США готовят европейские страны к применению тактического ядерного оружия против России. Об этом российский министр иностранных дел Сергей Лавровзаявил на Конференции по разоружению в Женеве. И сразу повеяло новым Карибским кризисом.
По мнению Лаврова, продолжению процессов разоружения препятствуют сохранение американского нестратегического ядерного оружия в Европе, а также «дестабилизирующая практика совместных ядерных миссий» Вашингтона с неядерными членами НАТО, нарушающей Договор о нераспространении. По словам министра, во время учений военные отрабатывают применение американских боеприпасов и осваивают необходимые навыки. «Всем должно быть понятно, что тем самым военные США готовят вооруженные силы стран Европы к применению тактического ядерного оружия против России», — подчеркнул глава МИД.
При этом давно не секрет, каким именно тактическим ядерным оружием американцы располагают в Европе. Речь, прежде всего, идет об авиационных бомбах В-61. Хранятся они на пяти авиабазах НАТО: в Германии (Бюхель, более 20 штук), Италии (Авиано и Геди, 70−110 штук), Бельгии (Кляйне Брогель, 10−20 штук), Нидерландах (Волкель, 10−20 штук).
Прежде в этом ряду значилась и турецкая авиабаза Инджирлик. Но некоторое время назад, после обострения политической напряженности между Вашингтоном и Анкарой, в зарубежной прессе появились сообщения, что американские военные скрытно вывезли из Турции свои ядерные боеприпасы в Западную Европу.
Не секрет и то, что применять эти бомбы способны не одни только пилоты армии США. В качестве носителей могут применяться приблизительно 400 самолетов НАТО: истребители-бомбардировщики F-15E, многоцелевые истребители F-16 и истребители-бомбардировщики Tornado GR4 из состава ВВС США, Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции.
Несомненно — с учетом именно этих обстоятельств, Лавров отметил, что у России в отличие от США нет развернутого тактического ядерного оружия. Она не отрабатывает его применение, а имеющиеся боеприпасы сосредоточены исключительно на национальной территории. «В этих условиях наличие готовых к применению тактических ядерных вооружений США в Европе — не просто рудимент холодной войны, а явно агрессивная позиция», — добавил он.
Кроме того, Лавров подчеркнул, что Россия, как ответственный и последовательный сторонник разоружения, сократила свой ядерный арсенал на 85% по сравнению с пиком холодной войны. Он выразил надежду, что европейцам удастся сказать твердое «нет» размещению на своей территории оружия массового уничтожения. Причем — принадлежащего государству, которое уже применило его против жителей Хиросимы и Нагасаки.
В январе глава российской дипломатии подтвердил, что Москва не будет присоединяться к Договору о запрете ядерного оружия, так как «полная ликвидация ядерного оружия возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения в условиях обеспечения равной и неделимой безопасности для всех».
Ранее директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов рассказал, что Россия не планирует подписывать и ратифицировать Договор о запрете ядерного оружия, так как этот документ идет вразрез с представлениями РФ «о путях построения безъядерного мира».
Напомним: Договор о запрещении ядерного оружия был подписан 7 июля 2017 года в штаб-квартире ООН представителями 53 стран. Россия, США, КНР, Великобритания, Франция, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР не присоединились к соглашению и не принимали участия в его разработке.
— Опасения Лаврова основаны на фактах, — считает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров. — Действительно, то, что в планировании боевых действий с использованием тактического ядерного оружия участвуют и неядерные страны, означает только одно: их обучают применению ядерного оружия. Это является прямым нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия. То же самое можно сказать и о размещении ядерных зарядов на территории неядерных стран.
При этом обратите внимание, как цинично Соединенные Штаты используют это для еще большего расширения своего влияния в Европе. Ведь именно необходимостью охраны ядерных зарядов американцы зачастую объясняют размещение своих военнослужащих на территории тех или иных стран НАТО. То есть сначала в страну завозится ядерное оружие. А потом, дабы оружие случайно не попало в шаловливые ручки союзников, туда вводятся американские подразделения. Чем не оккупационный режим?
— Понимают ли в Европе, чем для них это может обернуться? Лавров выразил надежду, что европейцам удастся сказать твердое «нет» размещению на своей территории оружия массового уничтожения. Удастся ли?
— Поступившись частью своего суверенитета и отдав свою безопасность под контроль НАТО (то есть — США), европейские страны лишились возможности противостоять американскому давлению. Надеяться на здравомыслие европейцев можно, но готовиться всегда нужно к худшему. Тот уровень террористической угрозы, который сейчас характерен для Европы, заставляет еще серьезнее относиться к этому вопросу.
— По словам Лаврова, Россия, как ответственный и последовательный сторонник разоружения, сократила свой ядерный арсенал на 85% по сравнению с пиком холодной войны. Однако, отметил он, несмотря на достижения в рамках российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, к США остаются вопросы. Есть ли смысл в этих условиях продолжать разоружение?
