История. Запретная археология.

Невероятные тайны Пилосского Агата

Неразграбленная ранее богатая гробница, наполненная сокровищами, некоторые из которых в очередной раз заставили поверить в существование древних высокоразвитых цивилизаций…

В 2017 году архео­ло­ги, веду­щие рас­коп­ки воз­ле древ­не­го горо­да Пило­са в Пело­пон­не­се на юго-запа­де Гре­ции, обна­ру­жи­ли гроб­ни­цу с бога­тым содер­жи­мым, дати­ру­е­мую при­бли­зи­тель­но 1500 г. до н. э. Меж­ду­на­род­ная коман­да под руко­вод­ст­вом архео­ло­гов из уни­вер­си­те­та Цин­цин­на­ти Дже­ка Дэви­са (Jack Davis) и Шарон Сто­кер (Sharon Stocker) вела рас­коп­ки неис­сле­до­ван­но­го ранее поля рядом с двор­цом Несто­ра. Архео­ло­ги реши­ли копать в том месте, где из зем­ли были вид­ны три кам­ня, кото­рые они при­ня­ли за остат­ки дома брон­зо­во­го века. Вско­ре ста­ло понят­но, что эти кам­ни были верх­ней частью шахт­ной гроб­ни­цы. После двух недель рас­ко­пок архео­ло­ги, образ­но выра­жа­ясь, наткну­лись на золо­то. На самом деле они нашли брон­зу, но это было толь­ко нача­ло.

В шахт­ной гробнице раз­ме­ра­ми при­бли­зи­тель­но 1,5 м глу­би­ной, 1,2 м шири­ной и 2,4 м дли­ной поко­ил­ся ске­лет взрос­ло­го муж­чи­ны и потря­саю­щее собра­ние погре­баль­но­го инвен­та­ря. Сле­ва от его груди лежал меч дли­ной 90 см с руко­ят­кой из сло­но­вой кости с золотым обкла­дом. Под мечом нахо­дил­ся кин­жал с золо­той руко­ят­кой, укра­шен­ной таким же обра­зом, как и на длин­ном мече. С пра­вой сто­ро­ны от него най­де­ны дра­го­цен­но­сти, среди кото­рых — рос­сыпь из более чем тыся­чи буси­нок из сер­до­ли­ка, аме­ти­ста, золота, ага­та, яшмы и золота, боль­шин­ство из кото­рых были про­свер­ле­ны для воз­мож­но­сти нани­зы­ва­ния. Неболь­шие фраг­мен­ты попе­реч­но соткан­ной тка­ни поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что некото­рые бусин­ки укра­ша­ли погре­баль­ный саван. Воз­ле буси­нок най­де­но четы­ре золотых коль­ца — самое боль­шое коли­че­ство, кото­рое когда-либо нахо­ди­ли в оди­ноч­ном захо­ро­не­нии в Гре­ции, — плюс шесть сереб­ря­ных куб­ков и набор брон­зо­вых сосудов, некото­рые из них с золо­той или сереб­ря­ной отдел­кой.

 

Гробница была найдена неподалеку от руин так называемого Дворца царя Нестора и принадлежала, очевидно, какому-то знатному человеку, так как убранство ее было очень роскошным. Ее «обладатель» не был приближенным царя Нестора, поскольку жил на несколькими столетиями ранее.

После того, как осе­ла пыль вокруг рас­ко­пок, экс­пе­ди­ция под руко­вод­ст­вом Дже­ка Дэви­са и Шарон Сто­кер, архео­ло­гов из уни­вер­си­те­та Цин­ци­нат­ти, извлек­ла из гроб­ни­цы более 3000 объ­ек­тов, и все они были отправ­ле­ны в Архео­ло­ги­че­ский музей Хоры для сор­ти­ров­ки, иссле­до­ва­ния и кон­сер­ва­ции. Одним из этих объ­ек­тов был малень­кий пред­мет в фор­ме воздуш­но­го змея, облеп­лен­ный тол­стым сло­ем извест­ня­ко­вых отло­же­ний, совер­шен­но скры­вав­ших его поверх­ность. Он отпра­вил­ся в дол­гий ящик, а кон­сер­ва­то­ры сосре­дото­чи­ли уси­лия на более доро­го­сто­я­щих пред­ме­тах — грудах золота, ору­жия и укра­ше­ний.

