Страны НАТО будут стремиться к сотрудничеству с Россией в Арктике. Об этом заявил на днях генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг, отвечая на вопрос, «должна ли НАТО противостоять наращиванию российского военного присутствия в Арктике».
«Мы видим, что на Севере возросла напряженность, но нам нужно и дальше стремиться к снижению напряженности и налаживанию сотрудничества, которое мы развивали с Россией в течение десятилетий», — указал он.
По словам Столтенберга, даже во времена холодной войны в альянсе «видели примеры сотрудничества на Севере между странами НАТО и Советским Союзом».
В ответ на вопрос, «должна ли НАТО играть какую-либо роль в Арктике», генсек сказал: «НАТО уже в Арктике. Половина Норвегии расположена за полярным кругом».
— Заявление Столтенберга показывает, что в НАТО прекрасно видят, что Россия в Арктике действует на опережение, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Мы очень серьёзно относимся к охране своих рубежей в этом регионе.
Северный флот — самый сильных из всех военно-морских флотов России. Создаются новые военные базы на модульной основе, оборудованные по последнему слову техники. Сформированы две мотострелковые бригады. Активно действуют пограничные войска ФСБ в этом регионе.
И, конечно, приарктическим странам, которые все кроме России входят в НАТО, это наше усиление не нравится. На дальнюю перспективу, учитывая потепление климата, альянс вполне допускает обострение борьбы за влияние в Арктике, в том числе военными методами.
В этом контексте я как военный специалист считаю, что лучше демонстрировать силу, чем её применять. Собственно, этим Россия в Арктике и занимается. Кстати именно поэтому глава НАТО и делает такие «миролюбивые» заявления.
— При этом Арктика единственный регион, где американцы не могут развернуть системы ПРО. К тому же именно через «ледяную шапку» самый короткий путь баллистических ракет из России в США.
— Нельзя забывать, что есть и обратный путь — из США в Россию. В Северной Атлантике ВМС США действуют весьма активно. Потому что именно оттуда ближе и удобней наносить удары по нашим дивизионам РВСН, которые расположены в глубине России.
Да, надо понимать, что Арктика остаётся сейчас единственным регионом, где у нас остаётся возможность свободно выходить на оперативный простор, поскольку, попирая акт 1997 года, НАТО буквально нависает над нашей территорией на Балтике и в черноморском регионе.
— Мы уже привыкли, что чиновники НАТО говорят одно, а делают другое, — говорит военный эксперт Алексей Леонков. — На словах они чуть ли не миротворцы, защитники всего мира. А на деле мы видим обратное. Североатлантический альянс до 1991 года и тот, что сейчас — две разные организации. С тем альянсом ещё можно было о чём-то договориться и верить, что договорённость будет в целом соблюдаться.
Сейчас же все заявления, а зачастую и официальные договорённости играют роль завесы. Например, формально соблюдая пока конвенцию Монтрё, натовцы регулярно запускают свои военные корабли в Чёрное море, а также усиливают группировки своих союзников в черноморском регионе.
Что касается непосредственно Арктики, то, как выяснилось, странам НАТО нечего всерьёз противопоставить России в этом регионе. Если говорить о сухопутных войсках, то даже у Канады, казалось бы, крупной арктической страны, нет специально подготовленных для действий в таком климате боевых подразделений. Нет серьёзных сил и у норвежцев.
Россия со своей стороны создала в Арктике военную базу «Арктический трилистник», которая выполняет множество функций по защите наших северных рубежей. Вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана мы разворачиваем группировки радиолокационного обнаружения противника. При этом постепенно усиливается противовоздушная оборона. Ясно, что мы опережаем НАТО в этом огромном регионе. Поэтому я думаю, что заявление Столтенберга — первая ласточка. Нас всё больше будут пытаться склонять по поводу «диалога» о мирной и безопасной Арктике. Попытаются под все эти разговоры остановить наше развёртывание на арктических берегах. А тем временем, будут пытаться создать свои арктические войска.
— Для чего?
— В перспективе Северный морской путь будет иметь всё большее значение. Там и запасы углеводородов, и наиболее короткая водная артерия из Азии в Европу. Прогнозируется потепление, которое освободит ото льда большую часть прибрежной арктической зоны. Неслучайно, на Западе периодически начинаются разговоры о том, что этот Севморпуть должен стать интернациональным. В общем, подразделения, которые могли бы эффективно воевать в арктических условиях, НАТО очень не помешали бы.
— В странах альянса что-то делается в этом направлении?
— Да, в ВПК некоторых стран НАТО идёт разработка различных видов военной техники, которая могла бы действовать в арктических условиях.
Мы помним истории, когда британские морпехи «закоченели» в Норвегии при температуре минус восемь градусов, когда натовцы месили снег в Прибалтике. Тогда стало ясно, что в НАТО не готовы проводить боевые действия в сложных погодных условиях Арктики. Однако из этого были извлечены уроки. Начались разработки, как я уже говорил, новых видов оружия и снаряжения. Пока серьёзных прорывов в этом направлении нет. У НАТО, да и просто западных стран, опыта ведения боевых действий или учений в арктических условиях почти нет, если не считать период Второй мировой войны.
У нас же там мощный Северный флот. И до тех пор, пока мы будет оставаться более боеспособными в этом регионе, Запад будет стараться всеми способами вовлечь нас в переговоры по демилитаризации Арктики.
Ну, а если мы не пойдём на такие переговоры, будет ещё один повод обвинить нас в агрессивных намерениях.
Фото АР