Ни российские, ни американские официальные лица не прокомментировали новость о натовском авиаударе по военной колонне в провинции Дейр-эз’Зоэр. Между тем, как мы уже сообщали, в ходе бомбардировки погибли не менее ста россиян. Как это отразится на отношениях двух мировых держав, которые и так сегодня находятся в самой низшей точке за последнюю четверть века?!
Оглавление:
Война за сирийскую нефть
7 и 8 февраля в боях близ сирийского местечка Аль-Табия (нефтеносная провинция Дейр-эз’Зоэр на границе с Ираком) погибло большое число российских военных наемников. Такую информацию сообщило вчера американское деловое издание Bloomberg, а затем подхватили — с подробностями — еще несколько респектабельных западных изданий. Опубликовано видеос места событий.
При этом журналисты ссылаются на офицеров правительственной армии Сирии, которая сейчас ведет «зачистку» провинции Дейр-эз’Зоэр от последних террористов. Именно здесь, в долине Евфрата, последние месяцы шли ожесточенные бои. Сирийская армия в ходе стратегической операции «Великий рассвет» должна была вернуть себе полный контроль над сирийско-иракской границей, а также нефтяными месторождениями.
Последний крупный город, который оставался под контролем боевиков «Исламского государства»* — сам Дейр-эз’Зоэр — был освобожден в ноябре 2017 года сирийскими военными, которые действовали при массированной поддержке российской авиации. После этого здесь началась гуманитарная операция: спецтехника расчищает завалы в городах и селах, идет разминирование, местным жителям доставляют гуманитарную помощь…
Город Дейр-эз’Зоэр находится прямо на реке Евфрат, которая делит одноименную провинцию пополам. Все земли к западу находятся под контролем правительства, а к востоку — под контролем Сирийских демократических сил (СДС), которые поддерживает натовская коалиция во главе с США.
Впрочем, похоже, что здесь хозяйничает не только «умеренная» оппозиция, но и отчаянные головорезы. Ведь сирийские военные постоянно сталкиваются с вылазками боевиков с территории соседнего Ирака.
Кто атаковал первым: «Вагнер» или курды?
Руководитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков на брифингах неоднократно заявлял журналистам, что боевики беспрепятственно переходят с территории Ирака в окрестности Дейр-эз’Зоэра и других городов.
Более того, по словам Конашенкова, с территории Ирака сейчас массово подходят на подмогу боевикам, оставшимся в окрестностях Дейр-эз’Зоэра иностранные наемники — и их «миграция» также не встречает никакого сопротивления со стороны натовских военных.
Несколько раз боевики «Исламского государства» пытались блокировать шоссе между Дамаском и Дейр-эз’Зоэром, устраивали засады на сирийских военных в окрестностях Аль-Маядина. Во время одной из таких атак 1 февраля боевиками был убит начальник штаба 67-й бронетанковой бригады Сирийской армии генерал Халиль Махфуз.
Столь ожесточенная борьбы за Дейр-эз’Зоэр объясняется просто. Через город проходит шоссе, связывающее Дамаск с Мосулом и Эмбилем (крупнейшими городами на севере Ирака) и далее с иранской территорией. Тот, кто контролирует город, — контролирует и транспортный коридор между Дамаском и Багдадом.
Как рассказал Bloomberg полковник Томас Вейл, официальный представитель Минобороны США, в ночь с 7 на 8 февраля сирийские военные начали массированное продвижение вглубь территории, контролируемой курдами. Атака происходила при поддержке артиллерии, танков, минометов и ракетных систем залпового огня. По словам Вейла, ответным огнем часть живой силы противника была уничтожена и продвижение сирийских войск остановлено.
Полковник Райан Диллон сообщил, что командование коалиционных войск до, во время и после боестолкновения находилось в постоянном контакте с российским военным руководством. И информации о гибели российских военных в ходе сражения не было.
Bloomberg же сообщает, что погибло до 200 человек (как сирийцев, так и россиян, которые предположительно следовали с их колонной), и не менее 300 были ранены.