Год спу­стя они нако­нец при­сту­пи­ли к очист­ке этой кро­хи — её дли­на не более полу­то­ра дюй­мов — и под насло­е­ни­я­ми обна­ру­жи­ли одно из вели­чай­ших про­из­веде­ний искус­ства в гре­че­ской исто­рии. Это печать, изготов­лен­ная не из дра­го­цен­ных метал­лов, как най­ден­ные в гроб­ни­це коль­ца-печат­ки, а из ага­та. Она цен­на изу­ми­тель­но деталь­ной и точ­ной мини­а­тюр­ной резь­бой.


Еще не очищенный учеными Пилосский агат

Специалисты стали изучать небольшой овальный предмет, достигающий в длину 3,6 см. Когда был снят верхний слой многовековых наслоений, под ним изумленным взглядам ученых открылась великолепная картина — вырезанная на камне агата сцена рукопашного боя.

Эту находку назвали «Пилосский агат». Что же так поразило ученых? Ведь глиптику — искусство резьбы на драгоценных камнях — находили и раньше.

«Пилос­ский агат с поедин­ком», как ста­ли назы­вать эту печать, ибо на ней изо­бра­же­на оже­сто­чён­ная руко­паш­ная схват­ка, не толь­ко обе­ща­ет пере­пи­сать исто­рию древ­не­гре­че­ско­го искус­ства, но и может про­лить свет на мифы и леген­ды той эпо­хи запад­ной циви­ли­за­ции, кото­рая до сих пор оку­та­на тай­ной.

Дэвис и Сто­кер гово­рят, что мастер­ство изготов­ле­ния и тща­тель­ная про­ра­бот­ка дета­лей дела­ют Пилос­ский агат с поедин­ком самой пре­крас­ным из про­из­веде­ний глип­ти­ки, создан­ных в эгей­ском брон­зо­вом веке.

«Уди­ви­тель­но, что на изо­бра­жён­ных чело­ве­че­ских телах дета­ли и муску­ла­ту­ра про­ра­бота­ны на таком уровне, какой боль­ше не встре­ча­ет­ся до клас­си­че­ско­го пери­о­да гре­че­ско­го искус­ства, насту­пив­ше­го спу­стя тыся­чу лет, — объ­яс­нил Дэвис. — Это пора­зи­тель­ная наход­ка».

Ещё более пора­зи­тель­но, по сло­вам супру­же­ской пары пер­воот­кры­ва­те­лей, то, что тща­тель­но выре­зан­ная сце­на поедин­ка ста­ра­тель­но выгра­ви­ро­ва­на на твёр­дом камне дли­ной все­го 3,6 см (чуть более 1,4 дюй­ма). Дей­ст­ви­тель­но, мно­гие дета­ли печа­ти, такие как замыс­ло­ва­тый орна­мент на ору­жии и юве­лир­ные укра­ше­ния, вид­ны толь­ко через объ­ек­тив мощ­ной каме­ры и фото­мик­ро­скоп.

«Некото­рые дета­ли име­ют раз­мер все­го пол­мил­ли­мет­ра, — ска­зал Дэвис. — Они немыс­ли­мо малы».

На мини­а­тюр­ном шедев­ре изо­бра­жён победо­нос­ный воин: поверг­нув одно­го несчаст­но­го про­тив­ни­ка, рас­про­стёр­то­го у его ног, он обра­ща­ет­ся про­тив дру­го­го, гораздо более гроз­но­го вра­га, при­кры­то­го щитом, и вон­за­ет меч в его неза­щи­щён­ную шею, нано­ся, несо­мнен­но, послед­ний и смер­тель­ный удар.


Эскиз с Пилосского агата

На при­ведён­ной про­ри­сов­ке это­го про­из­веде­ния искус­ства мож­но увидеть, какие изу­ми­тель­ные дета­ли рез­чик сумел изо­бра­зить с помо­щью тех сла­бых средств уве­ли­че­ния, кото­рые были ему доступ­ны око­ло 1500 г. до н. э. (а может быть, и вовсе без них).

