Закон о «реинтеграции Донбасса» (официальное название — «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей») вызвал шквал комментариев. И это не удивительно.
Нормы законодательного акта, инициированного Петром Порошенко, конфликтуют с положениями Минских соглашений. Тех самых соглашений, которые были подписаны в присутствии хозяина «Рошен» и по его прямому поручению им же уполномоченными лицами. В результате сложилась абсурдная ситуация. «Гарант» Конституции санкционировал в Минске международно-правовой акт. Теперь же, официально не отказываясь от соглашений, сделал их ничтожными на уровне национального законодательства.
Поступая так, бывший выпускник факультета международных отношений и международного права Киевского государственного университета не мог не понимать, что фактически создал прецедент юридического блокирования международных обязательств. Теперь практически все партнеры Киева, в т. ч. и его хозяева, не могут быть гарантированы от неисполнения Украиной ранее подписанных договоров. Тем более, что Соединенные Штаты и Европейский Союз в лице ОБСЕ (США и страны ЕС являются членами этой организации) являлись официальными гарантами выполнения Минских соглашений.
Не менее абсурдным является и другое обстоятельство. Едва ли не впервые в украинской законодательной практике судьбоносный для всей страны правовой акт редактируется после его принятия парламентом и с этими уточнениями публикуется. И кем редактируется? Мелкими чиновниками.
Закон «о реинтеграции» был принят Верховной Радой 18 января 2018 года. Но после этого, до его подписания президентом и без всякого дополнительного голосования в парламенте в законодательный акт внесли «технические правки».
Правки, подготовленные сотрудниками аппарата Верховной Рады, расширили перечень органов власти и категорий граждан, на которые распространяется действие закона. Тем самым создали прецедент, когда обычные чиновники могут редактировать принятые парламентом законодательные акты, что не только разрушает принципы парламентаризма, но и ставит под вопрос действительность всего законодательства страны. Если важнейший законодательный акт был демонстративно (словно это в порядке вещей!) отредактирован после его принятия, следовательно, в парламенте это является обычной практикой. Но в этом случае любой нормативный акт, принятый Верховной Радой может быть обжалован в суде и приостановлен — до выяснения возможности его редактирования чиновниками.
Конечно, такая ситуация не могла не вызвать бурную реакцию. Но странно, что на фоне потока комментариев малозаметным осталось высказывание главы внешнеполитического ведомства Российской Федерации Сергея Лаврова. Министр иностранных дел России заявил, что закон «о реинтеграции Донбасса» является ничтожным ввиду его противоречия международному праву.
Действительно, Украина является подписантом Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, которая закрепляет верховенство международного права над национальным законодательством. Любые международные соглашения, в т. ч.и Минские, подпадают под его действие.
Парадоксально, но ранее это положение активно использовалось США для продвижения своей политики в юридической сфере. Подписав конвенцию, Вашингтон отказался ее ратифицировать. Тем самым Соединенные Штаты получили возможность требовать от других подписантов Венской конвенции ее выполнение, игнорируя документ на собственной территории.
Теперь же этот инструмент правового давления использован в отношении союзника Вашингтона. Россия, являясь наряду с ОБСЕ гарантом (не стороной) Минских соглашений, может односторонне требовать исполнения этого международного документа от Киева.
Правда, администрация Порошенко попробовала найти лазейку. Ссылаясь на статью 9 Конституции Украины, заявила, что подписанные в Минске документы «не имеют обязательной юридической силы». Действительно, в Основном законе прописано, что все международные договора становятся частью национального законодательства только с согласия Верховой Рады. А Минские соглашения не были ратифицированы.
Но их не ратифицировали не потому, что они противоречили украинскому законодательству. Ратификация не требовалась, т.к. подписанный 12 февраля 2015 года в Минске документ был одобрен резолюцией 2202 (2015) Совета Безопасности ООН. Принятая Совбезом резолюция имела не рекомендательный, а распорядительный характер. В ней ключевой орган ООН в сфере безопасности постановил продолжить реализацию Минских соглашений и в соответствии со статьей 25 Устава ООН таким решениям члены Организации обязаны подчиняться. Порошенко обязан был своими указами реализовать положения резолюции Совбеза в Украине.
Отказавшись это делать, он не только противопоставил себя ООН. Он еще и подставил своих хозяев. Ведь США и Великобритания голосовали вместе с остальными членами Совбеза за резолюцию 2202 (2015). Теперь же Порошенко всем демонстрирует, что можно демонстративно игнорировать принятые Вашингтоном и Лондоном решения. Особенная унизительность для Запада состоит в том, что делает это марионеточный режим, полностью зависимый от англо-американцев.
Финал украинской драмы: тот, кто еще вчера демонстративно припадал к ладоням хозяев, сегодня столь же демонстративно демонстрирует им свое пренебрежение.
«В коалиции ненавистных „друзей“ очень часто хвост начинает вертеть собакой». Это сказал Аминторе Фанфани, президент Италии, 1978 год.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня