Наступает православный праздник Сретение Господне, который в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном — это еще и встреча зимы с весной, ведь по-старославянски сретение — это встреча.
Оглавление:
Когда празднуют Сретение Господне
Православные христиане, живущие по юлианскому календарю, отмечают праздник Сретение Господне 15 февраля. В православии Сретение относится к господским (то есть посвященным Христу) двунадесятым (то есть двенадцати важнейшим) непереходящим (то есть всегда отмечаемым в один и тот же день) праздникам.
Христиане, живущие по григорианскому и совпадающему с ним новоюлианскому календарю, отметили Сретение Господне 2 февраля.
История праздника
Сретение Господне (другое название Принесение во Храм) связано с христианской легендой о принесении в Иерусалимский храм младенца Иисуса на сороковой день после его рождения (Рождества Христова).
Такова была иудейская традиция — всех мальчиков-первенцев на сороковой день приносили в храм. При этом родители приносили специальную храмовую жертву. Поэтому дева Мария вместе со святым Иосифом и принесли младенца Иисуса в Храм, принеся также храмовую жертву — двух голубей, символизирующих чистоту и мудрость.
В храме святое семейство приветствовал Симеон Богоприимец, который более трехсот лет ждал появления Спасителя. Так произошла встреча — сретение — Иисуса Христа, символизирующего Новый завет, со старцем Симеоном, символизирующим Ветхий завет. Христианский смысл Сретения — встреча Спасителя и спасенного им человечества (в образе Симеона) с богом-отцом.
Несмотря на то, что Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских торжеств, в первые века христианства его праздновали не так торжественно.
На христианском Востоке самые ранние свидетельства о праздновании Сретения относятся к концу IV века. В Иерусалиме в то время оно не было еще самостоятельным праздником и называлось «сороковым днем от Богоявления».
В 528 году в Антиохии при императоре Юстиниане (527 — 565) произошло землетрясение, из-за которого погибли много людей. За ним последовало другое несчастье — моровая язва, которая в 544 году ежедневно уносила по несколько тысяч человек.
Одному из благочестивых христиан в эти дни всенародного бедствия было открыто, чтобы Сретение Господне праздновали торжественнее.
Бедствия в Византии прекратились, когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход. Церковь в благодарность Богу установила правило праздновать Сретение Господне торжественнее и внесла в число основных праздников в 544 году.
Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Православная церковь на следующий день – 16 февраля, поминает праведного Симеона, названного Богоприимцем, и Анну пророчицу — Святых, чей личный духовный подвиг был непосредственно связан с событиями Сретения.
Сретение в славянской традиции
В славянской традиции Сретение — это долгожданная встреча весны с постепенно теряющей свои силы зимой. Праздник связан с постепенным уходом холодов и увеличением светового дня, что символизирует приближение весны.
В 2018 году Сретенье приходится на Масленицу, подробнее о которой читайте в материалеФедерального агентства новостей.
Приметы и поговорки на Сретение
— На Сретение зима с весной встречаются.
— Какая погода на Сретение, такая и весна будет.
— На Сретение пора начинать готовить семена к посеву.
— На Сретение пора выгонять скотину из хлева в загон.
— На Сретение надо хорошо накормить птицу, чтобы лучше неслась.
Что можно и что нельзя делать на Сретение
На Сретение на Руси было принято отдыхать и веселиться, а вот скука, ссоры и работа возбранялись, считалось что это может обидеть небесное светило.
В это время на Руси принято было гулять, веселиться и угощаться блинами, символизирующими солнце и приближение весны. Этот праздник в народной традиции был связан с древними обрядами «ублажения» солнца, поэтому совпадение Сретения с Масленицей является нередким.
Считалось, что на Сретение нельзя скучать и печалиться, в этот день также не принято было работать. Все домашние дела, за исключением приготовления пищи и ухода за скотиной, были под запретом.
Порицанию подвергались те, кто занимался уборкой, подметал дом и двор, работал в огороде. Считалось, что такие действия могут навлечь беду не только на ослушника, но и на все село. Также считались опасными все действия с водой — под запретом были стирка и даже мытье в бане.
По православным традициям на Сретение нельзя ругаются и ссориться, считается, что брань в этот день сулит всякие неприятности.
Традиции и приметы
В праздник Сретения Господня в церквях, помимо праздничного богослужения, иногда совершают крестный ход, а также освящают церковные свечи. В православную церковь этот обычай пришел в 1646 году от католиков.
Люди приходили в храм, воздавали благодарность небесам, а также забирали домой свечи, чтобы зажигать их во время чтения молитв, так как верили, что свечи, освященные в праздник Сретения Господня, могут защитить дом от молнии и пожара.
После праздника крестьяне начинали готовиться к весне — готовили семена к посеву, белили плодовые деревья, выгоняли скотину из хлева в загон и так далее. В деревнях помимо работ по хозяйству, конечно же, проводили гулянья.
В старину люди верили, что зима с весной встречается на Сретение Господне, о чем свидетельствуют множество поговорок — «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», «на Сретение зима с весною встретилась».
Не мало примет на Руси было связано с праздником – по ним крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае и определяли сроки начала весенних полевых работ.
Так, например, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то холодной будет и весна, но если ожидается оттепель, то и весна будет теплой.
В любом случае, Сретение Господне — для людей всегда было радостью расставания с зимой и ожиданием нового урожайного года.
Кстати, Сретенскими в народе называли как последние зимние морозы, так и первые весенние оттепели.
Симеоново проречение
Праздник Сретения Господня равноценный как для Спасителя, так и для Девы Марии.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона, которое он изрек после того, как взял на руки Богомладенца и благословил Святого Иосифа и Пречистую Деву Марию: «Тебе Самой оружие пройдет душу».
Душу Богоматери поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, подобно тому как пронзят гвоздями и копьем Христа, когда Она увидит страдания Сына.
Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы, и все прибегающие с молитвою к ним чувствуют, как душевные и телесные страдания облегчаются.
Происходит икона «Умягчение злых сердец», предположительно, из Юго-Западной Руси, но исторических данных, где и когда она явилась, нет.
На иконе обычно изображается Божия Матерь, сердце которой пронзают семь мечей — по три справа и слева и один снизу. Выбор образа меча на иконе связан в человеческом представлении с пролитием крови.
В Священном Писании число «семь» означает «полноту» чего-либо, в данном случае — полноту всего того горя, которые Пресвятая Дева перенесла в Ее земной жизни.
Празднование иконе «Умягчение злых сердец» совершается в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы).
Молитва
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Песнопения Сретения Господня
Тропарь Сретения Господня
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.
Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.
Кондак Сретения Господня
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, / и руки Симеона благословивший, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого* Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.
Величание Сретения
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.