Имена четверых погибших сообщила интернет-группа Conflict Intelligence Team (CIT), которая ведет мониторинг военных конфликтов в Донбассе и Сирии. По информации CIT, погибшие — это добровольцы, возможно, связанные с полумифической частной военной компанией (ЧВК) «Вагнер».
Вряд ли можно считать совпадением: в понедельник, сразу после того, как информация о гибели российских наемников вышла в публичное пространство, состоялся телефонный разговор Дональда Трампа и Владимира Путина. О чем конкретно говорили главы государств, точно неизвестно. Сообщается, что Трамп выразил соболезнование по поводу погибших в авиакатастрофе и предложил помощь в расследовании.
Эксперт: Трамп хочет сохранить лицо
Стремительное ухудшение ситуации в Сирии мы обсудили с нашим постоянным экспертом по Ближнему Востоку, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Михаилом Рощиным.
— Михаил Юрьевич, как вы считаете, атака на военную колонну отразится на двухсторонних отношениях России и США?
— Вот это сейчас самое важное понять — как в новых условиях (то есть после атаки на нашу ЧВК), сохранить какие-то рабочие отношения с США. Вполне вероятно, вчерашний звонок Трампа Путину был связан как раз с этим.
Мне кажется, в ходе телефонных переговоров двух президентов тихий, но серьезный разговор имел место, хотя не все темы позднее были обнародованы. Если мы вспомним, что официально обсуждалась перспектива палестино-израильского урегулирования, то совершенно очевидно, что без соответствующего урегулирования в Сирии замирить ситуацию на Ближнем Востоке вряд ли получится.
Я бы в этой связи обратил внимание на сдержанную реакцию военных с обеих сторон, нашей и американской. Создается впечатление, что обе стороны старательно стремятся избежать обострения, хотя очевидно, что ситуация накаляется и подошла к опасной черте, за которой возможно прямое столкновение сторон.
— Столкновение ведь уже произошло…
— Пока нет. Поскольку «под раздачу» попала ЧВК, а не регулярное военное подразделение. Вот если бы это произошло, тогда было бы возможно дальнейшее развитие конфликта с совершенно непредсказуемыми последствиями.
— Можно предположить, что, несмотря на постоянный обмен выпадами в информационном плане, обмен разведывательными данными между Россией и США все же продолжается. И прямого военного контакта регулярных сил стараются избегать.
— Я думаю, атакой в Дейр-эз’Зоэре американцы жестко старались показать, что у них есть своя зона военного контроля в Сирии, и они будут ее удерживать, в том числе в интересах своих сирийских союзников. Мне кажется, на уровне военных определенное взаимодействие есть. Но мы видим, что помимо военных есть и другие структуры, такие как ЧВК «Вагнер», готовые временами брать инициативу на себя с печальными последствиями.
— Атака на нашу военную колонну — это ведь еще и имиджевый удар по России. А кто, по вашему мнению, Михаил Юрьевич, окажется главным выгодоприобретателем от наших имиджевых потерь в сирийской войне?
— Вы правы, что Россия в результате атаки на нашу колонну уже понесла имиджевые потери. В выигрыше, на первый взгляд, оказались американцы и их союзники. Хотя в определенной мере нам удалось реабилитироваться в ходе удачных действий ПВО против израильской авиации. Израильтянам ясно показали, что свободно, как раньше, летать и бомбить в сирийском небе им больше не дадут. Надеюсь, это отобьет охоту у израильтян действовать с прежней наглостью.
— В общем, вы считаете, что дальнейшего «охлаждения» дипломатических отношений России и США ждать не стоит?
— Заметьте: в США сегодня именно Конгресс все время не мытьем, так катаньем старается ухудшить российско-американские отношения. А Дональд Трамп, как мне кажется, для того и звонил Путину, чтобы сохранить относительно хороший тонус во взаимоотношениях наших президентских администраций и правительств.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото Global Look Press