Американское руководство рассматривает возможность применения силы против сил сирийского лидера Башара Асада. По данным источников The Washington Post, в Белом доме идёт дискуссия о «вариантах действий для наказания» Дамаска за якобы использование химоружия в Восточной Гуте.
Сообщается, что единства в этом вопросе нет — некоторые члены администрации выступают категорически против. Почему американские высокопоставленные чиновники продолжают обвинять сирийские власти в использовании химоружия.
Администрация президента США рассматривает возможность применения военной силы против сирийских властей в ответ на сообщения о якобы использовании Дамаском химического оружия. Такие данные приводит издание The Washington Post со ссылкой на свои источники.
Сообщается, что совещание, посвящённое обсуждению этой темы, прошло в Белом доме на прошлой неделе. Во встрече, как пишет издание, приняли участие Дональд Трамп, министр оборон Джеймс Мэттис, советник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер и глава аппарата Белого дома Джон Келли.
По информации источников, Трамп запросил у членов своей администрации «варианты действий для наказания правительства Асада». Белый дом намерен отреагировать на сообщения о том, в 2018 году было зафиксировано по меньшей мере семь случаев применения хлора и других химических веществ на территориях, подконтрольных оппозиции.
Один из информаторов The Washington Post рассказал, что в ходе обсуждения «президент не утвердил каких-либо военных действий», и участники совещания условились «продолжать следить за ситуацией».
Ещё один источник The Washington Post рассказал, что Мэттис выступал «категорически» против использования военной силы в ответ на предположительное применение хлора, тогда как Макмастер «был за него».
Вместе с тем глава пресс-службы Пентагона Дана Уайт опровергла участие Мэттиса в обсуждениях возможных военных операций в Сирии и заявила: «Разговора не было».
Воздержался от комментария на этот счёт и представитель пресс-службы Минобороны США Эдриан Рэнкин-Гэллоуэй. «Как правило, мы не обсуждаем будущие военные планы», — представителя Пентагона.
«Химический шантаж»
Информация о проведении совещания, посвящённого возможной реакции на якобы использование сирийскими правительственными войсками химического оружия, появилась на фоне ряда обвинений на этот счёт, выдвигаемых американскими высокопоставленными чиновниками.
Так, накануне пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс распространила заявление, в котором Россия и силы президента САР Башара Асада обвинялись в нарушении резолюции 2401 Совбеза ООН о прекращении боевых действий в республике. Среди прочего прозвучало и обвинение сирийского лидера в использовании химического оружия.
«Проправительственные силы должны немедленно прекратить нанесение ударов по медицинской инфраструктуре и гражданским лицам во время своей жестокой кампании в Восточной Гуте. Цивилизованный мир не должен мириться с продолжающимся применением режимом Асада химического оружия», — говорится в заявлении.
При этом ранее российские и сирийские представители предупреждали о готовящихся террористами провокациях с использованием химического оружия в Восточной Гуте. Начальник Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии генерал-майор Юрий Евтушенко сообщал, что целью подобных нападений является обвинение правительственных сил в проведении химатак.
«Жертвы среди мирного населения будут использованы для обвинения руководства Сирии западными странами в применении химического оружия против собственного народа», — говорится в сообщении ЦПВС.
При этом сирийское командование категорически заявило, что не только не планирует применять химоружие против собственного народа, но и не имеет его в принципе. О полном уничтожении имевшихся запасов химоружия сирийские власти также неоднократно заявляли.
На днях президент Сирии Башар Асад затронул тему обвинений властей республики в применении химоружия. По его словам, это обычный шантаж со стороны западных стран, который может быть использован для нанесения ударов по правительственным войскам.
От использования бездоказательных обвинений в химатаках, основанных на данных дискредитировавших себя «Белых касок» и других псевдогуманитарных НПО, как предлога для ударов по Сирии призывало воздержаться и посольство России в США.
