До выборов остается меньше месяца, а кампания Владимира Путина после заявлений о его простуде фактически сошла на нет. Эта ситуация разительно отличается от 2004 и 2012 годов, когда к концу февраля избирателям были известны основные тезисы программы главного кандидата, а сам он не вылезал из поездок по стране.
Что случилось с Владимиром Путиным? Он не считает важной электоральную повестку, действительно заболел или просто устал? Мы вместе с политологами попытались разобраться, в чем дело.
В 2004 году активная фаза кампании началась 12 февраля, когда Владимир Путин встретился со своими доверенными лицами. Сценарий этой встречи разительно отличался от сценария этого года, когда главный кандидат больше слушал своих сторонников, нежели говорил сам.
ВВП выступил с большой речью, в которой сделал несколько программных заявлений. Формально они предназначались доверенным лицам, но благодаря телевизионной трансляции, оказались обращены ко всем избирателям.
В своем выступлении Путин заявил о необходимости принять пакет законов для «запуска» рынка доступного жилья, снизить единый социальный налог и упростить налоговое администрирование, а также добиться полной конвертируемости рубля. Пенсионерам была обещана схема, которая «не только гарантирует сбережения, но и помогает их нарастить».
Кроме того, Путин высказался против увеличения срока полномочий президента РФ, мотивировав свою позицию тем, что ответственное исполнение обязанностей главы государства в течение длительного времени будет чрезвычайно физически тяжело для любого руководителя.
Практически сразу после этого выступления на предвыборном сайте Владимира Путина (putin2004.ru) была опубликована его программа, в качестве основных приоритетов которой назывались удвоение ВВП в течение 10 лет, подъем жизненного уровня населения, модернизация армии и консолидация общества вокруг базовых ценностей и задач.
24 февраля 2004 года президент сделал шаг, которого многие ожидали и в 2017 году: отправил отставку премьер-министра Михаила Касьянова, заявив, что «граждане страны имеют право знать предложения по составу правительства в случае моего избрания на должность». После этого решения Путин в принципе мог уже ничего не делать: политологам и СМИ пищи для размышлений хватило вплоть до выборов, остальные кандидаты спешно переверстывали свои предвыборные кампании, чтобы соответствовать новой повестке. Однако президент продолжил свои отчетно-выборные поездки по регионам и встречи с избирателями.
Примечательно, что следующая путинская кампания — 2012 года — также началась с номинации кандидата в премьер-министры. На сей раз почти за полгода до выборов им был объявлен Дмитрий Медведев. И, хотя это решение имело абсолютно иную природу, нежели отставка Касьянова, факт остается фактом: 6 лет назад ВВП также считал своим долгом обозначить, каким будет курс страны после дня голосования. «Ведь именно от правительства в самой существенной мере зависит продвижение всех государственных и социально-экономических преобразований”, — отмечал он.
Отдельного программного выступления Путина в 2012 году не было. Однако его позиция и предложения по ключевым направлениям внутренней и внешней политики были изложены в серии статей, опубликованных в российских СМИ в январе-феврале:«Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить» (16.01.2012), «Россия: национальный вопрос» (23.01.2012), «О наших экономических задачах» (30.01.2012), «Демократия и качество государства» (6.02.2012), «Строительство справедливости. Социальная политика для России) (13.02.2012), «Быть сильными:гарантии национальной безопасности для России» (20.02.2012), «Россия и меняющийся мир» (27.02.2012).
Уже 12 января сайт putin2012.ru опубликовал предвыборную программу, в которой Путин делал акцент на инфраструктурном развитии, предлагал создать за 20 лет не менее 25 млн высокотехнологичных рабочих мест и обеспечить условия для роста инвестиций до уровня 25% к ВВП к середине 2010-х гг.
С декабря по середину марта он совершил 21 поездку по российским регионам, а также провел предвыборные встречи с представителями различных социальных групп — рыболовами, автолюбителями, футбольными и хоккейными болельщиками, политологами, служащими Таманской мотострелковой бригады и т.д.
В общем, кампания была вполне себе насыщенная, а с учетом роста протестных настроений даже нервная: на митинге после выборов многие обратили внимание на слезы в глазах Путина.
Кампания для нового президентского срока вроде бы тоже начиналась за здравие. С весны 2017 года ВВП стал много внимания уделять молодежной повестке и образу России будущего. Политологи прогнозировали, что, используя опыт в качестве главного конкурентного преимущества, он предстанет перед избирателями не столько в роли «защитника», уже сыгранной 6 лет назад, сколько «мудреца» и «лидера нации», готового повести россиян в это светлое завтра.