— Ядерный паритет является главным сдерживающим фактором международной безопасности. Если он нарушается, угроза ядерной войны становится реальной. Одностороннее разоружение не менее опасно, чем наращивание ядерного потенциала.
По словам эксперта Ассоциации военных политологов Александра Перенджиева, Лавров выразил обеспокоенность тем, что США используют европейцев в качестве «громоотвода».
— То есть, в случае чего, США буду наносить удар не напрямую, не со своей территории, а именно с территории Европы в надежде на то, что Россия ответит только по тем странам, с территории которых будет нанесен удар. Лавров тут европейцев пытается предупредить, что они становятся заложниками.
Раньше, кстати, европейцы были посмелее. Особенно в Западной Германии. Вспомните, как в начале 80-х, когда там были размещены ракеты «Першинг-2», были серьезные массовые выступления протеста. Потому что европейцы понимали, что в случае чего, «ответка» будет по ним. В итоге ракеты убрали, германское правительство не решилось пойти против народа.
Эти традиции куда-то делись. Видимо, не зря европейцев обрабатывают всеми этими миграционными потоками, разложением семьи, однополыми браками. Настолько им «накрутили» мозги, что они просто перестали осознавать себя как какую-то самостоятельную единицу, отстаивать свои интересы, в том числе, в сфере безопасности.
Мне кажется, Лавров пытался напомнить европейцам, что у них есть свои интересы в сфере безопасности, которые разнятся с интересами США.
— Лавров выразил надежду, что европейцам удастся сказать твердое «нет» размещению на своей территории оружия массового уничтожения. Каким странам, по-вашему, это удастся?
— Здесь, наверное, речь идет о тех странах, где наиболее сильны какие-то гражданские инициативы. К сожалению, руководители Германии, как ведущей страны Евросоюза, серьезно зависимы от США. Все-таки есть надежда, что и Меркель, и Макрон найдут смелость заявить об интересах своих государств, поддержать гражданские инициативы, которые наверняка будут и во Франции, и в Германии. Такие инициативы могут оказаться сильными в Испании. Да и даже в Восточной Европе. Например, Чехия или Венгрия могут четко обозначить свою позицию. Даже и Польша спсобна выступить против, если там поймут, что это угрожает их интересам.
— Есть ли нам смысл продолжать разоружение, если США явно не настроены на это?
— Если есть договоренности — их, конечно, надо соблюдать. Но, в любом случае, эти договоренности не должны идти в ущерб собственным интересам России. Пока что, например, договор СНВ-3 отвечал нашим интересам. Он даже определял для нашей страны такой потолок, которого нам надо было еще достигнуть.
Сейчас мы находимся в том состоянии, что сокращать действительно уже нечего. Нам нужно исходить из принципа самодостаточности для обороны. Нам не надо, чтобы оружия было больше, чем у американцев. Нам нужно, чтобы было достаточно чтобы защититься.
— Ранее в МИД заявляли, что Россия не намерена подписывать Договор о запрещении ядерного оружия, поскольку он расходится с представлениями Москвы о путях построения безъядерного мира, а также противоречит положениям Договора о нераспространении ядерного оружия. По словам Лаврова, «полная ликвидация ядерного оружия возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения в условиях обеспечения равной и неделимой безопасности для всех». Насколько это так? Есть ли способ прийти к реальному всеобщему разоружению?
— Дело в том, что для того, чтобы вступил в силу Договор о запрещении ядерного оружия, нужно чтобы сначала вступил в силу Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Но США как раз это дело тормозят. А как можно запретить ядерное оружие, если продолжать ядерные испытания?
Во-вторых, в мире еще четко не отработана система нераспространения ядерного оружия. Проблема в том, что все договора, вся система построения ядерной безопасности в мире, сводятся к переговорам между США и Россией. Почему-то остальные ядерные державы — Великобритания, Франция, Китай — это я говорю только про официальную «ядерную пятерку» — в этих переговорах не участвуют. А есть еще страны, которые не входят в «пятерку» — Индия, Пакистан. Теперь вот уже Северная Корея и Израиль.
Переговорный процесс сегодня отсутствует. Он должен сначала наладиться в рамках «пятерки», которая заседает в Совете безопасности ООН. А уж Совбез как раз может инициировать переговоры о построении нового контура международной ядерной безопасности. Потом к нему нужно подтягивать остальных и создавать эффективный механизм противодействия появлению новых ядерных держав.
А пока все будут считать, что только Россия и США должны договариваться, а остальные могут оставаться вне рамок процесса, — в таких условиях любые соглашения об уничтожении ядерного оружия будет напоминать сюжет анекдота. Помните: пьяный лейтенант забыл уничтожить несколько ракет. А руководитель государства его хвалит. Мол, какой ты молодец, а то нас тут в очередной раз обманули.
Поэтому, чтобы в жизни не случалось таких анекдотов, мы должны четко просчитывать все риски. Пока нет гарантий, что все транспарентно и прозрачно, мы не можем сказать, что путь к всеобщему запрещению ядерного оружия открыт.
Фото ТАСС