парацетамол, либо плацебо. Затем им показывали серию эротических снимков. Если испытуемый получал парацетамол, то он более спокойно реагировал на возбуждающие фотографии.
Эффект перца
Американец Джейсон Макнабб выиграл состязание по поеданию жгучего перца. По словам чемпиона, ему сначала казалось, что рот его полон ос, которые одновременно жалят его. Но постепенно ощущения изменились к лучшему: «Боль довольно быстро утихла, и я почувствовал прилив адреналина и эйфорию при поедании перца». Нейробиолог Дэвид Линден из Медицинского института при Университете Джонса Хопкинса в книге «Компас удовольствия» пишет, что после поступления в центральную нервную систему болевых сигналов организм начинает вырабатывать гормон дофамин, блокирующий боль. Но он не только воздействует на болевые рецепторы, а еще и стимулирует лимбическую и префронтальную зоны мозга.
Его действие в конечном итоге подобно действию опиатов, вызывающих чувство эйфории. К тому же мозг человека в большинстве случаев отличает боль, способную привести к опасным телесным повреждениям, от простого раздражения нервных рецепторов. Так, при поедании острого перца мы ощущаем жжение во рту. Но при этом мозг «знает», что ничего горячего во рту нет и по-настоящему обжечься мы не можем.