Белоруссия готова разместить свой миротворческий контингент в зоне конфликта в Донбассе. Об этом в эфире белорусского телевидения заявил глава МИД страны Владимир Макей.
Он рассказал, что этот вопрос обговаривался со спецпредставителем Госдепа США по Украине Куртом Волкером на полях 54-й Мюнхенской конференции. «Мы запросили встречу, и она состоялась со специальным посланником США по Украине, господином Волкером. Можно лишь только подтвердить готовность Беларуси участвовать в любом виде, возможном направлении контингента в этот регион, если это будет приемлемо для всех вовлеченных в этот конфликт сторон», — сказал он.
При этом, министр подчеркнул, что найти компромиссное решение и сблизить позиции по размещению контингента необходимо Москве и Киеву.
«Как мы знаем, в сентябре прошлого года президент России предложил разместить миротворцев ООН на линии разделения. Украинская сторона внесла свои предложения относительно того, как она видит эту идею о размещении миротворцев в этом регионе. Мы видим сейчас, что есть большие различия в позициях сторон. Поэтому задача состоит в том, чтобы сблизить эти позиции, найти, возможно, какое-то компромиссное решение», — заявил Макей.
— Белоруссия, как мы видим, с первых дней войны в Донбассе предлагает услуги в качестве миротворца в этом конфликте, — напоминает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— По сути, благодаря этому в Минске впервые появились спустя многие годы европейские лидеры. Почему бы Лукашенко менял свои подходы к этому конфликту?
— А потянет ли Минск эту операцию? Или все же речь о размещении международного контингента?
— Конечно, речь не идет о самостоятельной операции Белоруссии. Не секрет, что Волкер повсюду лоббирует идею введения миротворцев ООН в Донбасс. В его планах — неучастие в данной операции представителей армии России и армий НАТО. Белоруссия может быть рассмотрена в этой связи как потенциальный участник данной миссии…
— Можно ли считать Белоруссию компромиссным для Москвы?
— Учитывая союзнические отношения между Москвой и Минском, мне кажется, для России это был бы лучший вариант. В конце концов, появились же в России после введения санкций белорусские устрицы. Почему бы в не появиться белорусским «Арматам»? В рамках миротворческой миссии, разумеется…
— Доверяют ли в этом смысле Лукашенко на Западе? Не боятся, что он будет действовать под контролем Москвы?
— Уверен, что не доверяют. Не исключаю, что опцию с появлением Белоруссии в миротворческой миссии США не отвергнут. Но если дойдет до практической реализации данной идеи (в чем я сильно сомневаюсь), белорусов просто отодвинут от принятия решений и сведут ее участие до минимума.
— Поможет ли миссия прекратить обстрелы? Каких вообще результатов можно ждать от ее работы?
— Я вообще скептично настроен к идее ввода миротворцев ООН в Донбасс. Боюсь, это может только превратить внутренний конфликт в международный…
— Киев намерен втянуть в конфликт Запад, поэтому будет настаивать на участии в миротворческой операции в первую очередь подразделений из стран НАТО, — уверен замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Расчет делается на то, что в Донбассе удастся повторить хорватский сценарий. В 1995 году между хорватами и сербами из Республики Сербская Краина также стояли «голубые каски». Это не помешало хорватской армии растоптать независимость неподконтрольной территории. На Украине не скрывают желания осуществить нечто подобное. Существует даже специальная украинско-хорватская межправительственная комиссия, которая работает над вопросом «реинтеграции» Донбасса. Премьер Гройсман однажды прямо заявил, как в этой комиссии видят реинтеграцию. «В пример нужно взять опыт Хорватии, которая после кровопролитной войны, спровоцированной режимом Слободана Милошевича, вернула себе утраченные территории, а впоследствии восстановила и мир в обществе», — сказал он в июне 2017 года.
— Насколько размещение миротворцев из Белоруссии может стать компромиссом для России и Запада?
— Компромисс необходим между Киевом и непризнанными республиками, а Запад и Россия могут только способствовать достижению этого компромисса. И вообще-то вопрос не в размещении миротворцев, а в их задачах. Как известно, Россия предлагает возложить на подразделения ООН функцию охраны мониторинговой миссии ОБСЕ. Также речь не может идти о введении подразделений ООН на неподконтрольную Украине границу между республиками Донбасса и Россией. И понятно почему. Это приведет к окружению ДНР и ЛНР, скорее всего, нелояльными им воинскими подразделениями. Ну а дальше Украине будет легко реализовать тот самый хорватский сценарий, о котором я уже говорил.
— Речь ведь может идти не только о белорусах? Кто еще мог бы составить им компанию в этом?
— Цель миротворческой операции — обеспечив безопасность миссии ОБСЕ, добиться полного прекращения огня. При честной постановке такой задачи национальность миротворцев не имеет значения. Будут ли это миротворцы из Белоруссии или Австралии, для России большого значения не имеет. Не думаю, что и в республиках Донбасса будут возражать против миротворцев из любой страны мира, если это поможет снизить напряженность.
— Для чего вообще это Минску? Что он получит с этого в случае одобрения?
— С одной стороны, Минск стремится повысить свой вес на мировой арене. В то же время понятно, что ситуация в Донбассе является угрозой для внутриполитической стабильности в Белоруссии. Это рядом, это соседняя страна. Понятно, что, выдвигая такое предложение, Минск преследует собственные цели. Но это тот случай, когда по всем основным позициям интересы многих сторон совпадают. И Москва, и Донецк с Луганском заинтересованы в том, чтобы среди миротворцев оказались подразделения из Белоруссии, Казахстана, других дружественных России стран. Это придает уверенность в том, что провокации со стороны Украины будут пресекаться.
Однако далеко не все эксперты столь категоричны в оценке положительной роли, которую пытается сыграть Минск в переговорном процессе по вопросу миротворцев.
— Участие Минска в гипотетической миротворческой миссии можно было приветствовать, если бы не определенные нюансы, — выражает опасение член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
Во-первых, странным выглядит акцент министра иностранных дел Белоруссии господина Макея на то, что данная тема обсуждается со спецпредставителем США. Но ведь Россия и Белоруссия составляют Союзное государство! И было бы правильным, если бы Макей в первую очередь сослался на соответствующие договоренности с Москвой, нежели сразу апеллировать к мнению Вашингтона. Именно такая странная позиция Минска вызывает сомнения в целесообразности белорусского участия. Если оно будет происходить под американским контролем, это безусловно вызовет трения с российской стороной. Ведь вряд ли Вашингтон изменит свою антироссийскую стратегию в рамках украино-донбасского конфликта. А значит, и без того хрупкое на сегодня российско-белорусское единство будет подвержено очередным серьезным рискам. В этом, собственно, и заключается идея американских неоконов, стоящих за современной украинской трагедией: ссорить Россию со всеми соседями, в первую очередь, с самыми близкими по культуре, истории и национальному происхождению странами.
С Украиной это уже получилось, теперь на очереди Белоруссия. Но вряд ли такой ход событий принесет пользу Минску. Белорусские коллеги слишком доверчиво относятся к Западу и слишком недооценивают Россию. И в этом их историческая ошибка. Что же касается миротворческой операции на Донбассе, то в идеале это должны были бы быть российские и белорусские войска, плюс европейские наблюдатели. Но никаких украинских и американских подразделений. В таком случае была бы сохранена объективность и мог быть достигнут миротворческий эффект. Если же так называемые миротворцы будут выполнять приказы США и НАТО, это станет всего лишь новой формой украино-донбасской войны.
Фото АР