«Я думаю, что Путин хочет повторить свою кампанию образца 2012 года. Тогда он опирался на рабочих «Уралвагонзавода», теперь речь идет об автозаводе ГАЗ. Местоположение иное, но схема та же», — говорил политолог, председатель движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик после самовыдвижения президентак.
Однако отлаженная за предыдущие годы схема очень быстро дала сбой. Предвыборная программа главного кандидата до сих пор нигде не опубликована. В штабе обещали, что Путин «что-то озвучит» на встрече с доверенными лицами, но в итоге, кроме призывов совершить рывок, никакой конкретики там не прозвучало.
Предприниматели специально под ВВП передвинули дату своего ежегодного съезда, а АП, ОНФ и АСИ организовали ряд форумов, продвигающих традиционные ценности, идею наставничества, эффективно работающих социальных лифтов, волонтерства и т.д, но президент в агитационных целях не воспользовался ни одной из этих площадок.
Сайт putin2018.ru в настоящее время украшает портрет кандидата и основной лозунг «Сильный президент — сильная Россия», а раздел «дневник кампании» рассказывает о том, как на Масленицу волонтеры испекли 2018 блинов, начинки для которых привезли из региональных штабов. По всей видимости, Кремль ничуть не беспокоит, что реальная работа в регионах сведена на нет, встречи с избирателями проводятся крайне вяло, а у председателей есть большие проблемы с узнаваемостью.
«Вишенкой» на торте стала отмена уже запланированных и подготовленных поездок Путина по стране из-за плохого самочувствия, что само по себе экстраординарное явление. Ранее президент никогда не болел, а если и болел, то это ни разу не признавалось публично.
Не удивительно, что в отсутствии каких-либо телодвижений со стороны главного кандидата, все активно обсуждают отстранение от вечернего эфира его любимой телеведущей. А главной интригой предвыборной кампании стала дата послания Федеральному собранию. Хотя формально это мероприятие к выборам никакого отношения не имеет, сейчас оно рассматривается как последняя возможность все-таки узнать программу ВВП. Не случайно даже о дате послания — 1 марта — первым сообщил сопредседатель избирательного штаба Путина Румянцев, а не администрация президента.
Источники «МК», знакомые с ситуацией, говорят, что Путин, действительно, неважно себя чувствует, и дальние поездки могли превратить обычную простуду в более серьезное заболевание. Кроме того, возникла необходимость сосредоточиться на вопросах внешней политики, в частности, на ситуации в Сирии, которая, как показали последние события, легко может выйти из-под контроля и принести проблемы, откуда не ждали.
Есть мнение, что Путину не нравится сценарий предвыборной кампании — все эти однообразные форумы и беседы с рабочими, на которых звучат одни и те же вопросы.
Однако, по словам источников, президент скоро возобновит и поездки по регионам, и встречи с избирателями. Политолог Аббас Галлямов считает, что тактика Владимира Путина в этой кампании легко объяснима: «Он не решает задачу победить на этих выборах. Его главная задача — не наобещать слишком многого. Очевидно, что страну ждут сложные и болезненные реформы, в частности, повышение пенсионного возраста… Говорить о них перед выборами глупо, говорить, что это неправда — значит обманывать людей. Поэтому идет такая вялотекущая кампания с опорой на лозунг «Сильный президент — сильная Россия».
Ведущий эксперт «Центра политических технологий» Алексей Макаркин указывает, что и другие кандидаты особой активностью пока не отличаются. «Если бы они реально начали на что-то претендовать, возникла бы потребность в активизации кампании основного кандидата. А так Грудинин занят своей нишей, Явлинский и Собчак конкурируют в рамках либеральной ниши, не выходя за ее пределы — их избиратели в любом случае не придут голосовать за Путина. Задача Жириновского аккумулировать протестный электорат», — рассуждает политолог, отмечая, что такая ситуация позволяет ВВП «заниматься текущими проблемами, находящимися в компетенции президента».
Вместе с тем, Макаркин уверен, что «без программных идей избирателей не оставят»: многое будет сказано в послании президента Федеральному собранию. «Оно состоится за 2,5 недели до выборов — это вполне достаточно», — считает эксперт.
Фото MK
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).