Если оста­вить в сто­роне все вос­хи­щён­ные эпи­те­ты, кото­ры­ми мож­но и нуж­но осы­пать это чудо искус­ства, то иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что эта печать даёт нам новые и очень важ­ные сведе­ния о миной­ской куль­ту­ре и её вза­и­мо­дей­ст­вии с микен­ца­ми, кото­рые так жад­но впи­та­ли миной­скую куль­ту­ру и рас­про­стра­ни­ли её по мате­ри­ко­вой Гре­ции.

В несколь­ких пре­зен­та­ци­ях и ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в про­шлом году, Дэвис и Сто­кер пока­зы­ва­ют, что обна­ру­же­ние в гроб­ни­це четы­рёх золотых колец-печа­ток с деталь­но про­ра­ботан­ной миной­ской ико­но­гра­фи­ей, а так­же дру­гих сокро­вищ, изготов­лен­ных миной­ца­ми, свиде­тель­ст­ву­ет о гораздо более глу­бо­ком и слож­ном куль­тур­ном обмене меж­ду микен­ца­ми и миной­ца­ми.
Но, по сло­вам иссле­до­ва­те­лей, мастер­ство изготов­ле­ния и изыс­кан­ность Пилос­ско­го ага­та с поедин­ком не срав­нит­ся ни с одной наход­кой из миной­ско-микен­ско­го мира. И вста­ёт более гло­баль­ный вопрос: как это повли­я­ет на наше пони­ма­ние гре­че­ско­го искус­ства брон­зо­во­го века?

«Мы и пред­ста­вить себе не мог­ли, что миной­цы спо­соб­ны были созда­вать такие про­из­веде­ния искус­ства, а они, похо­же, их созда­ва­ли, — пояс­нил Дэвис. — Это дока­зы­ва­ет, что мы недо­оце­ни­ва­ли их спо­соб­но­сти и инте­рес к изо­бра­зи­тель­но­му искус­ству, осо­бен­но к дви­же­нию и чело­ве­че­ской ана­то­мии. А в соче­та­нии со сти­ли­зо­ван­ны­ми чер­та­ми лица это само по себе нечто из ряда вон выхо­дя­щее».

Дэвис и Сто­кер гово­рят, что это откры­тие тре­бу­ет пере­смот­реть эво­лю­цию и раз­ви­тие гре­че­ско­го искус­ства.

«Эту печать следу­ет вклю­чить во все работы по исто­рии искус­ства; она изме­нит наш взгляд на дои­сто­ри­че­ское искус­ство» — ска­за­ла Сто­кер.

Некоторые считают, что это не было схематичным изображением человеческих тел. Это было изображение с тщательно прорисованными мельчайшими деталями. Мускулы, пряди волос, выражение лиц, оружие, одежда — на них видны все мельчайшие подробности.


Пилосский агат под увеличением

Что в этом удивительного?

Ведь не впервые ученые находят столь великолепно выполненные произведения искусства древности. Но впервые эти шедевры столь малы по размеру. Все упомянутые нами детали Пилосского агата ученые смогли рассмотреть под микроскопом. Некоторые тщательно вырезанные детали меньше миллиметра, их не видно невооруженным глазом, а можно рассмотреть лишь под большим увеличением. Но как мастер бронзового века сумел нанести такую тончайшую резьбу, да еще на твердый камень? Получается, в те времена (более трех с половиной тысяч лет назад) представители минойской цивилизации владели технологиями, позволяющими делать столь изящные вещицы?

Значит, им было доступно и большое увеличение, и тончайшие инструменты?


Поверженный воин. Пилосский агат

Вполне возможно. Ведь могли же минойцы возводить великолепные дворцы, строить пятиэтажные здания, имели горячее и холодное водоснабжение, канализацию, ванны, бассейны и многое-многое другое…

Получается, Пилосский агат — это еще одно подтверждение существования много тысячелетий назад цивилизаций, уровень развития которых был невероятно высоким.

Чтобы узнать боль­ше о гроб­ни­це Вои­на с гри­фо­ном, смот­ри­те сайт, создан­ный Дэви­сом, Сто­кер и Пилос­ской экс­пе­ди­ци­ей, с подроб­ной доку­мен­та­ци­ей и бога­тым содер­жа­ни­ем.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.