Складывающаяся ситуация с нагнетанием атмосферы вокруг якобы использования сирийскими войсками химоружия явно дублирует историю практически годичной давности. Напомним, днём 4 апреля агентство Reuters со ссылкой на Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека сообщило, что «самолёты, принадлежащие России или сирийскому правительству», нанесли удар боеприпасами с отравляющими веществами по городу Хан-Шейхун в провинции Идлиб.
В тот же день президент США Дональд Трамп и многие западные политики возложили ответственность за химическую атаку на сирийского лидера Башара Асада — ещё до проведения намеченного на 5 апреля заседания Совета Безопасности ООН. Сирийские власти отвергли все обвинения и заявили, что химоружие применили боевики, а ряд специалистов обратили внимание на то, что на кадрах с места событий не видно воронок, характерных для ударов с воздуха.
Двое суток прошли в попытках выработать единую формулировку резолюции по Сирии, однако в ночь на 7 апреля голосование Совбеза ООН по проектам резолюции было отложено, а США выпустили 59 ракет «Томагавк» по сирийской авиабазе Шайрат.
Это привело к новому обострению ситуации на Ближнем Востоке, росту напряжённости в отношениях между Россией и США, а также приостановке действия Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полётов авиации в ходе операций в Сирии.
По итогам расследования совместного механизма ООН и ОЗХО по расследованию химатак в Сирии (СМР) касательно инцидента в Хан-Шейхуне Совбезу ООН был представлен доклад. Документ содержит выводы об ответственности правительства Сирии за химическую атаку. Российская сторона назвала используемые свидетельства ангажированными.
Отличительной особенностью этого доклада стало то, что эксперты СМР не посещали Хан-Шейхун, а сделали выводы исключительно из опроса свидетелей и анализа веществ, которые им передали третьи лица.
«Столкновения не прекращаются»
В понедельник, 5 марта, в контролируемый радикальными группировками оппозиции пригород Дамаска — Восточную Гуту — прибыл первый гуманитарный конвой Сирийского общества Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста.
При этом официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил, что ряд средств медицинского назначения не были допущены в блокированный анклав, а официальный представитель Госдепа США Хезер Науэрт обвинила власти Сирии в «разворовывании гуманитарной помощи, медикаментов и припасов».
Также официальный представитель генсека ООН сообщил, что боевые действия в Восточной Гуте не прекращались во время движения и разгрузки гуманитарного конвоя.
«Столкновения и авиаудары сегодня продолжались в Восточной Гуте во время перемещения конвоев, в том числе в городе Дума, когда шла разгрузка. В то же время сообщалось, что Дамаск также был обстрелян из Восточной Гуты», — заявил Дюжаррик.
В частности обстрелу подвергся госпиталь Тигрин в Дамаске. Ранения в результате инцидента получили 14 человек. В российском ЦПВС подчеркнули, что террористы блокируют выход мирных жителей по организованному гуманитарному коридору и используют их в качестве живого щита.
«Боевики проводят акции устрашения по отношению к мирному населению, запрещая под угрозой смерти покидать район Восточной Гуты. У мирных жителей изымаются продукты питания, вода и медикаменты. Все остающиеся в Восточной Гуте врачи и младший медперсонал задействованы только для оказания помощи боевикам», — говорится в сообщении Центра.
При этом в понедельник, 5 марта, из анклава удалось вывести 13 жителей, включая пятерых детей. До этого за семь дней действия гуманитарных пауз покинуть анклав удалось лишь двоим детям — из-за установленного террористами комендантского часа и обстрелов гумкоридора.
В качестве альтернативы обеспечению выхода мирных жителей из анклава в ЦПВС предложили гарантировать боевикам и их семьям безопасный выход из Восточной Гуты. Центр заявил о готовности обеспечить неприкосновенность всех радикалов, решивших покинуть анклав с личным оружием и семьями. Им будет предоставлен транспорт и обеспечена охрана по всему пути следования.
Фото Геополитика